ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП |
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы. |
FW.190 | ||
|
Давно является аксиомой,
что когда боевой самолет поступает на вооружение, его потенциальный наследник
уже должен быть на чертежной доске. Так что не удивительно появление у
Технического департамента в начале осени 1937 года, всего через несколько
месяцев после поступления в люфтваффе истребителя Вf.109B,
новой заботы – разработки спецификации на следующий самолет в этом классе.
Особой поддержки у штаба люфтваффе это не вызвало, да и в самом департаменте
были люди, не испытывавшие энтузиазма по этому поводу. Заявляли, что Messerschmitt
настолько совершеннее существующих истребителей, что поиск ему замены преждевременен.
|
FW.190А | |
|
Большое
крыло показало свои преимущества еще в самом начале испытаний, но сборка
предсерийных машин уже зашла довольно далеко. В результате новое крыло
стало ставиться, начиная с восьмого FW.190A-0, законченного в начале
1941 года. На Танка оказывали сильное давление, чтобы обеспечить поставку
самолетов в строевые части к концу лета 1941 года Focke-Wulf уже получила
контракт на сто FW.190A-1, для которых в Мариенбурге уже готовилось
производство. AGO и Arado также получили указание готовиться к выпуску
истребителя на заводах в Ошерслебене и Варнемюде. Войсковые испытания проходили
в специальной части в Рехлине, куда в марте 1941 года поставили шесть FW.190A-0.
|
Год принятия на
вооружение
Размах крыла, м Длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого / взлетная , кг Двигатель Максимальная скорость на высоте / у земли, км/час Крейсерская скорость, км/час Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж Вооружение (боекомплект) |
1941
10,50 8,80 3,95 17,70 2900 / 3980 ВМW-801D-2 (1700 л.с.) 668 / 500 445 864 10600 1 две крыльевых 20-мм МG.151 (по 200) и две фюзеляжных 20-мм MG.FF (по 55); два фюзеляжных 7,9-мм MG.17 (по 1000) |
Хотя «полевых наборов»
использовалось на FW.190A-4 относительно немного, одним из первых
разрушителей «боевого ящика» – тесного строя американских бомбардировщиков
– стал FW.190A-4/R6, дебют которого состоялся в 1943 году. Этот
комплект предусматривал установку под крыльями двух «мортир» Wfr.Gr.21.
21-см снаряды должиы были разваливать тесный строй американских бомбардировщиков,
после чего идущие за А-4/R6 истребители должны были добивать противника
поодиночке. Испытания в Рехлине показали, что рассеивание на дистанции
1000 м составило 7 м по вертикали и 40 м по горизонтали.
Wfr.Gr.21 впервые были применены массировано 14.10.1943. Несколько FW.190A-4/R6
и A-5/R6, пустив свои 21-см снаряды успешно смешали строй 228 американских
бомбардировщиков. В результате в бою были сбиты 62 бомбардировщика, 17
разбились уже над Британией, а из 121 поврежденных машин около 30 % пришлось
списать. Потери составили 50 % от общего числа бомбардировщиков. Люфтваффе
же потеряли 38 истребителей, еще 51 был серьезно поврежден.
К весне 1943 года постоянный
рост веса, сопровождавший каждое расширение задач FW.190, потребовал
принятия серьезных решений. Чтобы разорвать порочный круг Focke-Wulf предприняла
попытку перепроектировать крыло. Новое крыло испытывалось на FW.190A-5/U10,
послужившим
прототипом следующей модификации серии – А-6, которую запустили
в производство с июня 1943 года. Самолет предназначался в первую очередь
для Восточного фронта и использовался вместе с «наборами полевой установки».
Базовый вариант включал вооружение из двух фюзеляжных пулеметов МG.17 и
четырех пушек МG.151/20 в корне крыла и на консоли. Было введено усиленное
бронирование. Вес возрос до 4140 кг, нагрузка на крыло до 225 кг/м2,
а на мощность – 2,4 кг/л.с. В течение зимы 1943…44 года на Восточный
фронт стал поступать новый вариант FW.190A-6/R1, на котором консольные
МG.151/20 были заменены на спарки пушек в подкрыльевых обтекателях. В результате
вооружение достигло шести МG.151/20 и двух пулеметов МG.17. Внешняя установка
пушек снижала максимальную скорость на 40 км/час, а дальность на
30 км, но зато вес секундного залпа был чрезвычайным. «Охотник»
FW.190A-6/R2
нес под крылом 30-мм пушки МК-108 вместо консольных МG.151/20, но с ними
испытывался только один самолет – FW.190-V51. Другим опытным самолетом
был FW.190A-6/R4 (V45), который первоначально использовался
для отработки GM-1 – системы впрыска закиси азота, и испытания удлиненных
законцовок крыла. Позже он летал с турбокомпрессором для ВМW-801TS. FW.190A-6/R6
нес пару Wfr.Gr.21 для использования против соединений бомбардировщиков.
FW.190A-6/U3
был фронтовым бомбардировщиком с держателями под крыльями и фюзеляжем.
|
Год принятия на
вооружение
Размах крыла, м Длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого самолета, кг Нормальная / максимальная взлетная масса, кг Двигатель Максимальная скорость на высоте / у земли, км/час Крейсерская скорость, км/час Максимальная скороподъемность, м/мин Практическая дальность (с двумя 300-л ПТБ), км Практический потолок (с впрыском MW-50), м Экипаж Боевая нагрузка Вооружение |
1942
10,50 8,95 3,95 17,7 3475 4385 / 4900 ВМW-801D-2 (1700 л.с.) 652 (6300 м) / 568 477 720 800 (1500) 10300 (11400) 1 одна 250-кг или четыре 50-кг бомбы две фюзеляжных и две крыльевых МG.151/20 и два фюзеляжных 13-мм MG.131 |
FW.190F (G) | |
|
Еще
в начале своей карьеры FW.190 продемонстрировал необычную гибкость
применения для решения различных боевых задач, а не только в качестве истребителя
в диапазоне средних высот. К концу осени 1942 года с возрастанием роли
штурмовой авиации и быстрым устареванием Ju.87 было решено запустить
в производство вариант FW.190F для решения задач непосредственной
поддержки сухопутных войск. Первоначально планировалось создать на базе
FW.190A-4
разведчик FW.190E-1, но с этой задачей справлялись истребители FW.190A-3
и А-5 с набором R4, включавшем одну фотокамеру Rb.75/30, Rb.50/30,
Rb.20/30 или две Rb.12,5. В результате работы по FW.190E-1 были
прекращены.
|
Год принятия на
вооружение
Размах крыла, м Длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого самолета, кг Норм. / макс. взлетная масса, кг Двигатель Максимальная скорость на высоте / у земли, км/час Максимальная скорость с 250-кг бомбой, км/час Практическая дальность, км Радиус действия, км Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж Вооружение (боекомплект) |
1943
10,50 8,95 3,95 17,70 3326 4400 / 4925 ВМW-801D-2 (1700 л.с.) 638 / 547 588 745 530 642 10000 1 две крыльевых 20-мм МG.151 (по 200) и два фюзеляжных 7,9-мм MG.17 (по 1000) под фюзеляжем одна 250-кг бомба, на F-3/R1: четыре 50-кг бомбы под крыльями и две подкрыльевые 30-мм МК-103 |
К началу 1942 года FW.190A
уже пошел в производство и был принят на вооружение. Большинство из его
недостатков удалось успешно преодолеть, но оставались проблемы с высотными
характеристиками самолета. Первой попыткой решить их был FW.190-V13
(SК+JS) – модифицированный 29-й планер FW.190A-0. Он был оснащен
системой впрыска закиси азота GM-1, что поднимало высотность двигателя.
Закись азота сохранялась в сжиженном виде в баллоне за кабиной и обеспечивала
двигатель дополнительным окислителем, а заодно работала и качестве антидетонационной
смеси.
|
FW.190D «Dora» | |
|
FW.190D
– «Langnaesige Dora» («длинноносая Дора»), как его называли в люфтваффе,
или «Dora-9» – рассматривался Танком в качестве временного
решения до готовности Та.152. Однако, сам
по себе этот прекрасный истребитель во многих аспектах представлял собой
наиболее удачную модель, выпускавшуюся Focke-Wulf.
|
Год принятия на
вооружение
Размах крыла, м Длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого самолета, кг Норм. / макс. взлетная масса, кг Двигатель (мощность – номин. / с впрыском MW-50) Максимальная скорость на высоте / у земли, км/час Практическая дальность, км Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж Вооружение (боекомплект) |
1942
10,50 10,20 3,35 17,70 3490 4300 / 4840 Jumo-213А-1 (1776 / 2240 л.с.) 680 / 576 830 954 10000 1 две крыльевых 20-мм МG.151 (по 250) и два фюзеляжных 13-мм MG.131 (по 475); 500-кг бомба на держателе ЕТС-504 |
01.07.1941 II/JG.26 был переведен
во Францию, где к концу месяца получил первый FW.190A-1. Командир
группы гауптман Вальтер Адольф лично облетал первый самолет. 6-я эскадрилья
группы стала первым подразделением, официально перевооруженным с Вf.109E-7
на FW.190A-1. Командиром эскадрильи был обер-лейтенант Шнейдер.
К первому сентября перевооружили всю группу. Вскоре последовало первое
боевое столкновение FW.190A-1 с английскими истребителями. Патрулируя
над Дюнкерком четверка из 6./JG.26 на высоте 4000 м встретилась
с численно превосходящим противником. Используя преимущество в высоте,
немцы атаковали «спитфайры» Mk.V cо стороны
солнца и сбили три из них. Это были первые официальные победы FW.190A.
|
|