С самого начала работ
по Ju.88 для конструкторов из Дессау было
очевидно, что самолет имеет хорошие резервы дальнейшего совершенствования,
но успех бомбардировщика на службе в люфтваффе и ожидание появления в 1943
году нового Ju.288 были основными доводами,
охлаждавшими пыл энтузиастов. В результате, за три года Ju.88 практически
не изменился. Официальную поддержку получали только небольшие доработки,
которые не влияли на темпы производства бомбардировщика.
Осенью 1942 года для Технического
департамента Рейхсминистерства Авиации стало очевидно, что боевой дебют
Ju.288
в лучшем случае откладывается. Hачались поиски другой возможной замены
для Ju.88. К счастью, вопреки официальной позиции, на Junkers продолжались
работы по Ju.88E, который рассматривался в качестве альтернативы
«бомбардировщика Б».
Последовательные модификации
Ju.88E-0
привели к появлению в сентябре 1941года опытного Ju.88Е (D-AWLN),
который получил те же двигатели ВМW-801МА и имел фюзеляж от Ju.88Е-0.
Размах крыла был увеличен с 20 м до 22 м. Была установлена
приземистая башня ЕDL.131 с одним МG.131. Весной 1942 года этот самолет
получил развитие в Ju.88-V44 (NF+КQ), который имел увеличенный по
площади киль и стабилизатор большего размаха. Это было связано с некоторой
неустойчивостью в полете Ju.88Е-0 и V27. Позже это оперение
было использовано на опытном Ju.88-V58 – прототипе истребителя Ju.88G.
Ju.88-V44 позже
получил обозначение Ju.188-V1. В октябре 1942 года было решено продолжить
работы по этому варианту Ju.88, и последовал заказ на второй опытный
Ju.188-V2,
который был закончен и поступил на испытания в январе 1943 года. Оба самолета
предназначались для горизонтального бомбометания и бомбометания с пикирования,
получив те же решетчатые воздушные тормоза и автомат вывода из пикирования,
что и Ju.88А-4. Пока в Бернбурге готовилось производство нового
самолета, министерство окончательно выработало к нему требования, указав
на необходимость использования двигателей Jumo-213 или ВМW-801 на одном
и том же планере, тем самым снизив риск задержек в производстве из-за ситуации
с поставками моторов. Планировалось, что обе модели будут производиться
на сборочных линиях вместе, а двигатели ставиться в зависимости от наличия
того или иного типа.
Первые три самолета были
поставлены из Бернбурга в феврале 1943 года. В марте последовали еще семь,
а в апреле – восемь. В мае 1943 года Ju.188Е-1 поступили в штаб
КG.6 в Киле, а летом была сформирована опытная команда люфтваффе «188»
для проведения войсковых испытаний бомбардировщика и его освоения техническим
персоналом. Позже это подразделение стало 4./КG.66. Первой боевой группой,
получившей новый бомбардировщик, была I/КG.6, которая уже с 20 октября
начала вести боевую работу на Западе вместе с Ju.88 из других групп
эскадры. Hа вооружении группы имелось 28 самолетов этого типа, включая
14 боеспособных.
Всего до конца 1943 года
со сборочной линии Бернбурга люфтваффе приняли 283 Ju.188. В начале
1944 года в программу производства Ju.188 были включены заводы ATG
в Лейпциге и Siebel в Халле. Первый начал выпуск Ju.188 в январе,
а второй – в феврале.
Ju.188A
(Ju.188С, Ju.188D)
Большинство Ju.188,
принятых люфтваффе в 1943 году, было оснащено двигателями ВМW-801, которые
имелись в большем количестве, чем Jumo-213. Тем не менее, предсерийные
Ju.188А-0
с двигателями Jumo были выпущены заводом в Бернбурге почти одновременно
с первыми Ju.188Е-0 с двигателями ВMW-801.
Двигатели Jumo-213А-1
развивали на взлете 1776 л.с., а на высоте 6000 м – 1600
л.с.
Винты – Junkers VS-11 – трехлопастные изменяемого шага. Предсерийные
Ju.188A-0
не имели ни воздушных тормозов, ни автомата вывода из пикирования и рассматривались
только как горизонтальные бомбардировщики с бомбовой нагрузкой в 3000 кг.
Бомбы подвешивались в комбинации шестнадцать SC.65, либо четыре 250-кг
бомбы в отсек, либо две 500-кг бомбы снаружи на держателях ЕТС. Ju.188A-1
должен был стать пикирующим бомбардировщиком, но планы высшего командования
люфтваффе в отношении пикировщиков изменились, и в серию в начале 1944
года пошел Ju.188А-2.
Ju.188А-2 также,
как и предсернйные A-0, получил двигатели Jumo-213A-1, но их мощность
можно было форсировать впрыском МW-50 до 2240 л.с. на взлете и 1880
л.с.
на высоте 4700 м. Кроме носовой секции, консолей и оперения планер
нового самолета был подобен Ju.88А-4. В крыле по обе стороны мотогондол
располагались 830-л и 850-л баки и 150-л бак для МW-50. В фюзеляже размещался
1680-л бак, а для дальних полетов в бомбоотсек можно было разместить дополнительный
500-л бак.
Оборонительное вооружение
состояло из пушки МG.151/20 в управляемой гидравлически верхней башне;
такая же пушка была в правой части лобового остекления в распоряжении бомбардира.
В задней части кабины был пулемет МG.131, а спарка – МG.81Z в задней части
нижней гондолы.
Вариант торпедоносца Ju.188А-3
отличался от A-2 только отсутствием внешних центропланных бомбодержателей.
Этот вариант был немногочисленным. A-3 нес пару 800-кг торпед LТ-1В
или 765-кг LТF-5B. В большом обтекателе справа под фюзеляжем находился
механизм для запуска «прибора Обри» торпеды. В носу устанавливался локатор
FuG.200 «Hochentwil».
Еще до запуска в серию
Ju.188
на Junkers рассматривался вопрос об установке в хвостовой части самолета
дистанционно-управляемой установки МG.131Z/FA-15 с вертикальным размещением
двух пулеметов МG.131. Эта установка имела боезапас 600 пагронов на ствол
и управлялась с помощью перископа PVE-11. Пулеметы имели угол обстрела
по горизонту 60°
и углы склонения 45°.
Установка была опробована на планере самолета серии A. Хвостовая
часть фюзеляжа была усилена, консольные топливные баки – сняты. Самолет
получил обозначение Ju.188C-0. Установка оказалась слишком сложной
и ненадежной, что, учитывая большой вес, привело к решению не ставить ее
на серийные машины.
В течение первых месяцев
1944 года основной упор был сделан на выпуск разведывательного варианта
самолета. Hа базе Ju.188А выпускались два варианта разведчика –
Ju.188D-1
и D-2. Передняя пушка при этом снималась, а экипаж был сокращен
до трех человек. При максимальном взлетном весе 15200 кг, с полной
заправкой топливом и с подвесными баками Ju.188D мог пролететь 3375
км
при скорости 475 км/час на высоте 6000 м. Максимальная скорость
на высоте 6200 м достигала 535 км/час.
Предусматривались несколько
вариантов разведывательного оборудования. Для полета днем ставились две
фотокамеры Rb.50/30 или Rb.75/30, а для разведки ночью – две NRb.40/25
или NRb.50/25. Ju.188D-2 был морским разведчиком с локатором «Hochentwil». |