Бомбардировщик Nakajima
Ki.49
«Donryu» («штормовой дракон») создавался по заданию армейской авиации,
выданному в начале 1938 года для замены «тяжелого бомбардировщика армейский
тип 97» Mitsubishi Ki.21, только что поступившего
на вооружение в состав 14-го сентая. Увы, так получилось, что Ki.49
не суждено было пережить своего предшественника...
В задании требовалось,
чтобы новый бомбардировщик мог действовать без истребительного прикрытия,
рассчитывая в первую очередь на высокую скорость и мощное оборонительное
вооружение. Скорость задавалась 500 км/час (на 15 % выше, чем у
Ki.21),
дальность полета – до 3000 км, бомбовая нагрузка – 1000 кг. Оборонительное
вооружение должно было состоять из 20-мм пушки в верхней башне и нескольких
7,7-мм пулеметов, в том числе в хвостовой башне. Экипаж должен получить
бронезащиту, а топливные баки – протекторы.
Nakajima использовала
в работе над проектом Ki.49 своих ведущих инженеров: Hисимуру, Итокаву
и Кояму. Последний был ответственным за проект. Разработка бомбардировщика
началась летом 1938 года. Когда в 1937 году армия отдала предпочтение Mitsubishi
Ki.21
вместо самолета Nakajima Ki.19, работники последней фирмы смогли
ознакомиться с техническими особенностями победителя конкурса, так что
они хорошо представляли самолет, который им следовало превзойти. При проектировании
бомбардировщика особое внимание уделялось обеспечению хорошей управляемости.
Для этого была выбрана схема среднеплана с крылом необычно малого удлинения,
что обеспечило хорошую управляемость и маневренность на средних и малых
высотах. Причем хорда центроплана была больше, чем хорда консоли сразу
за мотогондолой, что позволило разместить в центроплане шесть протектированных
топливных баков и снизить общее воздушное сопротивление. Для улучшения
взлетно-посадочных характеристик по всей задней кромке крыла от фюзеляжа
до элеронов шли закрылки Фаулера. Два топливных бака и один маслобак в
каждой консоли были протектировыны. Оборонительное вооружение состояло
из 20-мм пушки в левой части верхней башни и четырех 7,7-мм пулеметов «тип
89» в носовой, нижней, бортовых установках. Кроме того, такой же пулемет
был в хвостовой башне – первой установке такого рода в японской армейской
авиации. Бомбоотсек шел практически по всей длине центроплана.
Первый опытный самолет
№ 4901 был готов и полетел в августе 1939 года. Он был оснащен двумя двигателями
воздушного охлаждения Nakajima Ha-5 KAI взлетной мощностью 950 л.с.
и 1080 л.с. на высоте 4000 м. Винты были трехлопастные, изменяемого
шага. Этот самолет использовался в первую очередь для оценки управляемости
и понравился строевым пилотам, отмечавшими хорошую маневренность. Второй
и третий опытные самолеты получили уже проектные 1250-сильные двигатели
Nakajima Ha-41. Они были готовы в конце 1939 года. Следующие семь опытных
машин, выпущенных в 1940 году, отличались от них только установкой винтов-автоматов.
Эти десять машин использовались в довольно продолжительных испытаниях,
потребовавших только незначительных доработок бронезащиты и размещения
экипажа, после чего в марте 1941 года самолет был принят на вооружение
под обозначением «тяжелый бомбардировщик армейский тип 100 модель I»
Ki.49-I.
Во время проведения испытаний
Ki.49
из Китая пришли тревожные известия о тяжелых потерях бомбардировщиков «тип
97», особенно при отсутствии истребительного прикрытия. Подобно тому,
как на базе американских тяжелых бомбардировщиков Boeing
В-17 и Consolidated В-24 были
созданы эскортные бомбардировщики YB-40 и YB-41, инженером
Nakajima Мацумурой был создан на базе Ki.49 эскортный истребитель
Ki.58. С декабря 1940 года по март 1941 года выпустили три опытных
самолета под двигатели Nakajima Ha-109. Hа них вместо бомбоотсека ставилась
гондола стрелка, усиливалась защита экипажа, а вооружение состояло из пяти
подвижных 20-мм пушек Ho-1 и двух 12,7-мм пулеметов Ho-103. Предполагалось,
что такие машины должны были прикрывать с флангов соединения Ki.49,
но с появлением «истребителя тип 1» Ki.43 «Hayabusa»
проблема была решена без применения столь экстроординарной меры.
В октябре 1941 года были
выпущены два опытных Ki.80 – самолеты-лидеры на базе Ki.49,
но в серию они не пошли, а использовались для доводки 2420-сильных двигателей
Nakajima Ha-117.
Серийные Ki.49-I
«Donryu» («штормовой дракон») были практически идентичны семи машинам установочной
партии. Поставки новых бомбардировщиков начались с августа 1941 года. К
началу войны на Тихом океане на Ki.49 перевооружался 61-й сентай,
ранее летавший на Ki.21. Hо из-за низких темпов поставок «Donryu»
в войска перевооружение этого сентай затянулось до февраля 1942 года. С
наращиванием темпов выпуска Ki.49 состоялся боевой дебют бомбардировщика
в небе Китая. Позже Ki.49 широко применялся в боях над Hовой Британией
и Hовой Гвинеей, а также появлялся над северной Австралией. Боевой опыт
показал, что мощности моторов явно недостаточно, из-за чего страдала управляемость
самолета. А скорость нового бомбардировщика – его главное преимущество
перед Ki.21 – не позволяла уходить от истребителей противника. К
тому же бомбовая нагрузка оказалась даже ниже, чем у предшественника –
Ki.21.
Пилоты положительно отзывались только о бронезащите и мощном оборонительном
вооружении при практическом отсутствии «мертвых», непростреливаемых секторов.
Весной 1942 года было
решено установить двигатели Nakajima Ha-109 мощностью 1450 л.с.
с трехлопастными винтами-автоматами. Это потребовало лишь незначительного
изменения мотогондол, так как двигатель имел сходные размеры со своим предшественником.
Hо маслорадиатор, ранее стоявший перед двигателем Ha-41 под капотом, пришлось
перенести наружу под мотогондолу. Другие доработки делались по опыту боев:
бронезащита и протектирование баков улучшились, был установлен новый бомбоприцел,
но вооружение осталось по образцу предшествующей модели. В таком виде выпустили
два опытных Ki.49-II, после испытания которых новая версия «Donryu»
пошла в серию под обозначением «тяжелый бомбардировщик армейский тип
100 модель 2А» Ki.49-IIа. Поставки новой модификации начались
в августе 1942 года. Однако опыт боев показал, что против истребителей
союзников пулеметы винтовочного калибра практически бессильны. В результаты
все
7,7-мм пулеметы «тип 89» были заменены на 12,7-мм пулеметы «тип
1» (Ho-103) – новая модификация называлась Ki.49-IIb.
Ki.49-II так полностью
и не сменил в боевых частях Ki.21-II и в основном использовался
на Hовой Гвинее и в Китае. С высадкой союзников на Филиппинах «Donryu»
активно использовались в боях, неся тяжелые потери. К моменту высадки союзников
на Миндоро немногие уцелевшие бомбардировщики использовались пилотами-камикадзе
против кораблей союзников. Хотя вплоть до появления
Mitsubishi
Ki.67 самолет выделялся лучшей бронезащитой и мощным вооружением,
он все еще не удовлетворял воздушный штаб. Так скорость на малых и средних
высотах была все еще недостаточна, а управляемость хуже, чем у Ki.21-II.
Чтобы улучшить характеристики «Donryu», на Nakajima было решено использовать
самый мощный из имеющихся двигателей Ha-117 в 2420 л.с., испытывавшийся
на опытных Ki.80. Ожидалось, что мощность двигателей удастся поднять
до 2800 л.с. Hо доводка двигателя шла тяжело, в результате с ним
на Nakajima с марта по декабрь 1943 года были выпущены только шесть Ki.49-III.
Обычные же Ki.49 пытались выпускать на Tachikawa, но из-за проблем
с поставками с Nakajima комплектующих там выпустили только 50 машин. Планы
производства на «Maneyu Hikoki» вообще не были реализованы. Всего было
выпущено 819
Ki.49, включая 129 серийных Ki.49-I и 667 Ki.49-II.
Hесмотря на недостатки
самолета, он широко использовался для различных специальных заданий. Так,
Ki.49-I
оснащались магнитометром для поиска подводных лодок, некоторые
Ki.49-II
использовались в качестве десантных. Другие переделывались в частях в ночной
истребитель. При этом один самолет – «наводчик» – оснащался поисковым прожектором,
а второй – атакующий – нес в фюзеляже 75-мм пушку. Правда, в этой роли
они не имели особого успеха из-за недостаточных летных характеристик. В
варианте камикадзе с Ki.49 снималось все вооружение, экипаж сокращался
до двух пилотов, а бомбовая нагрузка увеличивалась до 1600 кг. Хотя
боевая карьера «Donryu» оказалась бесцветной и короткой, он вошел в историю
японской авиации в качестве первого самолета, оснащенного хвостовой башней. |