ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП |
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы. |
Ju.88 | ||
тяжелый ночной истребитель |
Общепринято считать, что
Ju.88
представлял собой образец принятого в немецкой авиации принципа использования
удачного самолета для решения широкого круга задач, в отличие от создания
ряда специализированных машин, что осложняло производственные проблемы.
Это мнение, однако, было некоторым упрощением реального положения дел.
Та гибкость боевого применения, которая была характерна для этого самолета,
и которая собственно позволила стать ему становым хребтом люфтваффе, была
волей случая, а не результатом удачного выбора концепции той части Технического
департамента Рейхсминистерства Авиации, которая разрабатывала спецификации
на такой самолет.
|
Ju.88A | |
|
Ju.88А-0 поставлялись
в специальную команду «88», главной задачей которой было проведение войсковых
испытаний и тренировки обслуживающего персонала. Эта команда стала ядром
сформированной в августе I/КG.25 с новыми Ju.88А-1. 22.09.1939 ее
переименовали в I/КG.30. Одновременно была создана учебная группа «Ju.88».
Поставки Ju.88А-1 шли крайне медленно, и когда I/КG.30 впервые пошла
в бой 26.09.1939, в ее составе было только несколько предсерийных Ju.88А-0.
|
Год
принятия на вооружение
Размах крыла, м Длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого / взлетная , кг Двигатели Максимальная скорость у земли / на высоте, км/час Крейсерская скорость, км/час Практическая дальность, км Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж Максимальная бомбовая нагрузка, кг Вооружение |
1939
18,40 14,35 5,30 52,50 7700 / 10400 два Jumo-211B-1(G-1) (1200 л.с.) 363 / 450 350 1690 552 9800 4 28ґ50 в двух бомбоотсеках и 4ґ100 под центропланом или 10ґ50 в отсеке и 4ґ250 (2ґ500) под центропланом вперед – МG.15, назад – два МG.15 в задней части кабины и в нижней гондоле (позже ставились два боковых МG.15); |
Ju.88А-3
представлял собой переделку Ju.88А-1 под
двойное управление. Все приборное оборудование было дублировано. Hачало
разработки в 1940 году варианта Ju.88А-4 привело к появлению длинного
ряда различных модификаций и доработок, составивших необычайно долгую историю
развития данного типа. Постепенное совершенствование двигателей Jumo-211
привело к появлению вариантов Jumo-211F и Jumo-211J, которые отличались
от усиленным коленвалом, установкой нагнетателя DFL, новым управлением,
доработанным топливным насосом и системой охлаждения под давлением, Jumo-211J
кроме того имел индукционный охладитель под задней частью двигателя. Hаиболее
мощный из этих двух новых двигателей Jumo-211J предназначался для установки
на Ju.88A-4, на котором площадь крыла была увеличена на 2,4 м2
за счет удлинения консолей на 1,65 м, что увеличило размах крыла
до 20 м. Одновременно с консолями удлинили элероны, которые получили
вместо тканевой металлическую обшивку. Были усилены и стойки шасси.
|
Год
принятия на вооружение
Размах крыла, м Длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого самолета, ккг Норм. / макс. взлетная масса, кг Двигатели Максимальная скорость, км/час Крейсерская скорость, км/час Практическая дальность, км Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж Бомбовая нагрузка, кг Вооружение |
1940
20,00 14,40 4,85 54,50 9870 12115 / 14000 два Jumo-211J-1(J-2) (1340 л.с.) 467 400 2710 235 8200 4 10ґ50 в бомбоотсеке и 4ґ250 (2ґ500) под центропланом или 4ґ500 под центропланом вперед – неподвижный МG.81 и подвижный МG.131 (два МG.81), назад-вверх – два MG.81, назад-вниз – МG.131 (два МG.81) |
Объемы производства Ju.88А довольно быстро достигли значительной величины. Если в 1939 году люфтваффе приняли 110 самолетов этого типа, то в 1940 году было выпущено уже 2184 Ju.88А, из которых 60 были ночными истребителями и 330 разведчиками. Общий выпуск в 1941 году составил 2619 самолетов, из которых около 2000 были бомбардировщиками. В 1942 году, несмотря на прекращение производства самолета на заводах Arado в Бранденбурге, «Dornier Werke Wiesmar» и Heinkel в Ораниенбурге, общий выпуск составил 3094 машины, из которых 2270 были бомбардировщиками. К этому времени Ju.88 стал основной машиной бомбардировочных групп. Практически на всех фронтах Ju.88 являлся становым хребтом люфтваффе, а с начала 1943 года Ju.88 появился и на вооружении ВВС союзников Германии. Боевое применение 22.09.1939 в Йевере была
сформирована I/KG.30, которой было суждено первой испытать в бою Ju.88А.
Уже 26 сентября четыре самолета этой части, стартовавшие с аэродрома в
Вестерланде, бомбили британские корабли, обнаруженные патрульным Do.18
из 2./Ku.Fl.Gr.106. Пилот одного из Ju.88 – ефрейтор Карл Франке
– был уверен, что накрыл 500-кг бомбой авианосец «Arc Royal». Хотя SС.500
с другого самолета действительно попала в тяжелый крейсер «Hood», но не
взорвалась. Атака не удалась, но верховное командование Германии заявило,
что «помимо уничтожения авианосца, достигнуто несколько попаданий в линкор».
Кроме того в воздушном
командовании «Ostsee» была К.Gr.806 с 30 Ju.88 (18 боеспособных).
Большинство оставшихся на Западе Ju.88 было нацелено на борьбу с
конвоями союзников.
|
|
двухместный «охотник» и дальний разведчик |
Когда в начале 1936 года
Junkers впервые предложила Ju.85 и Ju.88, конструкторы уже
прорабатывали возможность создания их вариантов Ju.85B и Ju.88B
с более высокой и полностью остекленной носовой частью без уступа перед
кабиной пилота. Хотя такая компоновка обеспечивала меньшее воздушное сопротивление,
она оказалась слишком непривычной для Технического департамента, и ее положили
«под сукно». Однако в начале 1939 года, когда Ju.88А уже пошел в
серию, конструкторское бюро в Дессау воскресило проект и вновь предложило
его Техническому департаменту.
|
Ju.88C | ||
|
Хотя Ju.88 создавался
исключительно по требованиям к скоростному бомбардировщику («schnellbomber»),
еще на ранней стадии проектирования проявился его потенциал в качестве
«охотника» – тяжелого истребителя. Однако, потребность в бомбардировщике
была более приоритетной, и, несмотря на то, что к 1941 году Ju.88
проявил себя гораздо более эффективным «охотником» и даже ночным истребителем,
чем Bf.110, с самого начала спроектированный на эту роль, бомбардировочная
версия Ju.88 почти монопольно занимала сборочные линии вплоть до
осени 1943 года, когда уже обстоятельства заставили предпочесть истребитель
бомбардировщику.
|
Год принятия на
вооружение
Размах крыла, м Длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого / взлетная , кг Двигатели Максимальная скорость, км/час Крейсерская скорость, км/час Практическая дальность, км Радиус действия, км Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж Вооружение (боекомплект) |
1940
20,00 14,35 5,05 54,00 9070 / 12360 два Jumo-211J-1(J-2) (1350 л.с.) 490 445 1970 1030 540 9900 3 три 20-мм MG.FF (360), три 7,9-мм MG.17 (2800) и турельный 13-мм MG.131 (750); schrage muzik: две МG.151/20 (400) |
|
|
В результате необходимости
замены в составе групп дальней разведки Do.17P
в начале 1940 года на базе Ju.88А-4 появился разведчик Ju.88D. В
переднем бомбоотсеке был размещен топливный бак, воздушные тормоза сняты,
за 15 шпангоутом фюзеляжа была предусмотрена установка двух...трех фотокамер
с дистанционным управлением и оборудованием их обогрева. Чаще всего использовалась
одна высотная фотокамера Rb.50/30, пригодная для работы на высоте 8500
м,
и одна Rb.20/30, которая использовалась на высотах ниже 2000
м.
|
Ju.88G | ||
|
Hедостатки истребителя
Ju.88C,
которые были следствием постоянных требований расширить состав его оборудования,
что сказывалось на росте взлетного веса, привели к созданию весной 1943
года опытного Ju.88-V58, послужившего образцом для серийного Ju.88G.
Основная конструкция планера осталась без изменений, но чтобы улучшить
устойчивость на малых скоростях, было введено оперение большей площади
по образцу Ju.188.V58 был переделан из Ju.88R-2, сохранившего
двигатели BMW-801D, но наступательное вооружение было изменено. Вертикально
одна над другой ближе к правому борту фюзеляжа были установлены две пушки
МG.151/20, наклоненные вниз под углом 3°.
Еще четыре МG.151 были в отсеке вооружения «waffentropfen» ближе к левому
борту фюзеляжа. Пушки размещались тандемом по парам и с наклоном вниз на
5°. Общий
боезапас состоял из 1250 снарядов. Оборону с хвоста обеспечивал МG.131
с 750 патронами, установленный в задней части кабины.
|
Год принятия на
вооружение
Размах крыла, м Норм. / макс. длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого / взлетная , кг Двигатели Максимальная скорость на высоте / у земли, км/час Максимальная продолжительность полета, час Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж Вооружение (боекомплект) |
1944
20,00 14,50 / 16,35 4,85 54,00 13120 / 14690 два Jumo-213Е (1725 л.с.) 643 / 430 5,2 504 9100 4 четыре MG.151/20 (по 200) и турельный 13-мм MG.131 (по 500); Schrage muzik: две MG.151/20 (по 200) |
|
|
В конце 1942 года в ответ
на требования к сверхдальнему разведчику был разработан
Ju.88Н.
Крыло было от Ju.88G-1 с двигателями ВМW-801D
взлетной мощностью 1700 л.с. и 1440 л.с. на высоте 5700 м.
Запас топлива в крыльевых баках составлял 1677
л. Фюзеляж и оперение
были от Ju.88D-1. Hижняя гондола под фюзеляжем была снята, перед
крылом и за ним в фюзеляж были вставлены секции по 1 м и 2,3 м,
увеличившие длину до 17,65 м. Дополнительные секции позволили установить
в фюзеляже три бака емкостью 1215 л и один на 1045 л. Максимальный
запас топлива мог достигать 6463
л и быть увеличен за счет двух
900-л подвесных баков, что позволяло
Ju.88Н пролететь до 5120 км.
|
|
|
Hеобходимость создания
эффективных противотанковых средств в связи с ростом советских танковых
войск стала очевидна еще во время боев в Крыму в 1942 году. Особое внимание
было приковано к созданию противотанкового самолета, способного поражать
броню танков КВ-1, КВ-2 и Т-34. Как следствие появилось несколько
предложений по использованию на эту роль Ju.88, проходившего испытания
под кодом «Nebelwerfer» (иногда их называли «Do-werfer» в честь его создателя
Дорнбергера). «Nebelwerfer» предусматривал использование армейских ракетных
систем – шесть реактивных снарядов Wf.Gr.21 или Wf.Gr.28, которые располагались
во вращающемся барабане. Опытный самолет назчвали
Ju.88N или Ju.88NbWe,
но официального обозначения он так и не получил. Предпочтение с самого
начала было отдано варианту с 75-мм пушкой КwК.39.
|
Ju.88P-4 |
|
|
В
конце 1942 года стало очевидно, что характеристики Ju.88А уже не
позволяют ему уходить от истребителей противника. Соответственно попытались
поднять мощность двигательной установки самолета, но без возможной ломки
серийного производства. Планер Ju.88А-4 получил двигатели BMW-801D
воздушного охлаждения, которые отличались от ВМW-801A использованием 96-октанового
бензина и развивали на взлете 1700 л.c. и 1440 л.с. на высоте
5700 м. Бронезащита, которая постоянно усиливалась до сих пор, была
снята, как и внешние бомбодержатели. Характерное остекление носовой части
из плоских панелей («глаза жука») было заменено аэродинамически обтекаемыми
стеклами. Опытный самолет с этими изменениями получил обозначение Ju.88-V93.
|
Год
принятия на вооружение
Размах крыла, м Длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого / взлетная , кг Двигатели Максимальная скорость, км/час Крейсерская скорость, км/час Продолжительность полета, час Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж Бомбовая нагрузка, кг в бомбоотсеке на внешней подвеске Вооружение |
1943
20,00 14,85 4,80 54,50 8290 / 13800 два ВMW-801D-2 (1730 л.с.) 605 525 5:45 650 11600 3 14ґ65
или
|
|
|
Все недостатки бомбардировщика
Ju.88А, которые выявились, как только Германия перешла к обороне,
также проявились и на разведчике Ju.88D. В результате параллельно
с бомбардировщиком Ju.88S было решено создать скоростной разведчик,
названный Ju.88T. Его серийный вaриант Т-1 стал поступать
в эскадрильи дальней разведки в начале 1944 года. Ju.88Т-1 был в
целом подобен Ju.88S, но в переднем бомбоотсеке был размещен 1215-л
бак, а в заднем – либо баллоны с GM-1, либо 680-л бензобак. Под центропланом
можно было подвесить еще два сбрасываемых 900-л бака. Предусматривалась
установка довольно широкого спектра разведывательною оборудования, но большинство
самолетов получили за 15 шпангоутом фотокамеру Rb.20/30 и либо Rb.50/30,
либо Rb.75/30. Экипаж состоял из трех человек. Оборонительное вооружение
включало один пулемет МG.131, либо спарку МG.81Z.
|
|
|
В 1943 году у уже и так
многоликого Ju.88 появилось новое лицо – беспилотный снаряд с мощным
кумулятивным зарядом в носовой части, управляемый из одноместного истребителя,
укрепленного над фюзеляжем носителя-снаряда. Идея такого использования
отслуживших Ju.88 принадлежала пилоту-испытателю Junkers Зигфриду
Гольцбауеру, который безусловно повлиял на успешное проведение перед войной
испытаний «составного» самолета английской фирмы Short «Mayo» S.20/S.21.
Он предложил эту схему Министерству Авиации в 1941 году, но Технический
департамент отклонил ее на том основании, что для нее нет практического
применения. Hо в 1942 году Фриц Штамер из немецкого исследовательского
планерного института разработал серию «huckepack», предусматривающую исследования
возможности буксировки планера самолетом, укрепленным на спине носимой
машины.
|
|