Когда 07.07.1937 уже в
третий раз за десятилетие начались боевые действия между Японией и Китаем,
императорская армия только что начала перевооружение своей авиации, и,
в результате, основная тяжесть боевых действий в небе Китая легла на лучше
оснащенную авиацию флота. В начале войны армейская авиация отвечала только
за воздушное прикрытие сухопутных частей в Северном Китае и обеспечение
ПВО Маньчжурии.
Воздушный штаб армии воспользовался
этим сравнительно спокойным для него периодом боевых действий для перевооружения
своих частей на современные типы самолетов: «тяжелый бомбардировщик армейский
тип 97» (Mitsubishi
Ki.21), «легкие бомбардировщики
армейский тип 97» и «тип 98» (Mitsubishi Ki.30
и Kawasaki
Ki.32), «стратегический
разведчик армейский тип 97» (Mitsubishi
Ki.15)
и «истребитель армейский тип 97» (Nakajima Ki.27). Последний самолет
представлял собой низкоплан с закрытой кабиной и с неубираемым шасси. Hесмотря
на меньшую скорость, чем у появившихся в Европе несколько ранее Messerschmitt
Bf.109B
и Hawker «Hurricane» Mk.I, этот истребитель
оказался в состоянии резко повысить боеспособность японской армейской авиации.
В 1934 году армия подготовила
спецификации на истребитель для замены состоявшего тогда на вооружении
«типа 92» – Kawanishi
KDA-5. По этому заданию Kawanishi предложила
свой проект – Ki.10, представлявший переделку предшественника, а
Nakajima Ki.11 – расчалочный моноплан по типу американского Boeing
P-26.
Hесмотря на меньшую мощность своего двигателя – 640-сильного Nakajima Ha-8
против 800-сильного Kawasaki Ha-9-II, Ki.11 оказался быстрее, чем
Ki.10. Hо строевые пилоты оказались еще не готовы, чтобы принять
истребитель-моноплан с закрытой кабиной. В результате для производства
под обозначением «истребитель армейский тип 95» был выбран более маневренный
Ki.10, ставший последним бипланом армейских ВВС. Hе смотря на неудачу
с Ki.11, Nakajima вывела на испытания моноплан
Ki.12 с двигателем
жидкостного охлаждения Hispano-Suisa 12Ycrs и пушкой в развале цилиндров.
Самолет проектировался
с помощью инженеров французской компании Dewoitine и отличался использованием
самых последних достижений самолетостроения: убираемым гидравлически шасси
и щелевыми закрылками.
С самого начала армейские высшие чины считали такой
самолет «слишком» сложным для принятия на вооружение и к тому же обладавшим
недостаточной маневренностью. В результате Nakajima начала работу над более
«простым» проектом «тип Р.Е.» с неубираемым шасси и двигателем воздушного
охлаждения.
Почти одновременно с началом
работ над новым самолетом воздушный штаб выдал в июне 1935 года Mitsubishi,
Nakajima и Kawasaki заказ каждой на два опытных истребителя нового типа.
Правоту Nakajima, уже ведшей работы по моноплану, подтвердили и конкуренты:
Kawasaki представила моноплан Ki.28 с двигателем
жидкостного охлаждения Kawasaki Ha-9-II, а Mitsubishi – сухопутный вариант
палубного истребителя А5М – Ki.33.
Nakajima же предложила
на конкурс развитие проекта «типа Р.Е», который получил обозначение
Ki.27. Единственный «тип Р.Е.» был облетан в июле 1936 года,
а уже в октябре в воздух поднялся первый Ki.27. Обе машины, разработанные
Т.Коямой, представляли собой свободнонесущие низкопланы под двигатель воздушного
охлаждения Nakajima Ha-1а мощностью 650 л.с. и отличались только
в деталях: формой киля, обтекателей шасси, фонарем кабины и капотами. «Тип
Р.Е.» испытывался только на фирме и дал ценную информацию для доработки
проекта Ki.27. Причем «тип Р.Е.» до конца своей карьеры был
еще использован для испытания боевого закрылка – «бабочки», который Nakajima
позже с большим эффектом использовала на своих самолетах. И для «типа
Р.Е.» и для Ki.27 Т. Кояма выбрал максимально облегченную конструкцию
крыла и новый профиль разработки Nakajima, что обеспечило самолету высочайшую
маневренность. Первый опытный Ki.27 был поднят в небо с аэродрома
Одзима 15.10.1936. Hа втором самолете, облетанном в декабре 1936 года,
площадь крыла была увеличена с 16,4 м2 до 17,6 м2.
После заводских испытаний
оба самолета были переданы армейскому исследовательскому авиационному институту
в Тачикаве, где они участвовали в конкурсе с истребителями Mitsubishi Ki.33
и Kawasaki Ki.28. Во время испытаний Ki.27 показал максимальную
скорость 468 км/час на высоте 4000 м – меньше, чем Ki.28
(485 км/час) и Ki.33 (474 км/час). Высота в 5000 м
набиралась на Ki.28 за 5,15 мин, на
Ki.27 – за 5,6
мин, на Ki.33 – за 5,95 мин.
Hо зато Ki.27 безусловно
превосходил своих конкурентов в маневренности. В результате был получен
заказ на 10 предсерийных Ki.27, которые были поставлены с июня по
декабрь 1937 года. Еще во время конкурсных испытаний V-образность крыла
на втором Ki.27 была увеличена на 1,5°,
что улучшило управляемость, а из-за большей, чем на первом опытном самолете,
площади крыла потеря скорости составила только 7 км/час, что с лихвой
компенсировалось лучшей маневренностью. Более того, на предсерийных самолетах
площадь крыла была увеличена еще больше – с 17,6 м2 до
18,56 м2, а размах крыла возрос с 10,4 м до 11,31
м.
Удлиненный козырек фонаря кабины с телескопическим прицелом остался, зато
металлический гаргрот за кабиной был заменен на остекленную, неподвижную
секцию фонаря.
Испытания опытной партии
были завершены успешно в конце 1937 года, и самолет был запущен в серийное
производство под обозначением «истребитель армейский тип 97 модель А» –
Ki.27а.
Серийные
Ki.27а подобно самолетам опытной партии
получили крыло увеличенной площади, более привычный козырек фонаря, металлический
неостекленный гаргрот за кабиной и более мощный двигатель Nakajima Ha-1b,
на высоте 2900 м развивавший 780 л.с. Самолет был вооружен
двумя синхронными 7,7-мм пулеметами «тип 89». Hа всех машинах ставились
радиоприемники, а на самолетах командира звена – передатчики.
В марте 1938 года самолет
появился в небе Китая, что позволило армейской авиации наконец добиться
безусловного превосходства над китайскими ВВС. Почти одновременно императорская
армия решила реорганизовать свои воздушные силы – смешанные части были
заменены специализированными сентаями, вооруженными одним типом самолета.
Первым из них 01.07.1938 стал 59-й истребительный сентай, вооруженный как
раз «типом 97». По мере поступления новых Ki.27 были введены
в строй с этим типом еще и 64-й, 13-й, 4-й, 5-й и 11-й сентай. По мере
разворачивания
серийного производства Ki.27а был сменен на сборочной линии на Ki.27b,
отличавшийся фонарем кабины с круговым обзором и переделанным маслорадиатором.
Под центропланом теперь можно было подвесить четыре 25-кг авиабомбы. Вместо
бомб можно было подвесить два 130-л дополнительных сбрасываемых бака. Для
стрелковой подготовки под корневой частью левого крыла можно было установить
фотопулемет.
Производство Ki.27b
также было налажено на «Maneyu Hikoki seizo К.К.» в Харбине. Всего было
выпущено 3399 Ki.27, включая 1379, выпущенных на Maneyu в Маньчжурии.
Когда 04.05.1939 на монгольской границе вспыхнул конфликт в районе реки
Халхин-Гол (или называемый японцами «наманганский инцидент»), японская
армия направила туда помимо других авиачастей пять истребительных сеитаев
– 1-й, 11-й, 24-й, 59-й и 64-й всего 80 самолетов. По мере расширения боевых
действий количество японских истребителей в этом районе возросло до 200
машин, включая даже несколько Ki.10. Во время воздушных боев Ki.27
показал безусловное превосходство над бипланами Поликарпова И-15бис
и даже имел преимущество над только что выпущенным И-153,
но зато «тип 97» уступал в скоростных характеристиках И-16,
особенно на высотах ниже 5000 м. Ki.27 по свидетельству советских
пилотов в боевой обстановке не могли развивать скорость выше 400 км/час,
а высота вертикального пикирования ограничивалась 500...600 м. Hа
больших скоростях начиналась ощутимая вибрация крыла, а порой и разрушение
конструкции. Так что советские истребители всегда могли выйти из боя крутым
пикированием. В целом потери японцев на Халхин-Голе оказались очень чувствительными:
кроме самолетов были потеряны опытные пилоты, которых и так не хватало
– за все время конфликта японцы даже не имели возможность провести ротацию
экипажей, несмотря на их усталость.
В декабре 1941 года, когда
японцы развязали войну на Тихом океане, истребителем «тип 97» были вооружены
1-й, 11-й, 50-й, 54-й и 77-й сентай, которые поддерживали вторжение на
Филиппины, в Бирму, Малайю и Голландскую Ост-Индию. Другие части с Ki.27
использовались в небе Китая. Hе смотря на явное и быстрое старение самолета,
он довольно успешно использовался в условиях массового превосходства японской
авиации. Более того, самолет поступал и во вновь сформированные на территории
Японии части, правда, перед отправкой на фронт они перевооружались на новые
типы. В составе ПВО Японии Ki.27 оставались до 1943 года. Hа территории
Маньчжурии самолет эксплуатировался до конца войны. По мере перевооружения
на Ki.43 «Hayabusa», Ki.44
«Shoki»
и Ki.61 «Hien», «тип 97» все больше использовался
в качестве самолета повышенной подготовки пилотов-истребителей.
Hа учебных истребителях
с колес шасси снимались обтекатели, хвостовой костыль заменялся на колесо.
В таком виде самолёт получил обозначение «учебный истребитель армейский
тип 97». В конце войны некоторые такие машины использовались пилотами-камикадзе,
неся до 500 кг бомбовой нагрузки.
В 1940 году, когда разработка
Ki.43
испытывала определенные трудности, Nakajima выпустила облегченный вариант
Ki.27 – две машины, получившие обозначение Ki.27 KAI. Максимальная
скорость возросла до 475 км/ч, нагрузка на крыло снизилась до 80 кг/м2,
но страховки не понадобилось – проблемы с Ki.43 были успешно разрешены. |