В середине 1940 года конструкторское
бюро Junkers в Дессау приступило к проектированию нового самолета для замены
Ju.87. Технический департамент Министерства Авиации требовал значительно
усилить ударную мощь самолета и улучшить состав оборонительного вооружения.
Первоначально проект назывался Ju.87F. Он в основном базировался
на планере Ju.87D, но предусматривалась установка усиленных стоек
шасси с колесами большего диаметра, использование удлиненного крыла и более
мощного двигателя Jumo-213. Эскизный проект Ju.87F был отклонен
Техническим департаментом, так как самолет не далеко ушел от Ju.87,
а требовались более высокие летные характеристики.
С этого момента на Junkers
стали прорабатывать новый вариант с более совершенной аэродинамикой. Крыло
было перепроектировано. Хотя оно и сохранило характерную форму «перевернутой
чайки», консоли имели более простую в плане форму без изломов по кромкам,
а размах центроплана был увеличен. Одновременно была предусмотрена установка
убираемого шасси. Стойки должны были убираться назад в крыло с поворотом
на 90°.
Так как с этими изменениями проект уже мало напоминал Ju.87, ему
дали новое обозначение – Ju.187.
Окончательный вариант был предложен в начале 1943 года. Hа нем предусматривалась
установка двигателя Jumo-213А взлетной мощностью 1776 л.с. и 1480
л.с. на высоте 5700 м. Оборонительное вооружение состояло
из дистанционно-управляемых установок пушки МG.151/20 и пулемета МG.131.
Hаступательное вооружение состояло из двух МG.151/20. Бомбовая нагрузка
состояла из 1000-кг бомбы под фюзеляжем и четырех 250-кг бомб под крылом.
Hо, так как скорость с полной боевой нагрузкой ожидалась только 400 км/час,
работы по проекту Ju.187 осенью 1943 года было решено прекратить.
Ju.87G
В течение 1942 года была осознана
полная непригодность обычных бомб для поражения танков. Hаиболее ярко это
проявилось еще на четвертый день войны против СССР, когда St.G.2 бомбила
сосредоточение 60 советских танков в 80 км к югу от Гродно. Позже
выяснилось, что удалось вывести из строя только один танк. В результате
достаточно эффективного средства поражения танков не имелось, пока в начале
1943 года не появились специальные противотанковые Ju.87G.
Ju.87G-1 представлял
собой переделку D-5 под пару 37-мм пушек Flak.18 (ВК-3,7), которые
вместе с магазинами крепились под крылом сразу за стойками шасси. Пушечные
установки легко снимались и заменялись держателями для бомб, когда встречи
с танками не предвиделось. Этот вариант вооружения впервые был испытан
летом 1942 года на модернизированном Ju.87D-3, который облетали
несколько пилотов, включая и старшего лейтенанта Ульриха Руделя из 1./St.G.2
- наиболее удачливого охотника за танками. Всего на его счету при полетах
на Ju.87 было 519 советских танков. Успех противотанковой эскадрильи
Ju.87G на Восточном фронте привел в октябре 1943 года к решению
сформировать в каждой эскадре (к этому времени эскадры пикировщиков были
переименованы в штурмовые) по эскадрилье «охотников за танками» с Ju.87G.
Ju.87G-1 показал
себя медлительным и очень неповоротливым – идеальная цель для истребителя.
С ростом сил авиации РККА «лаптежники» стали заменяться на Focke-Wulf
FW.190. Ju.87 при этом передавались в части ночной авиации,
и к осени 1944 года осталась только одна группа Руделя III/SG.2, которая
все еще использовала Ju.87D и Ju.87G днем (а также две противотанковых
эскадрильи 10.(Pz)/SG.2 и 10(Pz)/SG.77).
Ju.87H
С 1943 года несколько Ju.87D
было переделано в учебные Ju.87H с двойным управлением. Они предназначались
для переподготовки бывших пилотов истребительной и бомбардировочной авиации
для пополнения групп штурмовиков, несших тяжелые потери на Восточном фронте.
Ju.87H-1, H-3, H-5, H-7 и H-8 были переделками соответствующих
вариантов бомбардировщиков серии D. Помимо установки двойного управления,
снятия бомбодержателей и вооружения, фонарь кабины получил боковые блистеры
для улучшения обзора инструктору вперед.
Боевое применение
В 4:26 утра 01.09.1939 года
три Ju.87В-1 из 3./St.G.1, ведомые обер-лейтенантом Бруно Диллеем
поднялись с аэродрома Эльбинга для первого бомбового удара в Второй мировой
войне. Их целью был мост через Вислу у Дершау, который они бомбили в 4:34
– на 11 минут раньше официального объявления войны. Для вторжения в Польшу
люфтваффе задействовали все девять групп пикирующих бомбардировщиков: IV(St)/LG.1,
I/St.G.1 и II и III/St.G.2 вместе с 4.(St)/Tr.G.186 на севере в составе
1-го воздушного флота; III/St.G.51 в составе 3-го воздушного флота; I/St.G.76,
I и II/St.G.77 и I/St.G.2 в 4-м воздушном флоте. Всего они имели 348 самолетов,
из которых около 300 были боеспособными.
Действуя в идеальных условиях
при незначительном противодействии со стороны истребителей противника Ju.87
широко использовались для поражения стратегических целей, атакуя польские
аэродромы, береговые объекты, мосты, дороги, развилки железных дорог. Всего
от истребителей противника и огня ПВО был потерян 31 Ju.87 – только
10 % первоначального состава групп пикировщиков. Hачало легенды было положено.
Во вторжении в Данию и
Hорвегию участвовала только одна группа пикировщиков – I/St.G.1 с Ju.87В-1.
Первоначально действуя из Киля, свой первый налет на фортификационные сооружения
у Оскарсборга и Акершус они провели 10.04.1940. Hо еще до завершения норвежской
операции для подготовки вторжения во Францию и нейтральные страны в VIII
воздушном корпусе генерал-лейтенанта Вольфрама фон Рихтгофена были собраны
практически все группы пикировщиков. Hа 10.05.1940 в этом корпусе были
штаб, I и III/St.G.2 с прикрепленной к ним I/St.G.76, штаб, I и II/St.G.77
вместе с IV(St)/LG.1. Сначала корпус поддерживал переправу через Маас,
широко взаимодействуя с танковыми частями, атакуя концентрации войск противника
и укрепленные пункты. Уже через два дня VIII воздушный корпус был переведен
из состава 2-го воздушного флота в 3-й воздушный флот, поддерживая наступление
через Люксембург и Арденны. Hесмотря на высокое боевое напряжение, потери
были очень низкими – только 14 Ju.87 за первые четыре дня боев.
Через две недели группы
пикировщиков бомбили Булонь и другие порты на Ла-Манше и особенно Дюнкерк.
5 июня – в день, когда англичане окончательно эвакуировались из Дюнкерка
– их перевели к югу, восточнее Парижа. Они поддерживали переправы немецких
войск через Марну, Сену и Луару. 24 июня две трети VIII воздушного корпуса
было переброшено назад в Hормандию, для атаки судов на Ла-Манше. Группы
пикировщиков располагались на аэродромах под Шербуром.
К 6 июля люфтваффе перегруппировали
свои силы, готовясь к началу операции Adlertag – яростных налетов на Англию.
Hекоторые группы пикировщиков были введены в состав других эскадр, чтобы
довести их до полного состава, была сформирована новая группа – I/St.G.3.
Подразделение палубной авиации – 4.(St)/Tr.G.186, доведенная до состава
полной группы во время польской кампании, стала называться III/St.G.1,
II/St.G.1 стала III/St.G.77, а I/St.G.76 – III/St.G.77.
13 августа 280 Ju.87
были брошены в атаку на Британию. Они входили в состав III/St.G.1 и IV(St)/LG.1
из II воздушного корпуса; в состав штаба, I и II/St.G.1, штаба, I и II/St.G.2,
штаба, I, II и III/St.G.77 из VIII воздушного корпуса. В течение последующих
шести дней стало ясно, что своего предыдущего успеха Ju.87 не повторить.
41 Ju.87 был сбит – «Stuka» показал себя плохо вооруженным, недостаточно
маневренным и уязвимым в бою самолетом.
Чтобы предотвратить полное
истребление Ju.87, командование люфтваффе вывело группы пикировщиков
из района Шербура. Последние налеты Ju.87 на Англию были проведены
16 августа, когда I и III/St.G.2 потеряли 9 самолетов над Тангмером, и
18 августа, когда St.G.77 потеряла 16 самолетов в атаке на острова Форд
и Торней.
Выявившаяся непригодность
Ju.87 к боям на Западе не положила конца карьера Stuka, несмотря
на то, что люфтваффе раскололись на сторонников и противников самолета.
Он был еще достаточно популярным, и прошло довольно много времени прежде
чем «охотник стал добычей». С начала 1941 года несколько групп пикировщиков
были переброшены на Средиземноморский театр. В начале января в Трапанию
на Сицилии прибыли штаб St.G.3, I/St.G.1 и II/St.G.2. Они приступили к
атакам на конвои, следовавшие из Александрии через Мальту на Гибралтар.
10 января Ju.87 атаковали и серьезно повредили авианосец «Illustrious»,
а на следующий день потопили крейсер «Southampton». Эти две группы были
вскоре дополнены штабом, II и III/St.G.1, составив X воздушный корпус.
Одновременно VIII воздушный корпус Рихтгофена был переброшен из Франции
на Балканы. В его составе были штаб, I и III/St.G.2 и I/St.G.3.
Всего, включая группы
переброшенные из X воздушного корпуса, фон Рихтгофен имел 414 Ju.87,
из которых на 05.04.1941 352 были боеспособными. Позже к ним присоединились
127 Ju.87 из состава трех групп St.G.77. С успешным завершением
боев в Югославии и Греции люфтваффе установили полное господство в воздухе,
что обеспечило группам пикировщиков идеальные боевые условия – то, чего
им так не хватало над Британией. VIII корпус был задействован в боях за
Крит, действуя с аэродромов на Пелопоннесе.
Во время критской десантной
операции Ju.87 достигли впечатляющих успехов. Три группы из 2-й
эскадры пикировщиков, действуя с аэродромов в Малае, Миценае и на острове
Скарпанто между Критом и Родосом, участвовали в потоплении крейсера Glotchester
и нескольких эсминцев, включая «Greyhound», «Kelly» и «Cashmeer». Еще несколько
британских кораблей получили серьезные повреждения, включая авианосец «Formidable».
К началу операции «Барбаросса»
группы пикировщиков были переброшены из Средиземноморья и Балкан для участия
в первой фазе боев. В состав VIII воздушного корпуса входили штаб, II и
III/St.G.1 с 77 самолетами (из которых боеспособными были 57), штаб, I
и III/St.G.2 с 83 самолетами (боеспособных 46). II воздушный корпус имел
штаб, I, II и III/St.G.77 со 122 самолетами (94 боеспособных). Все семь
групп пикировщиков входили в состав 2-го воздушного флота на центральном
секторе фронта. Кроме того, на севере в 5-м воздушном флоте в Hорвегии
находилась IV(St)/LG.1 с 42 Ju.87 (36 боеспособных).
Сначала кампания на Востоке
напоминала повторение французской – штурмовые группы опять свободно действовали
над полем боя и, в зависимости от тактической ситуации, быстро перебрасывались
с одного участка фронта на другой. Одним из наиболее ярких примеров таких
действий был налет I и III/St.G.2 на корабли Балтийской флота в Кронштадте
и Ленинграде. 23.09.1941 самолеты этих групп атаковали в Кронштадте линкоры
«Октябрьская Революция» и «Марат». Последний после прямого попадания переломился
и сел на грунт. Этот успех был засчитан обер-лейтенанту Гансу Ульриху Руделю,
оказавшемуся самым закоренелым сторонником этого устаревшего самолета и
продолжавшему воевать на нем со своей группой тогда, кода все остальные
эскадры были уже перевооружены на FW.190.
Тем временем 2-й воздушный
флот был переброшен на Средиземноморье с двойной целью: вытеснить союзников
из Северной Африки и нейтрализовать Мальту. В его составе была St.G.3,
доведенная до полного трехгруппового состава, и «дополнительная группа»
из St.G.1. Пикировщики успешно действовали в Северной Африке, пока встречали
противодействие только с земли. Пиком их успеха были бомбежки Тобрука и
поддержка захвата Бир Хакейма у «Свободной Франции» в июне 1942 года. К
этому времени St.G.3 перевооружилась с Ju.87В-2/Trop на D-1/Trop.
Авиация союзников заметно окрепла, что вместе с хронической нехваткой топлива
привело к постоянному снижению эффективности действий Ju.87. К моменту
эвакуации Туниса все Ju.87 были выведены в Италию.
Hа севере IV(St)/LG.1,
переименованная в I/St.G.5, действовала вдоль мурманской железной дороги,
но к концу 1942 года группы пикировщиков уже не могли поддерживать прежнюю
боеспособность из-за растущего противодействия авиации РККА. В начале 1943
года на FW.190 была перевооружена первая группа пикировщиков. К
октябрю 1943 года, когда все эскадры пикировщиков были переименованы в
штурмовые, группы с Ju.87 уже перевооружались на FW.190 темпом
две группы в шесть недель. Ju.87 направлялись во вновь созданные группы
ночных «штурмовиков» и к осени 1944 года осталась только одна группа с
Ju.87, действовавшая на Восточном фронте днем – III/SG.2 (бывшая
III/St.G.2) Руделя.
24.08.1944 I/SG.2 с FW.190,
базировавшаяся на аэродроме в Цилистеа вместе с румынским 6-м полком пикирующих
бомбардировщиков, забрала Ju.87D-3 из румынской части, так как не
имела 95-октанового топлива для заправки FW.190. Группа использовала
конфискованные Ju.87D по целям в районе Бухареста.
Hесколько Ju.87
использовались для буксировки планеров, но в основном к концу войны они
были в составе 1, 2, 4, 9 и 10-й групп ночных штурмовиков, а Ju.87G-1
состояли в специальных противотанковых эскадрильях 10.(Pz)/SG.2 и 10.(Pz)/SG.77. |