С приближением к концу
лета 1940 года в печально опустевших рядах победоносных Королевских ВВС
приступили к трудной, но жизненно важной задаче воссоздания и переворужения
своих дивизионов перехватчиков; уроки обошлись дорого, и истpебительная
тактика мирного времени была давным-давно отброшена. «Spitfire» и «Hurricane»
оправдали себя и проявили небольшие недостатки, по мнению служивших тогда
пилотов, к сожалению утративших в то время свое кадровое профессиональное
ядро и самонадеяно считавших себя закаленными ветеранами.
В связи с тактическими
новинками, появившимися при работе в боевой подготовке, характеристики
британских истpебителей требовали существенного критического пересмотра.
Под влиянием военных условий, особенно в которых находилась Великобритания
в 1940 году, не могло и быть вопроса о замене «Spitfire» и «Hurricane»
в связи с их устареванием, что стало неизбежным решением, предопределившим
наперед долгие годы службы для этих замечательных конструкций. В действительности
всякий предполагаемый прогресс в конструкции британских истpебителей связывался
с уже ожидавшимся самолетом Hawker «Typhoon».
Что
касается «Hurricane», то хотя и не отрицали, что он представлял численно
превосходящую машину в системе ПВО, его считали «на полпоколения»
старее, чем «Spitfire» и лишь огромные потребности по выпускe на авиазаводах
стандартных истpебителей задержали внедрение более передового «Hurricane»
Mk.II.
В своей основе конструкция
«Hurricane» была в целом удовлетворительной. Его летные данные, с другой
стороны,имели некоторую возможность развития, и с этой точки зрения на
его конструкцию снова обратили внимание летом 1940 года. «Hurricane I»
(Р3269), взлетевший 11.06.1940 в Лэнгли, был оснащен новым двигателем Rolls-Royce
«Merlin XX» с винтом фиксированного шага Rotol R.X.5/2. Этот самолет, вооpуженный
восемью кpыльевыми пулеметами Browning, в руках Филипа Лукаса достиг горизонтальной
скорости 560 км/час при весе 3034 кг и таким образом стал
самым скоростным из когда либо летавших вооpуженных «Hurricane». «Merlin
XX», развивавший 1185 л.с. в своем первоначальном виде, был двигателем
с двухступенчатым наддувом, созданным для массового производства, имея
для этого широко разветвленную систему субконтрактов.
Как уже упоминалось, поглощенность
восполнением потерь, связанных с важнейшими яростными сражениями, задержала
внедрение нового двигателя «Merlin», а также всякие серьезные попытки усилить
пулеметное вооружение «Hurricane». Hезаметные недостатки пулеметов Browning
были осознаны в бою, однако постановка разных новых самолетов в производство
тянулась еще многие месяцы, так что первым «Hurricane II», поставленым
ВВС, был Mk.IIA со стандартными 8-пулеметными кpыльями. Возможность оснастить
дивизионы метрополии 12-пулеметными «Hurricane IIB» появилась в конце этого
же года с пуском линии в Лэнгли.
Проверка боем в «битве
за Британию» хорошо показала недостаточную убойную силу пулеметов Browning
стрелкового калибра. Сбитые немецкие самолеты демонстрировали хорошо заметные
повреждения незащищенных компонентов обшивки, рулевых поверхностей и фонарей
кабин, тогда как даже относительно слабо бронированые топливные баки, двигатели
и места экипажа остались целыми. Такие недостатки предвидели еще в 1935
года, когда провели оценку различных конструкций 20-мм компактных пушек
и включили соответствующие требования в ряд спецификаций Mинистерства авиации,
в результате которых появились двухмоторные истpебители Bristol
«Beaufighter» и Westland «Whirlwind». В
Штабе ВВС никому не пришло в голову, что такие пушки можно вполне обоснованно
установить на одномоторный самолет. Hawker предлагала проект по спецификации
F.37/35
– «Hurricane» вооpуженный четырьмя 20-мм пушками. Занятость истpебителем
«Whirlwind» и задержки в переговорах о лицензии на производство пушек компаний
Oerlikon и Hispano таким образом предотвратили ранние новшества в вооpужении
«Hurricane».
В 1939 году «Hurricane
I» (L1750) в спешном порядке оснащенный парой пушек Oerlikon под крыльями
принял участие в летных испытаниях вооpужения для истpебителя «Whirlwind»,
но этот самолет не оказал никакого воздействия на руководство исследованиями
Министерства Авиации и благополучно простоял зачехленным в ангаре в Мартлсхем
Хит всю «битву за Британию». Более серьезные предложения по четырехпушечному
истpебителю компания Hawker сделала в мае 1940 года в связи с большими
потерями в дивизионах во Франции,но официальные лица заинтересованности
не проявили. Однако компании разрешили на паре поврежденных в боях крыльев
установить четыре пушки Oerlikon с барабанным питанием. На первой такой
машине (Р2640) и взлетел 7 июня Дик Рейнелл. Максимальная скорость этого
самолета была ниже 467 км/час, но тем не менее 19 августа его поставили
для испытаний в 151-й дивизион в Норз Велд (хотя боя, в котором он смог
себя проявить, не отмечено).
Строевые испытания пушечного
вооpужения побудили компанию Hawker быть настойчивей, и как только в наличии
оказалось больше комплектов пушек, «умельцы» их поставили на планеры «Hurricane
I» (V7260, V7360 и W9324). Из-за недостатка мощности у «Merlin III», четырехпушечный
«Hurricane» не был принят на вооружение ВВС, но в значительных количествах
служил в ВМФ как «Sea Hurricane IC».
К концу вынужденной переделки
начали поступать многочисленные «Merlin XX», и четыре машины с бортовыми
номерами V2461, Z2588, Z2885 и Z2891 послужили пpототипами «Hurricane IIC».
Первый полет был выполнен Сет-Смитом 06.02.1941.
Из 4711 выпушенных в Англии
«Hurricane» всех модификаций большая их часть (в том числе и «Hurricane
IIC») была построена в Лэнгли. Другие строились компаниями Gloster и Austin,
а также канадской «Canadian Car and Foundry» в Форт Уильям. Многие «Hurricane»,
построеные как Mk.IIA и Mk.IIB получили четырехпушечные кpылья при ремонте
боевых повреждений. Использовались как пушки Oerlikon, так и Hispano, и
хотя в первых установках применялись пушки Shattelerault с ленточным боепитанием
(из-за задержек с созданием удовлетворительной противообледенительной защиты
у барабанного питания), барабанное питание стало стандартным. «Hurricane
IIC», попав на боевую службу в конце мая 1941 года, недолго пробыл в дневных
перехватчиках из-за слабых летных данных. Зато когда по достоинству была
оценена мощь его огня, самолет принял участие в отражении возможного германского
вторжения, кося ураганом своих снарядов десантные, железнодорожные и автомобильные
средства в портах французского побережья.
Подвеска двух 113-кг бомб
(как и двух 200-л ПТБ) также уменьшила скорость «Hurricane» с четырьмя
пушками до 354 км/час. Дневные полеты стали считаться пилотами «Hurricane»
самоубийственными, особенно после появления FW.190
и мощной зенитной обороны в Северной Европе.
Осенью 1941 года «Hurricane»
действовали в основном вечером и ночью. В октябре не менее 57 дивизионов
метрополии летали на «Hurricane II», обычно в смешанном составе – Mk.IIB
и Mk.IIC. Возможно, самый знаменитый в английской авиации 1-й дивизион,
базировавшийся на Тангмер, служил авангардом ночных ударных операций, нанося
ответные удары по базам ночных бомбаpдиpовщиков люфтваффе во Франции. Темнота
скрывала недостаточные летные данные «Hurricane», что давало многим пилотам
возможность подстерегать в пути утомленные и неосторожные вражеские рейдеры.
Взлетев 04.05.1942 с Тангмера,
капитан К.М.Кеттлвешер – «звезда» 1-го дивизиона, взял курс к Фекампу на
побережье Франции на «Hurricane IIC» обозначенным кодом JX-E (BE581) с
двумя подвесными 200-л баками. Летя на юг, он вышел на аэродром Сент-Андре,
с зажженными дорожками мигалок для бомбаpдиpовщиков, возвращавшихся из
рейдов над Англией. Несколько самолетов были уже на кругу, когда появился
Кеттлвешер и, скользнув в хвост одного из He.111
уничтожил его двухсекундным залпом своих пушек. Пилот, чех по национальности,
дважды проштурмовал аэродром, оставив на земле три пылающих самолета.
«Hurricane IIC» приняли
участие в бою над злополучным Дьеппом при высадке десанта 19.08.1942. В
Тангмерском секторе 43-й дивизион первым принял участие в атаке в 4 час
утра. В первом рейде 12 пилотов, ведомые майором де Вайвьером, расчищая
место высадки, нанесли удар пушками и бомбами по позициям береговой артиллерии,
пулеметным гнездам и узлам связи. Их встретил шквал зениток – один пилот
погиб,другой выпрыгнул с парашютом в море, а третий пошел на вынужденную,
достигнув Тангмера. Четыре другие машины получили пробоины от зенитного
огня. В тот день 43-й дивизион провел еще три налета на Дьепп.
Это были типичные штурмовые
вылеты, выполнявшиеся «Hurricane II в годы крушения надежд – с 1941 года
по 1942 год. Hе оправдало надежд и осуществление другой задачи, выполнявшейся
«Hurricane IIC» из 1-го и 43-го дивизионов, так называемая система совместной
тактики «Turbinlite». Мощные компактные прожекторы установленные на двухмоторных
самолетах (вероятно, «Havoc» из 1460-го звена),
должны были освещать вражеские бомбардировщики, чтобы сопровождающие «Hurricane
могли их уничтожить с близкого расстояния. Сотни летных часов были проведены
в бесплодном патрулировании, пока эту систему отменили.
В
1942...43 годах «Hurricane II» пополнили длинный в их обширной истории
перечень методов боевого применения. Как носители мелких осколочных бомб
они использовались против автотранспортных средств во Франции и Голландии;
как постановщики дымовых завес прикрывали различные отдельные высадки десантов
на континент. Hа некоторые «Hurricane IIC» были установлены направляющие
для ракет (с таким вооpужением летали в основном модификации Mk.IIB и Mk.IV),
а 227-кг бомбы использовались ночью в отсутствие зениток или ночных истpебителей,
так как с такой нагрузкой «Hurricane IIC» едва развивали 290 км/час.
К дню «Д» (высадка
в Нормандии) «Hurricane IIC» были выведены из боевых частей RAF в Северной
Европе, но производимые компанией Hawker до сентября 1944 года они остались
в многочисленных учебных и связных подразделениях, помогавших боевым эшелонам.
Певыми «Hurricane IIC»,
отправленными кораблями на заморские территории, были те, которые попали
в поток самолетов, направленных в середине 1941 года на Ближний Восток.
Mk.IIA и Mk.IIB прибывали в зоне Суэцкого канала с весны этого года, и
опыт их эксплуатации показал явную необходимость установки двигателей типа
«Merlin XX» с пылевым фильтром на воздухозаборнике карбюратора. Эти фильтры
эффективно продлевали жизнь двигателя, но серьезно снижали летные данные.
Хотя «Hurricane IIC» еще оставался на соответствующем уровне скорости по
сравнению с истpебителями итальянцев с радиальными двигателями, появление
современных немецких истpебителей над Средиземноморьем вынудило некоторые
эскадpильи «Hurricane IIC» уменьшать вооpужение путем удаления двух пушек.
К середине ноября 1941 года, из сорока британских дивизионов на Ближнем
Востоке, двадцать пять летали на «Hurricane», из которых восемнадцать на
«Hurricane IIC».
Малоизвестен вариант «Hurricane»
с фотокамерами в обеих крыльях и подфюзеляжном контейнере. Обычно их, в
том числе и Mk.IIC, переделывали при ремонте на египетских ремонтных базах,
снимая им пушки, и самолет переобозначался как «Hurricane PR.II». Самолеты
этого типа были в 451-м дивизионе RAAF и 208-м дивизионе RAF.
Hесмотря на средние летные
данные, «Hurricane IIC» имели много выдающихся побед в ходе «войны в пустыне».
Hапример, 274-й дивизион (12 самолетов Mk.IIA и Mk.IIB) в патрулировании
у Газаллы декабрьским утром 1941 года вступил в бой с двадцатью Bf.109E
и Fiat G.50 и сбила три «мессера», потеряв
один самолет. Получившая пробоину в гликолевом баке машина загорелась,
вынудив лейтенанта Хоуфа (SAAF) выброситься с парашютом. Другой пилот,
капитан Тресси, увидев Хоуфа опускающегося в безлюдной местности, посадил
свой «Hurricane» рядом с южноафриканским летчиком и доставил его домой
у себя на коленях. Hеделю спустя восемь «Hurricane IIC» из 274-го дивизиона
в бою под Эль-Аламейном встретились со строем пятнадцати Ju.87,
сопровождаемых восемнадцатью истpебителями Bf.109F,
G.50
и M.C.202. Английские пилоты сбили три Ju.87,
два M.С.202 и один G.50, потеряв три самолета. Сержант
Пербаври заметив Ju.87, садящийся, чтобы подобрать пилота другой
машины, совершившего вынужденную посадку, затем уничтожил оба самолета.
Дважды такие игры не проходят.
Мальта была прекрасным
местом охоты в течение 1941 года для «Hurricane IIC» из 126-го, 185-го
и 251-го дивизионов, базировавшихся там в июне. Первоначально привлеченный
к чисто оборонительным задачам 126-й дивизион одержал первую победу 30-го
июня, сбив два M.C.200.Четыре дня спустя
185-й дивизион сбил два и повредил еще три вражеских самолета. В обеих
боях дивизионы потерь не имели.
Около двух недель спустя
итальянцы устроили налет взрывающихся катеров, управляемыми боевыми пловцами,
на большую гавань Валетты. Оба дивизиона взлетели для атаки вражеских катеров
и были атакованы сопровождавшими их M.C.200. Капитан Лефебр, обнаружив
один катер, повторял атаки до тех пор, пока деморализованный экипаж не
выбросил белый флаг. Лейтенант Уинтон из 185-го дивизиона покинул с парашютом
свой «Hurricane», сел на воду и, подплыв к ближайшему катеру, обнаружил
весь экипаж мертвым. Захвативший катер 185-й дивизион сохранил итальянский
военно-морской флаг как сувенир. Между тем дивизионы уничтожили или захватили
все катера и сбили один из прикрывавших их M.С.200.
В критические недели,
когда танки Роммеля были остановлены под Эль-Аламейном всего в 65 км
от жизненно важного Суэцкого канала, «Hurricane IIC» 73-го дивизиона, осуществляя
ночное барражирование британских тылов в районе Александрия – Каир сбили
23 вражеских бомбардировщика, потеряв при этом шесть машин.
Операция «Torch» («факел»)
по высадке на побережье Французского Алжира и Марокко открыла новое поле
действий для «Hurricane». Одной из первых задач десанта был захват аэродрома
Мейсон Бланше возле порта Алжир. Быстрый его захват американской боевой
группой обеспечил посадку «Hurricane IIC» 43-го дивизиона, ставшими первыми
союзными истpебителями, совершившими беспосадочный перелет из Гибралтара.
В канун высадки на Сицилии
количество дивизионов «Hurricane» на Ближнем Востоке уменьшилось с 23 до
20, из которых 13, летавших на Mk.IIC, использовались над Ближним Востоком,
начиная с 74-го дивизиона в Северной Персии до 32-го, патрулировавшего
над Алжиром и Тунисом. Также почти неизвестно, что в то время с авианосцев
США взлетали «Hurricane», пилотируемые американскими летчиками. Эти самолеты
– «Sea Hurricane» и четырехпушечные «Hurricane
Mk.XII» канадской постройки позже, когда напряжение боев спало, были оставлены
на французских территориях в Северной Африке, и, как полагают, к концу
войны в Европе некоторое их число после ремонтов вошло в состав ВМС Франции.
Большинство американских «Hurricane» сохранило тусклый «английский» камуфляж
до конца своей службы, хотя один из них, летавший в 1944 году в Южной Италии
как самолет связи, был перекрашен целиком в серебристый цвет с нанесением
американских «звезд и полос».
Когда в середине 1941
года «Hurricane IIC» начали поступать в RAF, в некоторые месяцы их поступало
в СССР относительно больше, чем в Англию и страны Содружества. Так необходимые
для отражения японской агрессии на Дальнем Востоке «Hurricane IIC» отправлялись
на палубах конвоев в северные порты СССР. Только в мае 1942 года первые
«Hurricane IIC» появились в дивизионах на Цейлоне и в Индии, но было уже
слишком поздно, чтобы принять участие в обороне Бирмы. До конца 1942 года
шло интенсивное перевооpужение дивизионов, заметно поредевших после первых
ударов Японии, а уже в июне 1943 года «Hurricane IIB» и «Hurricane IIC»
были оснащены 16 дивизионов в Индии, Северной Бирме и на Цейлоне. Перелетевший
с Ближнего Востока 11-й дивизион в октябре базировался вместе с 261-м дивизионом
в Байгачи (Восточная Бенгалия). Для обороны Цейлона предназначались 30-й,
258-й и 273-й дивизионы, размещенные в Коломбо, Чайна Бей и Ратмалане.
В целом 670 базировавшихся в Индии «Hurricane» предназначались для будущих
боев в Бирме и 200 для неторопливо создаваемых индийских ВВС.
К 1944 года из 29 дивизионов,
оснащенных «Hurricane», семь были в строю IAF. Было бы несправедливо утверждать,
что «Hurricane» в одиночку отвечали за тактическую поддержку и ПВО в Восточной
Индии и Бирме. Хотя они и выполнили львиную долю по поддержке наземных
войск, побывав в критических Кохимской и Импхальской операциях, и сопровождали
армию в наступлении на юг через Бирму, но прикрытие бомбаpдиpовщиков осуществляли
в основном «Spitfire».
Одной из многих специальностей,выполняемых
в ходе кампании, была тактическая разведка, проводимая «Hurricane IIC»
из 1-го дивизиона IAF. Эта модификация с фотокамерой переднего обзора,
устанавливавшейся в передней кромке кpыла с внутренней стороны от правой
пушки, использовалась для маловысотной фотосьемки, корректировки артиллерийского
огня и сброса донесений. Именно на таком самолете майор Арьян Сингх, находившийся
поздним вечером в патрулировании, смог заметить подход японских батальонов
к Импхалу. Взлетевшие в сгущающихся сумерках 33 «Hurricane» с пушками и
бомбами вскоре появились над районом, где были замечены вражеские войска.
Повернув на наземные огни, пилоты ведущих машин заметили японскую колону
и тотчас же пошли в атаку. Результаты этого налета сразу ясны не были,
но удар по Импхалу не состоялся. Позднее при изучении захваченных документов
стало известно, что в тот день погибло 14 японских офицеров и свыше 200
солдат.
Относительно
мало известно о многих «Hurricane» воевавших в СССР. В августе 1941 года
первые «Hurricane IIA» и «Hurricane IIB» были отправлены в советское Заполярье
для вооружения авиакрыла RAF, состоявшего из 81-го и 134-го дивизионов.
С началом суровой зимы пилоты вернулись назад, оставив свои самолеты, которые
были присоединены к имевшимся пушечным «Hurricane IIC». Эти самолеты попали
в СССР несколькими путями, в основном полярными конвоями. Некоторые из
них были переданы из ближневосточных дивизионов, а другие из резервов в
Северо-Западной Индии.
Hа первый взгляд маркировка
4-пушечных «Hurricane» была простой и во всех видах операций RAF такие
самолеты имели обозначение Mk.IIC. Однако, как упоминалось раньше, ВМС
использовали пушечный «Sea Hurricane IC» с двигателем «Merlin III». Замена
в марте 1942 года на Mk.IIB и Mk.IIC производилась просто установкой на
них оборудования для посадки на палубу. Еще не будучи серийными «Sea Hurricane»,
они получили надпись ROYAL NAVY по обе стороны фюзеляжа. Позднее
ВМС использовали только серийные «Sea Hurricane IIC», а многочисленные
«переделки» использовались на береговых авиастанциях.
В конце войны, когда большое
количество «Hurricane» было снято с вооружения в Королевских ВВС, многие
Mk.IIC были проданы и продолжали нести службу в ВВС Португалии и Персии.
Последний из когда-либо построенных Mk.IIC был сохранен в летном состоянии
компанией «Hawker Aircraft Ltd.», и, как будто, чтобы подчеркнуть нежелание
великого самолета покидать свое место в истории, этот самолет был использован
как наблюдательный самолет сопровождения во время переходных испытаний
прототипа истpебителя вертикального взлета «Kestrel» компании Hawker в
1960 году. |