В начале войны на Тихом
океане единственными бомбардировщиками союзников, способными противостоять
японским истребителям, оказались немногочисленные В-17
«Flying Fortress». По мере изменения хода войны союзники все чаще стали
использовать B-24 «Liberator» – более подходящие
в условиях боев над просторами Тихого океана среди многочисленных островов.
Для японцев встала серьезная
проблема уничтожения высотных бомбардировщиков, хорошо защищенных и вооруженных.
К тому же до штаба армейской авиации японцев стали доходить сообщения о
разработке в США еще более мощного бомбардировщика В-29
«Superfortress». Японцам предстояло серьезно подумать о будущем.
В начале 1943 года испытания
бомбардировщика Mitsubishi Ki.67 показали
отличные скоростные и маневренные качества этого самолета. В результате
в ноябре 1943 года сотрудники армейского авиатехнического института в Тачикаве
предложили переделать Ki.67 в истребитель. Проект получил обозначение
Ki.109
и предусматривал два варианта: Ki.109а был «охотником» с парой 37-мм
пушек Ho-203, установленных с наклоном под фюзеляжем, а Ki.109b
был «загоняющим» с локатором и 40-см поисковым прожектором. Однако вскоре
проект пересмотрели – по предложению майора Сакамото было решено установить
на Ki.67 обычную 75-мм зенитку «тип 88». Предполагалось, что дальность
стрельбы этой пушки позволит истребителям действовать, не входя в зону
оборонительного огня. Так как воздушный штаб армии предполагал, что В-29
будут действовать без прикрытия истребителей, то проект сочли удачным.
Работы были одобрены в январе 1944 года, а самолет сохранил обозначение
Ki.109.
Переделка Ki.67
под установку в носу 75-мм пушки проводилась инженером Озава. Первый опытный
самолет был готов в августе 1944 года, а через два месяца В-29 совершили
свой первый налет на Японию. За исключением переделки под пушку носовой
части фюзеляха, опытный Ki.109 практически не отличался от Ki.67,
даже сохранил оборонительные башни. Hаземные и воздушные огневые испытания
проводил майор Макиура из состава авиационного института в Тачикаве. Испытания
оказались успешными, и последовал заказ на 44 самолета. Первые двадцать
два самолета были оснащены двумя 1900-сильными двигателями Mitsubishi Ha-104
воздушного охлаждения. Последующие самолеты планировалось оснастить Ha-104Ru
с турбокомпрессорами Ru-3, что должно было улучшить высотные характеристики
истребителя, столь важные для перехвата В-29. Эти двигатели были
испытаны еще на втором опытном Ki.109, но реально серийные машины
их не получили. Чтобы поднять скороподъемность самолета на первом опытном
самолете в бомбоотсек ставились твердотопливные ракеты, но эта схема не
была принята.
Hачиная с третьего Ki.109,
башни были сняты, а бомбоотсек – заделан. Боезапас пушки состоял из 15
снарядов. Орудие вручную перезаряжал второй пилот. Оборонительное вооружение
состояло из 12,7-мм пулемета «тип 1» в хвостовой установке. В целом
планер и силовая установка были аналогичны бомбардировщику Ki.67.
Hесмотря на недостаточные высотные характеристики, Ki.109 были приняты
на вооружение 107-го сентая, но ко времени поступления достаточного числа
таких истребителей В-29 уже перешли к ночным налетам с небольших
высот. |