Аvro 683 «Lancaster» был
лучшим британским тяжелым бомбардировщиком Второй мировой войны. Существует
мнение, что он был едва ли не лучшим тяжелым бомбардировщиком из находящихся
на вооружении обеих воюющих сторон. Это может показаться удивительным,
если вспомнить, что его прототипом послужил неудачный двухмоторный самолет
Avro
679 «Manchester». Но
«Lancaster» отнюдь не был только четырехмоторной версией этой машины.
Опытный образец «ланкастера»
представлял собой переоборудованный планер «манчестера» с расширенным центропланом
и четырьмя двигателями Rolls-Royce «Merlin X» мощностью 1145 л.с.
Первоначально этот опытный образец сохранял трехкилевое вертикальное оперение
«манчестера», однако позднее его модифицировали в двухкилевое, которое
и стало обычным для «ланкастеров».
Прототип бомбардировщика
совершил первый полет 09.01.1941. Второй образец, с некоторыми изменениями
и двигателями «Merlin XХ», поднялся в воздух 13.05.1941. Новый бомбардировщик
был высоко оценен, и вскоре поступили крупные заказы на его производство.
Темпы производства в военное
время были таковы, что первый серийный «Lancaster» совершил полет уже в
октябре 1941 года. Несколько частично собранных корпусов «манчестеров»
в процессе сборки были переоборудованы и выпущены как «Lancaster I» (в
1942 году их переименовали в «Lancaster» В.I).
Первый контракт был заключен
на поставку 1070 самолетов, но вскоре последовали и другие заказы. Когда
стало очевидно, что производственные мощности головной компании в Чаддертоне
и Йедоне с заказами не справляются, подряд на постройку самолетов взяли
и другие компании: Armstrong-Whitworth в Ковентри, Austin-Morris в Бирмингеме,
Metropolitan-Vickers в Манчестере и Vickers-Armstrong в Честере и Касл
Бромвиче. Вскоре «ланкастерами» стали заменять «манчестеры», а возросшим
объемам их производства начала угрожать нехватка двигателей «Merlin».
Проблема
была решена лицензионным производством двигателей компанией Packard в США
не только для «ланкастеров», но и для других самолетов. Дополнительно использовались
двигатели Bristol «Hercules VI» мощностью 1735 л.с. или радиальные
двигатели «Hercules XVI».
Первый образец «Lancaster»
B.II поднялся в воздух 26.11.1941, и результаты были настолько успешны,
что он немедленно был запущен в производство компанией Armstrong-Whitworth
в Ковентри. Самолеты «Lancaster» B.II из первой серийной партии с двигателями
«Hercules» были отправлены в 61-ю эскадрилью в Сестон (Ноттингем), которая
провела летные испытания этой модели.
Постепенно «Lancaster»
B.II стал поступать на вооружение других эскадрилий, но модели Мк.II не
суждено было достигнуть успеха «ланкастера» с двигателями «Merlin»: она
не могла летать на такой большой высоте, не обладала такой скоростью и
имела бомбовую нагрузку на 1814 кг меньше.Производство
прекратилось после выпуска 301 самолета.
А в это время «ланкастеры»
с моторами «Merlin» становились все более и более мощными. Двигатели опытного
образца в серийных самолетах были заменены на «Merlin XX» и «Merlin XXII»
мощностью 1280 л.с. и «Merlin XXVI» мощностью 1620 л.с. Первоначальные
предложения об установке подфюзеляжной турели были отвергнуты, и «Lancaster»
B.I был оснащен тремя турелями с гидравлическим управлением фирмы Frazer-Nash
с восемью пулеметами Browning калибра 7,69 мм: по два в носовой
и верхней средней надфюзеляжной турелях и четыре – в хвостовой. Бомбовый
отсек был постепенно увеличен для размещения все более и более тяжелых
бомб: 3629 кг и 5443 кг и, в конце концов, для громадной
«Grand Slam» весом в 9979 кг – самой тяжелой бомбы Второй мировой
войны.
Как только компанией Packard
был налажен выпуск двигателей «Merlin», появился оснащенный ими «Lancaster»
В.III. Внешне он отличался только увеличенным фонарем кабины бомбардира
в носовой части. Для наращивания производства в 1942 году была выбрана
канадская компания Victory-Aircraft, которая приступила к выпуску «ланкастеров»
под обозначением «Lancaster» В.X.
С августа 1943 года «ланкастеры»,
оснащенные двигателями Packard, переправлялись по воздуху через Атлантику
и по прибытии оснащались вооружением; всего было построено 430 самолетов. Необходимо
упомянуть о «Lancaster» В.VI, в которых предполагалось использовать двигатели
«Merlin» Mk. 85 и Mk.87 мощностью 1635 л.с. Девять планеров были
переоборудованы фирмой Rolls-Royce для проведения сравнительных испытаний.
В 635-й летной эскадрилье они использовались как самолеты наведения. Носовая
и верхняя турели были сняты и установлены усовершенствованная РЛС H2S для
прицельного бомбометания и впервые появившаяся аппаратура радиопротиводействия.
Однако, несмотря на то, что летные данные этих самолетов превосходили характеристики
предыдущих марок, серийно они не выпускались.
Последний серийный вариант
«ланкастера» – «Lancaster» В.VII имел вместо обычной турели Frazer-Nash
верхнюю турель American Martin с двумя пулеметами калибра 12,7 мм
(новая турель была размещена ближе к носу). Хотя в разное время строились
и другие модели, «Lancaster» В.I серийно производился в течение всей войны,
а последний самолет был поставлен 06.02.1946 компанией Armstrong-Whitworth.
Общее производство составило:
два опытных образца Mk.I, 3425 серийных самолетов модели Mk.I, 301 – модели
Mk.II, 3039 – модели Mk.III, 180 – модели Mk.VII и 430 – модели Mk.X. Общее
число самолетов составило 7377. Из них 3673 были построены компанией Avro,
1329 – Armstrong-Whitworth, 330 – Austin-Morris, 1080 – Metropolitan-Vickers,
535 – Vickers-Armstrong и 430 – Victory Aircraft.
Ланкастерами были укомплектованы
эскадрильи по меньшей мере пятидесяти девяти бомбардировочных соединений.
За время войны они совершили свыше 156 тыс. боевых вылетов и сбросили 618350
т фугасных бомб и более 51 млн. зажигательных. Некоторое количество
«ланкастеров» использовался для доставки домой военнопленных из Европы,
другие самолеты были переделаны для испытательных полетов. Некоторое количество
самолетов было поставлено Военно-морскому флоту Франции, несколько переоборудовано
под гражданские нужды в качестве транспортных самолетов. Они имели более
обтекаемые носовую и хвостовую части и назывались «Lancastrian».
В транспортном самолете Avro «York» использованы крылья и двигатели «ланкастера»,
двойные концевые шайбы, а также центральный киль. |