Hесмотря на то, что Ki.30
отличался такими новыми для японских легких бомбардировщиков решениями,
как двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения, винт изменяемого
шага, внутренняя подвеска бомб и щелевые закрылки, он не снискал себе славы.
Его боевая карьера была мало известна – он в основном использовался в небе
Китая, где не встречал практически никакого противодействия. Правда, благодаря
легкости в управлении и обслуживании, Ki.30 надолго запомнился своим
экипажам.
В середине 30-х годов
армейская авиация приступила к реализации внушительной программы модернизации
своих сил, включая производство целого ряда машин собственной японской
разработки. К весне 1939 года были готовы опытные образцы истребителя,
бомбардировщика и разведчика – соответственно Nakajima
Ki.27,
Mitsubishi Ki.21 и Mitsubishi
Ki.15.
Они были запущены в серийное производство. Оставалось только найти замену
для легких бомбардировщиков Kawasaki Ki.3 и Mitsubishi
Ki.2. Этот недостаток в программе перевооружения ВВС
был восполнен заказом на Mitsubishi и Kawasaki в декабре 1936 года двух
опытных легких бомбардировщиков. Спецификации определяли максимальную скорость
в 400 км/час на высоте 3000 м, скороподъемность на высоту
3 тыс. м – 8 мин, двигатель Mitsubishi Ha-6 мощностью 825
л.с.
или Nakajima Ha-5 – 850 л.с. – оба воздушного охлаждения, либо Kawasaki
Ha-9-IIb мощностью 850 л.с. жидкостного охлаждения. Бомбовая нагрузка
задавалась в 300...450 кг, вооружение – один пулемет для стрельбы
вперед, второй – на оборонительной установке для стрельбы назад. От самолета
требовалось бомбометание с пикирования под углом 60°,
экипаж должен был состоять из двух человек, а взлетный вес ограничивался
3200 кг.
Самолет был разрабатывался
инженерами Кавано, Оки и Мицуно под руководством полковника Комамура. Первоначально
для Ki.30 Mitsubishi планировала использовать убираемые стойки шасси.
Однако продувки в аэродинамической трубе показали, что выигрыш в скорости
не компенсировался возросшим взлетным весом и сложностью системы уборки. В
результате были приняты не убираемые стойки шасси. Конфигурация самолета
была принята среднеплана, что позволило выделить место под бомбоотсек.
С двигателем Mitsubishi Ha-6 воздушного охлаждения и трехлопастным винтом
изменяемого шага первый опытный самолет полетел 28.02.1937 в Кагамигахаре
под управлением летчика-испытателя Ямагучи. Второй опытны самолет был оснащен
двигателем Nakajima Ha-5. Хот самолеты были закончены с двухмесячным отставанием
от графика и были несколько перетяжелены, управляемость и летные характеристики
оказались удовлетворительными. Так, максимальная скорость достигал 423
км/час
на высоте 4000 м, что оправдало самые оптимистичные ожидания армии.
Для войсковых испытаний
к январю 1938 года был выпущены шестнадцать самолетов, оснащенных двигателями
Nakajima Ha-5 KAI. Они отличались от первых двух самолетов переносом пулемета
со стойки шасси на крыло и снятием обтекателя с внешней стороны колеса,
чт облегчало полеты с раскисших полей. Эти доработки были проведены по
результатам специальных испытаний одного из первых самолетов в октябре
1937 года. В
мае 1939 года самолет испытывался с лыжным шасси. В серию
Ki.30
был запущен под обозначением «легкий бомбардировщик армейский тип 97» на
заводе Mitsubishi в Hагое в марте 1938 года. До апреля 1940 года завод
поставил 618 самолетов. Еще 68 самолетов сдал Первый армейский военно-воздушный
арсенал в Тачикаве.
Боевая карьера Ki.30
началась в Китае в 1938 года где он показал себя самым надежным самолетом.
Его потери в боях были сравнительно невелики, так как бомбардировщик в
основном действовал под прикрытием истребителей Ki.27. С началом
войны на Тихом океане части с Ki.30 использовались на Филиппинах,
после того, как оттуда выбили практически все самолеты союзников. Hо карьера
бомбардировщика уже клонилась к закату – потери быстро росли. Ki.30
были направлены в учебные части, а несколько машин были переданы ВВС Сиама.
Первый таиландский Ki.30 был использован в январе 1941 года в боях
против французских войск в Индо-Китае. В конце войны Ki.30 встречались
среди самолетов камикадзе. |