В середине 30-х годов
не было, пожалуй, истребителя, который пользовался бы такой широкой известностью
в авиационных кругах как И-16 (ЦКБ-12), сконструированный
коллективом, возглавляемым Н.Н.Поликарповым. По своему внешнему виду и
летным качествам И-16 резко отличался от большинства своих серийных
современников.
Минимальные размеры, «бочкообразный»
толстый фюзеляж, маленькое крыло, площадью вместе с подфюзеляжной частью
в 14,54 м2 и заголовник кабины летчика, переходивший
в вертикальное оперение. Конструкция И-16 – смешанная. Фюзеляж –
деревянный, монокок выклеенный из шпона, с толщиной стенок от 4 мм
в передней до 2,5 мм в хвостовой части. Каркас фюзеляжа составляли
четыре лонжерона и 11 шпангоутов – рамных, из сосновых реек фанерных стоек,
коробчатого сечения; стрингеры – рейки, врезанные в шпангоуты. Для технологичности
монокок изготовлялся из двух половин (правой и левой), стыкованных в плоскости
симметрии самолета. Лонжероны центроплана – ферменные; нервюры – ферменные
цельнодюралюминовые из коробчатых профилей. Обшивка центроплана – целиком
из дюралюмина. Лонжероны консолей крыла – с полками из стальных труб и
стенками из дюралюмина. Соединение полок лонжеронов центроплана и консолей
– накидными гайками. Носок крыла – дуралюмин 0,5
мм, зализы – выклеенные
из шпона. Обтяжка консолей – полотно. Элероны – щелевые, отчасти выполнявшие
функцию закрылков путем одновременного опускания на 15°
при посадке. Элероны и оперение – из Д6 с полотном. Управление рулем высоты
и элеронами – жесткое, рулем направления и шасси – тросовое (кроме последних
выпусков И-16). Шасси состояло из двух отдельных пирамид и было
оригинальной конструкции, свойственной тому времени, когда пневмо- и гидросистемы
с силовыми цилиндрами еще не вошли в практику и распространены были лишь
механические ручные тросовые приводы от летчика. Вес пустого (тип 10) –
1315 кг, взлетный – 1715 кг. Истребитель непрерывно совершенствовался,
менялся в деталях, оснащался более мощными двигателями и более сильным
вооружением. Но его основная схема, размеры, формы и обводы фюзеляжа, крыла
и оперения оставались неизменными. И-16 создавался как скоростной
истребитель, в котором одновременно преследовалась цель достижения максимальной
маневренности для ведения воздушного боя. Для этого центр тяжести в полете
был совмещен с центром давления примерно на 31% САХ. Имело место мнение,
что в этом случае самолет будет более маневренным. На самом деле получилось,
что И-16 стал практически недостаточно устойчивым, особенно на планировании,
требовал большого внимания от летчика, реагировал на малейшее движение
ручки. И наряду с этим не было, пожалуй, самолета, который производил бы
такое большое впечатление на современников своими скоростными качествами.
Маленький
И-16 воплощал в себе идею быстроходного самолета, выполнявшего к
тому же очень эффективно фигуры высшего пилотажа, и выгодно отличался от
любых бипланов. После каждой модификации скорость, потолок и вооружение
самолета возрастали. Первые серийные истребители, построенные в 1934 году
с двигателем М-22, развивали скорость до 360 км/час. Самолеты последних
серий производства 1939 года, с двигателем М-62, летали уже со скоростью
460...490 км/час. Вооружение И-16 выпуска 1939 года состояло
из двух пушек и двух пулеметов. Известны следующие модификации
И-16:
И-16 с М-22 (ЦКБ-12); И-16 дублер (ЦКБ-12бис);
И-16 тип 4
(ЦКБ-12бис ) с двигателем М-25; И-16 тип 5 с двигателем М-25.
С истребителем И-16 связаны многие славные страницы истории советской
авиации. Самолеты первых серий получили боевое крещение в схватках с фашистами
в небе Испании. На машинах последующих выпусков с установками для реактивных
снарядов наши летчики громили японских милитаристов на Халхин-Голе.
И-16 принимали
участие в боях с немецко-фашистской авиацией в первый период Великой Отечественной
войны. На этих истребителях сражались и одержали немало побед дважды Герои
Советского Союза Г.П.Кравченко, С.И.Грицевец, А.В.Ворожейкин, В.Ф.Сафонов
и другие летчики. И-16 типов 5 и 10 в больших количествах применялся
республиканской авиацией Испании. Был пушечный вариант самолета, И-16П
(2 пушки ШВАК), И-16 типа 17 предназначался для штурмовки. Вооружение –
2 пушки ШВАК, 2 пулемета ШКАС, 200 кг бомб на внешней подвеске. И-16 типа
24 (1939) оснащен двумя пушками ШВАК, двумя пулеметами ШКАС. Иногда ставили
четыре ШКАСа и один синхронный крупнокалиберный пулемет БС. Самолет вооружали
также шестью реактивными снарядами РС-82. Бомбовая нагрузка – до 200 кг.
В ходе развития полетный вес И-16 вырос более чем в полтора раза.
И-16 типа 24 принял участие в начальном периоде Великой Отечественной
войны. И-16, приспособленные для пикирующего бомбового удара, стали
частью «звена» – СПБ (составного пикирующего бомбардировщика – самолета-носителя
ТБ-3 и двух И-16, которые подвешивались у него под крылом),
уничтожившего в 1941 году Черноводский мост (Румыния) через Дунай.
Общий выпуск И-16
составил 6555 единиц. |