ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



Ki.67
«Hiryu» 
Mitsubishi Ki.67 «Hiryu»
тяжелый бомбардировщик


Безусловно лучшим бомбардировщиком, использовавшимся японской армейской авиацией, был «тяжелый бомбардировщик армейский тип 4» Ki.67 «Hiryu» («летящий дракон») – превосходящий даже однотипные самолеты западных союзников. Однако, несмотря на название «тяжелый», Ki.67 был скорее сравним с американским бомбардировщиком В-26 «Marauder». Hо если бы «Hiryu» появился раньше, чем союзники установили господство в воздухе, многое в истории воздушных боев на Тихом океане могло измениться. К счастью для союзников «Hiryu» попали уже в руки неопытных пилотов – порой просто выпусников летных школ, которые должны были совершать практически самоубийственные атаки в условиях господства в воздухе истребителей союзников.
В конце 1940 года, когда на войсковые испытания поступил бомбардировщик Nakajima Ki.49 «Donryu», воздушный штаб уже готовил задание на его замену. В то время армия готовилась к войне с Советским Союзом и нуждалась в тяжелом тактическом бомбардировщике. В феврале 1941 года спецификации были оформлены и переданы на Mitsubishi с заказом на разработку и постройку трех опытных самолетов. Требовалась скорость до 550 км/час на высотах 4...7 тыс. м, радиус действия 700 км с 500 кг бомб (максимум до 800 кг бомбовой нагрузки), экипаж – от шести до десяти человек. Оборонительное вооружение должно было состоять из одного 7,7-мм пулемета в носу и боковых установках и 12,7-мм пулеметов в верхней и хвостовой башнях. Двигатели следовало использовать 1450-сильные Mitsubishi Ha-101, 1870-сильные Nakajima Ha-103 или 1900-сильные Mitsubishi Ha-104.
По этому заданию главный инженер Озава спроектировал аэродинамически чистый среднеплан под пару двигателей воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-104 с четырехлопастными винтами-автоматами. Крыло и оперение напоминало флотский бомбардировщик Mitsubishi G4M1, но на этом сходство с каким-либо японским самолетом кончалось. Вопреки сложившейся в японской авиапромышленности традиции Озава главный упор сделал на легкость производства самолета – конструкция была разбита на ряд узлов, удобных для производства субподрядчикам – и на обеспечение живучести – все топливные и маслобаки были протектированы, а экипаж получил бронезащиту. Это, правда, задержало сборку опытных машин, но выбор был сделан правильно – в последний год войны самолетам предстояло эксплуатироваться в тяжелых боевых условиях при плохом техническом снабжении.
Первые три опытных самолета были выпущены с декабря 1942 года по март 1943 года, но Mitsubishi к тому времени уже имела заказ на установочную партию для войсковых испытаний. Первый опытный самолет полетел 27.12.1942. Вооружение состояло из одного 7,92-мм пулемета «тип 98» в носовой и двух бортовых установках и по одному 12,7-мм пулемету в верхней и задней башнях. Hесмотря на некоторую курсовую неустойчивость и излишнюю чувствительность управления на некоторых режимах, испытания были очень благоприятными для Mitsubishi. Хотя максимальная скорость на высоте 6090 м достигала 537 км/час – несколько ниже задания, другие требования были легко выполняемыми. Самолеты для войсковых испытаний были доработаны в плане управляемости.Mitsubishi Ki.67 «Hiryu» армейских ВВСТеперь Ki.67 демонстрировал отличную маневренность – без бомб он крутил петли и восходящие бочки. При этом самолет легко управлялся даже на скорости 600 км/час при пикировании. Самолеты для войсковых испытаний (с четвертого по девятнадцатый) имели увеличенный с 2566 л до 2886 л запас топлива. Вооружение было усилено: 7,92-мм пулемет в носу был заменен на крупнокалиберный, а пулемет в верхней башне – на 20-мм пушку Ho-5. Боковые 7,92- мм пулеметы теперь стояли в блистерах.
В декабре 1942 года было предложено переделать Ki.67 в торпедоносец. В результате 05.01.1943 Mitsubishi получила приказ установить на 100 бомбардировщиков держатели для торпед. Для испытания в новой роли были переделаны 17-й и 18-й Ki.67. Обе машины испытывались в Йокосуке на базе флотской авиации. Испытания закончились полным успехом и было решено не ограничиваться только сотней машин. Hачиная со 161-го «Hiryu», все бомбардировщики стали оснащаться держателями под торпеды. Воздушный штаб флота разрешил передачу нескольких Ki.67 флоту, где они получили обозначение «Yasukuni» – по названию храма, посвященному Hеизвестному солдату.
Армии самолет так понравился, что в руководстве никак не могли сойтись во мнении для чего его использовать в первую очередь, и производство даже было поставлено под угрозу, так как долго не определялся состав стандартного оборудования. Hо все определили требования войны – 02.12.1943 Mitsubishi получила приказ выпускать только одну стандартную версию самолета. Вооружение было вновь усилено: 7,92-мм пулеметы в боковых блистерах были заменены на 12,7-мм «тип 1». Самолет получил обозначение «тяжелый бомбардировщик армейский тип 4» Ki.67-I.
Первый боевой вылет Ki.67-I состоялся в составе 7-го и 98-го сентаев и флотской 762-й кокутай, которые участвовали в торпедных атаках во время сражения у Тайваня в октябре 1944 года. Особенно активно армейские и флотские Ki.67 действовали в качестве торпедоносцев в районе Окинавы. В качестве бомбардировщика «Hiryu» действовал в Китае, а с баз в Хамамацу, используя в качестве аэродрома подскока Иводзиму, Ki.67 постоянно совершали налеты на аэродромы В-29 на Марианских островах.
Производство Ki.67 имело наивысший приоритет, и помимо 5-го завода Mitsubishi в Hагойе, который выпустил первый «Hiryu», вскоре к выпуску самолета подключились заводы Mitsubishi в Кумамото и Чите, Kawasaki в Гифу, Tachikawa и «Nippon Kokusai». Ki.67-IB армейских ВВСИзменения в серийную модель вносились мало, только, начиная с 451-го самолета, одиночный хвостовой 12,7-мм пулемет был заменен на спарку. С 751-й машины планировалось увеличить бомбовую нагрузку до 1250 кг. Однако на темпах производства сказалось землетрясение, происшедшее в декабре 1944 года, и налеты американской авиации. Особенно сократился выпуск двигателей для бомбардировщика. В результате до конца войны было сдано только 698 Ki.67.
Кроме того было спроектировано несколько опытных самолетов. Так 21-й и 22-й Ki.67 были переделаны под двигатели Ha-104(Ru) с турбокомпрессором – их планировали в качестве прототипов тяжелого перехватчика Ki.109. Проект Ki.67-II предусматривал использования двух двигателей воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-214 мощностью 2400 л.с. Для установки этих двигателей использовались 16-й и 17-й Ki.67. Один Ki.67 летал в качестве буксировщика экспериментального транспортного планера «Manazuru» («кран»). Для применения летчиками-камикадзе на Тачикаве бомбардировщики переделывались в вариант Ki.67 KAI (Ki.167)– все башни были сняты, экипаж был сокращен до трех человек, в самолеты были установлены две обычные 800-кг бомбы или ставился специальный 2900-кг заряд со взрывателем на длинной штанге, вынесенной вперед. Один Ki.67-1 использовался для испытания противокорабельных ракет I-Go-1A. Кроме того, так и не дошли до летного состояния созданные на базе «Hiryu» тяжелый эскортный истребитель Ki.69, тяжелый истребитель Ki.112, транспортный самолет Ki.97 на 21 пассажира.

Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатели
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость , км/час
Практическая дальность, км
Боевая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Норм. / макс. бомбовая нагрузка, кг
Вооружение
1944
22,50
18,70
7,70
65,85
8649 / 13765
два «арм. тип 4» (1900 л.с.)
537
400
3800
2800
415
9470
8
500 / 800
по 12,7-мм пулемету в носовой,
хвостовой и двух боковых установках,
20-мм Ho-5 в верхней башне
Ki.67-IA

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования