Второй четырехмоторный
тяжелый бомбардировщик, поступивший на вооружение в ВВС Великобритании
в ноябре 1940 года, самолет Handley-Page HP.57 «Halifax» был одним
из известной триады самолетов, участвовавших в ночных бомбардировках Германии
(днем Германию бомбили американцы). Но хотя этот самолет поступил на вооружение
на год с лишним раньше, чем бомбардировщик Avro
«Lancaster», он всегда находился как бы в тени достижений этой великолепной
машины. Однако «Halifax» обогнал «ланкастера» как многоцелевой самолет:
кроме применения в качестве тяжелого ночного бомбардировщика, он у себя
на родине также немало использовался как санитарный или грузовой самолет,
буксировщик планеров, самолет для перевозки личного состава или как морской
разведчик.
«Halifax» появился в результате
технического задания Министерства авиации от 1935 года на двухмоторный
бомбардировщик, в ответ на которое компания Handley-Page предложила разработку,
обозначенную как НР.55. Она оказалась неудачной, но спустя примерно
год Министерство авиации распространило новое техническое задание Р.13/36
на средний/тяжелый бомбардировщик, который должен был быть оснащен 24-цилиндровым
двигателем «Valture», разрабатываемым в то время компанией Rolls-Royce. Предложенный
Handley-Page проект бомбардировщика НР.56 был выбран в качестве
основы опытного самолета, но компания сомневалась, что двигатель «Valture»
будет надежной серийной силовой установкой, и поставила задачу переконструировать
самолет НР.56 для установки четырех двигателей Rolls-Royce «Merlin».
03.09.1937 с компанией Handley-Page был заключен контракт на производство
двух опытных самолетов НР.57, сборка которых была начата в 1938
году.
Первый полет был состоялся
25.10.1939. Самолет НР.57 представлял собой свободнонесущий среднеплан
цельнометаллической конструкции, крыло которого имело автоматические предкрылки,
но на серийных самолетах они были сняты. Хвостовое оперение состояло из
большого высокорасположенного стабилизатора и разнесенного вертикального
оперения в виде двух концевых шайб; широкий фюзеляж с плоскими боковинами
имел цельнометаллическую конструкцию и обладал значительной вместимостью.
Экипаж состоял из семи человек, включая трех стрелков: в носовой, средней
и хвостовой позициях. Шасси с хвостовым колесом убиралось, а силовая установка
состояла из четырех двигателей «Merlin».
При использовании в качестве
бомбардировщика разнообразное вооружение размещалось в бомбовом отсеке
длиной 6,71 м, расположенном в нижней части фюзеляжа. Кроме этого
имелось еще два бомбовых отсека в центроплане, по одному с каждой стороны
фюзеляжа. Второй опытный самолет совершил свой первый полет 17.08.1940,
а спустя два месяца появился первый серийный образец, обозначенный как
«Halifax» Mk.I и оснащенный двигателями Rolls-Royce «Merlin Х» мощностью
1280 л.с. Вооружение состояло из спаренной и счетверенной пулеметных
установок калибра 7,69 мм в носовой и хвостовой турелях.
Полное обозначение этого
серийного варианта было «Halifax» B.Mk.I Series I; эти самолеты начали
поставляться в ноябре 1940 года; в начале марта 1941 года самолеты «галифаксы»
атаковали Гавр; спустя несколько дней «Halifax» стал первым четырехмоторным
бомбардировщиком ВВС Великобритании, совершившим ночную бомбардировку немецких
объектов (бомбы были сброшены на Гамбург). 30.06.1941 самолет впервые использовался
для дневной бомбардировки Киля, однако вскоре стало ясно, что его оборонительное
вооружение недостаточно мощно для проведения дневных операций, и к концу
1941 года «галифаксы» стали использовать только для ночных бомбардировок.
Контракты на крупномасштабное
производство очень быстро превысили производственную мощность заводов компании
Handley-Page. Создание четырех новых производственных линий было осуществлено
методом поагрегатной сборки, и первый из построенных по субдоговору самолетов
совершил полет 15.08.1941. Бомбардировщики «Halifax» входили в состав не
менее 34 эскадрилий на Европейском театре боевых действий и еще четырех
на Среднем Востоке. Два звена сначала использовались на Дальнем Востоке,
а после победы в Европе – в войне с Японией.
В августе 1942 года «Halifax»
использовали как самолет наведения. Кроме того, он был первым самолетом
ВВС Великобритании, оборудованным сверхсекретным радаром Н2S для бомбардировки
по приборам. Он также широко применялся для дневных атак по местам базирования
немецких крылатых ракет Fi.103 (V-1).
С 1941 года по 1945 год
бомбардировщики «Halifax» совершили 75532 боевых вылета, во время которых
на европейские объекты было сброшено 231252 тонны бомб. «Halifax» использовался
эскадрильями береговой авиации противодействия подводным лодкам, для метеорологического
и противокорабельного патрулирования. Самолеты, переделанные из обычных
бомбардировщиков и специально оборудованные, получили обозначения «Halifax»
GR.Mk.II, GR.Mk.V или GR.Mk.VII в соответствии с вариантами бомбардировщиков,
на основе которых они были созданы. Аналогичным образом транспортная авиация
ВВС Великобритании приобрела самолеты «Halifax» C.Mk.III, C.Mk.VI и C.Mk.VII
для эвакуации раненых, грузовых перевозок и перевозок личного состава.
Малоизвестной была работа
в военное время 138-й и 161-й эскадрилий (специального назначения («Special
Duties»), которые забрасывали агентов и грузы на территорию противника.
Другим важным применением самолета было его использование воздушно-десантными
войсками под обозначениями «Halifax» A.Mk.III, A.Mk.V и A.Mk.VII. «Галифакс»
оказался единственным самолетом, способным буксировать два планера «Airspeed
Horsa» через Северное море для нападения на завод по производству тяжелой
воды, расположенный на юге Норвегии.
Второй серийный самолет
«Halifax» B.Mk.II Srs.I имел надфюзеляжную турель Boulton-Paul с двумя
пулеметами и увеличенный на 15 % запас топлива. Силовая установка, состоявшая
первоначально из двигателей «Merlin ХХ», была позднее заменена на двигатели
«Merlin 22» такой же мощности. Эти изменения привели к увеличению суммарного
веса и ухудшению летных характеристик. Надфюзеляжная турель была «последней
каплей», и немедленно были предприняты шаги по улучшению конструкции.
Получившийся в результате
«Halifax» B.Mk.II Srs.IA (НР.59) имел увеличенные на 10 % максимальную
и крейсерскую скорости, что было достигнуто за счет уменьшения как веса,
так и лобового сопротивления. Передняя и надфюзеляжная турели были сняты
и в носовой части установлен обтекатель. Более
позднее производство было ориентировано на самолет B.Mk.II Srs.IA, имевший
в носовой части обтекатель Perspex и надфюзеляжную турель от истребителя
«Defiant» с четырьмя пулеметами.
Более позднее изменение,
произведенное на всех самолетах, находившихся в то время в эксплуатации,
заключалось в замене треугольных килей большими по размеру прямоугольными.
Это произошло в результате испытаний, выявивших склонность «галифакса»
к неуправляемому штопору.
Последним основным серийным
вариантом был «Halifax» B.Mk.III (НР.61), оснащенный радиальными
двигателями Bristol «Hercules» Mk.VI или Mk.XVI, развивавшими на взлете
мощность 1615 л.с. Хотя эти самолеты были сняты с вооружения в бомбардировочной
авиации после победы над Японией, «Halifax» GR.Mk.VI продолжал использоваться
и после войны в береговой авиации, как и «Halifax» А.Mk.VII в транспортных
эскадрильях у себя на родине и за границей.
Послевоенные варианты
включали в себя «Halifax» C.Mk.VIII (НР.70), который мог нести 3629
кг полезной нагрузки в съемном контейнере под фюзеляжем, и
транспортно-десантный вариант «Halifax» A.Mk.IX (НР.71) для использования
воздушно-десантными войсками. Всего было построено 6167 «галифаксов», включая
4751 единиц в бомбардировочном варианте. Некоторые машины эксплуатировались
до конца 1947 года. Когда число самолетов «Halifax» C.Mk.VIII в транспортной
авиации превысило военные потребности, 10 из них были переделаны в 10-местные
гражданские транспортные самолеты «Halton» Mk.I (HP.70), использовавшиеся
в «Британской компании трансокеанских воздушных сообщений» (ВОАС). Впоследствии
около 80 гражданских самолетов эксплуатировались разными кампаниями вплоть
до 1952 года. |