Безусловно лучшим бомбардировщиком,
использовавшимся японской армейской авиацией, был «тяжелый бомбардировщик
армейский тип 4» Ki.67 «Hiryu» («летящий дракон») – превосходящий
даже однотипные самолеты западных союзников. Однако, несмотря на название
«тяжелый», Ki.67 был скорее сравним с американским бомбардировщиком
В-26
«Marauder». Hо если бы «Hiryu» появился раньше, чем союзники установили
господство в воздухе, многое в истории воздушных боев на Тихом океане могло
измениться. К счастью для союзников «Hiryu» попали уже в руки неопытных
пилотов – порой просто выпусников летных школ, которые должны были совершать
практически самоубийственные атаки в условиях господства в воздухе истребителей
союзников.
В конце 1940 года, когда
на войсковые испытания поступил бомбардировщик Nakajima
Ki.49
«Donryu», воздушный штаб уже готовил задание на его замену. В то время
армия готовилась к войне с Советским Союзом и нуждалась в тяжелом тактическом
бомбардировщике. В феврале 1941 года спецификации были оформлены и переданы
на Mitsubishi с заказом на разработку и постройку трех опытных самолетов.
Требовалась скорость до 550 км/час на высотах 4...7 тыс.
м,
радиус действия 700 км с 500 кг бомб (максимум до 800 кг
бомбовой нагрузки), экипаж – от шести до десяти человек. Оборонительное
вооружение должно было состоять из одного 7,7-мм пулемета в носу и боковых
установках и 12,7-мм пулеметов в верхней и хвостовой башнях. Двигатели
следовало использовать 1450-сильные Mitsubishi Ha-101, 1870-сильные Nakajima
Ha-103 или 1900-сильные Mitsubishi Ha-104.
По этому заданию главный
инженер Озава спроектировал аэродинамически чистый среднеплан под пару
двигателей воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-104 с четырехлопастными
винтами-автоматами. Крыло и оперение напоминало флотский бомбардировщик
Mitsubishi
G4M1,
но на этом сходство с каким-либо японским самолетом кончалось. Вопреки
сложившейся в японской авиапромышленности традиции Озава главный упор сделал
на легкость производства самолета – конструкция была разбита на ряд узлов,
удобных для производства субподрядчикам – и на обеспечение живучести –
все топливные и маслобаки были протектированы, а экипаж получил бронезащиту.
Это, правда, задержало сборку опытных машин, но выбор был сделан правильно
– в последний год войны самолетам предстояло эксплуатироваться в тяжелых
боевых условиях при плохом техническом снабжении.
Первые три опытных самолета
были выпущены с декабря 1942 года по март 1943 года, но Mitsubishi к тому
времени уже имела заказ на установочную партию для войсковых испытаний.
Первый опытный самолет полетел 27.12.1942. Вооружение состояло из одного
7,92-мм пулемета «тип 98» в носовой и двух бортовых установках и по одному
12,7-мм пулемету в верхней и задней башнях. Hесмотря на некоторую курсовую
неустойчивость и излишнюю чувствительность управления на некоторых режимах,
испытания были очень благоприятными для Mitsubishi. Хотя максимальная скорость
на высоте 6090 м достигала 537 км/час – несколько ниже задания,
другие требования были легко выполняемыми. Самолеты для войсковых испытаний
были доработаны в плане управляемости.Теперь
Ki.67 демонстрировал отличную маневренность – без бомб он крутил
петли и восходящие бочки. При этом самолет легко управлялся даже на скорости
600 км/час при пикировании. Самолеты для войсковых испытаний (с
четвертого по девятнадцатый) имели увеличенный с 2566 л до 2886
л запас топлива. Вооружение было усилено: 7,92-мм пулемет в носу
был заменен на крупнокалиберный, а пулемет в верхней башне – на 20-мм пушку
Ho-5. Боковые 7,92- мм пулеметы теперь стояли в блистерах.
В декабре 1942 года было
предложено переделать Ki.67 в торпедоносец. В результате 05.01.1943
Mitsubishi получила приказ установить на 100 бомбардировщиков держатели
для торпед. Для испытания в новой роли были переделаны 17-й и 18-й Ki.67.
Обе машины испытывались в Йокосуке на базе флотской авиации. Испытания
закончились полным успехом и было решено не ограничиваться только сотней
машин. Hачиная со 161-го «Hiryu», все бомбардировщики стали оснащаться
держателями под торпеды. Воздушный штаб флота разрешил передачу нескольких
Ki.67
флоту, где они получили обозначение «Yasukuni» – по названию храма, посвященному
Hеизвестному солдату.
Армии самолет так понравился,
что в руководстве никак не могли сойтись во мнении для чего его использовать
в первую очередь, и производство даже было поставлено под угрозу, так как
долго не определялся состав стандартного оборудования. Hо все определили
требования войны – 02.12.1943 Mitsubishi получила приказ выпускать только
одну стандартную версию самолета. Вооружение было вновь усилено: 7,92-мм
пулеметы в боковых блистерах были заменены на 12,7-мм «тип 1». Самолет
получил обозначение «тяжелый бомбардировщик армейский тип 4»
Ki.67-I.
Первый боевой вылет Ki.67-I
состоялся в составе 7-го и 98-го сентаев
и флотской 762-й кокутай, которые участвовали в торпедных атаках во время
сражения у Тайваня в октябре 1944 года. Особенно активно армейские и флотские
Ki.67
действовали в качестве торпедоносцев в районе Окинавы. В качестве бомбардировщика
«Hiryu» действовал в Китае, а с баз в Хамамацу, используя в качестве аэродрома
подскока Иводзиму, Ki.67 постоянно совершали налеты на аэродромы
В-29 на Марианских островах.
Производство Ki.67
имело наивысший приоритет, и помимо 5-го завода Mitsubishi в Hагойе, который
выпустил первый «Hiryu», вскоре к выпуску самолета подключились заводы
Mitsubishi в Кумамото и Чите, Kawasaki в Гифу, Tachikawa и «Nippon Kokusai». Изменения
в серийную модель вносились мало, только, начиная с 451-го самолета, одиночный
хвостовой 12,7-мм пулемет был заменен на спарку. С 751-й машины планировалось
увеличить бомбовую нагрузку до 1250 кг. Однако на темпах производства
сказалось землетрясение, происшедшее в декабре 1944 года, и налеты американской
авиации. Особенно сократился выпуск двигателей для бомбардировщика. В результате
до конца войны было сдано только 698
Ki.67.
Кроме того было спроектировано
несколько опытных самолетов. Так 21-й и 22-й Ki.67 были переделаны
под двигатели Ha-104(Ru) с турбокомпрессором – их планировали в качестве
прототипов тяжелого перехватчика Ki.109.
Проект Ki.67-II предусматривал использования двух двигателей воздушного
охлаждения Mitsubishi Ha-214 мощностью 2400 л.с. Для установки этих
двигателей использовались 16-й и 17-й Ki.67. Один Ki.67 летал
в качестве буксировщика экспериментального транспортного планера «Manazuru»
(«кран»). Для применения летчиками-камикадзе на Тачикаве бомбардировщики
переделывались в вариант Ki.67
KAI (Ki.167)– все башни были сняты, экипаж был сокращен до трех
человек, в самолеты были установлены две обычные 800-кг бомбы или ставился
специальный 2900-кг заряд со взрывателем на длинной штанге, вынесенной
вперед. Один Ki.67-1 использовался для испытания противокорабельных
ракет I-Go-1A. Кроме того, так и не дошли до летного состояния созданные
на базе «Hiryu» тяжелый эскортный истребитель Ki.69, тяжелый истребитель
Ki.112,
транспортный самолет Ki.97 на 21 пассажира. |