ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.


Новости ГАСТРОЦЕНТРА | ГАСТРОЦЕНТРсмотрите
«Swordfish»
Fairey «Swordfish»
палубный торпедоносец


Самолет Fairey «Swordfish» был создан на базе разработанного в частном порядке проекта биплана TSR.1. Однако, его начальные летные характеристики были достаточно хороши, чтобы обеспечить его дальнейшее развитие. Поэтому, когда появилось техническое задание на палубный торпедоносец-разведчик и корректировщик, компания Fairey предложила проект усовершенствованного самолета TSR.2. Он и стал прототипом самолета «Swordfish», поднявшегося в воздух 17.04.1934.
Первый самолет «Swordfish» Mk.I представлял собой двухстоечный биплан с металлической силовой конструкцией и полотняной обшивкой, за исключением некоторых панелей из легких сплавов в передней части фюзеляжа. Для компактного размещения на авианосце крылья самолета складывались. В фюзеляже располагались две открытые кабины: для пилота (передняя) и одного или двух членов экипажа (задняя). Самолет имел стандартное шасси с хвостовым колесом (которое могло заменяться поплавками), традиционное подкосно-расчалочное хвостовое оперение и силовую установку в виде звездообразного двигателя Bristol «Pegasus IIIM» мощностью 690 л.с.
Самолеты «Swordfish» Mk.I начали поступать в состав авиации ВМС Великобритании в июле 1936 года. В начале Второй мировой войны ВМС имели в своем составе 13 боевых эскадрилий этих самолетов, и 12 из них базировались на борту авианосцев «Ark Royal», «Courageous», «Eagle», «Furious» и «Glorious».
11 апреля вооруженный торпедой «Swordfish», поднявшись с борта авианосца «Furious», во время первой же боевой операции доказал свою огромную ценность. Спустя два дня «Swordfish» из эскадрильи, базировавшейся на авианосце «Warspite», потопил подводную лодку U-64 – первую, записанную на счет авиации ВМС.
Объем серийной продукции компании Fairey был не в состоянии обеспечить увеличивающиеся заказы на самолеты «Swordfish». Поэтому производство было передано в руки компании «Blackburn Aircraft». Эта компания с самого начала своего существования занималась в основном проектированием и производством самолетов для морской авиации. В 1940 году был построен всего один экземпляр самолета, но в следующем году было выпущено уже 415 машин.
До конца 1940 года самолеты «Swordfish» участвовали в различных операциях под руководством командования береговой авиации Королевских ВВС. Они устанавливали минные поля и совершали налеты на оккупированные немцами порты в проливе Ла-Манш. Их экипаж состоял из двух человек, а в задней кабине располагались дополнительные топливные баки. В 1940 году состоялся самый большой триумф торпедоносцев «Swordfish» в ходе памятной атаки на итальянскую флотилию в бухте Таранто. В результате воздушной разведки было обнаружено, что в бухте стоят на якорях шесть линкоров, крейсеры сопровождения и эсминцы. Ночью 11.11.1940 21 самолет «Swordfish» двумя волнами с часовым интервалом атаковал флотилию. Хотя первые доклады сообщали об успехе операции в целом, необходимо было провести воздушную разведку для прояснения картины. Такой полет состоялся на следующий день и показал, что итальянским ВМС был нанесен сокрушительный урон: три линкора были сильно повреждены, причем два из них находились в затопленном состоянии, крейсер и два эсминца получили прямые попадания, а два вспомогательных судна были потоплены. В течение часового промежутка времени соотношение военно-морских сил в Средиземном море необратимо изменилось.
Последние значительные торпедные атаки, осуществленные этими самолетами, состоялись в 1942 году, когда была предпринята тщетная попытка предотвратить проход через Ла-Манш в восточном направлении немецких линкоров «Scharnhorst» и «Gneisenau», сопровождаемых тяжелым крейсером «Prinz Eugen». Тогда в качестве последней надежды шесть торпедоносцев «Swordfish» из 825 эскадрильи под командованием лейтенанта Эсмонда совершили торпедную атаку, после которой уцелел только один самолет и чудом удалось спасти пятерых из 18 членов экипажей. Впоследствии все они были награждены.
В результате полученного опыта стало очевидным, что дальнейшее использование самолетов «Swordfish» для торпедных атак не имеет смысла. Fairey «Swordfish» Mk.I Такие операции подразумевали длительный и тщательный заход на цель для точного пуска торпеды, а это давало корабельным огневым средствам великолепную возможность для уничтожения атакующего самолета. В результате «Swordfish» начали применяться для противолодочных операций, используя обычные глубинные бомбы, а для атаки по надводным целям – реактивные снаряды. Это привело к созданию самолета «Swordfish» Mk.II, который поступил на вооружение в 1943 году.
Он отличался усиленным нижнее крылом с металлической обшивкой для обеспечения подвески и пуска реактивных снарядов. На первых серийных самолетах Mk.II устанавливался двигатель «Pegasus IIIM», но более поздние экземпляры оснащались двигателями «Pegasus XXX».
В том же году вслед за модификацией «Swordfish» Mk.II появился вариант «Swordfish» Mk.III, на котором между основными стойками шасси внутри обтекателя была установлена антенна бортовой РЛС для обнаружения надводных целей.
Кроме трех основных серийных вариантов, на основе «Swordfish» Mk.II было создано несколько машин с закрытой кабиной. Эти самолеты получили наименование «Swordfish» Mk.IV. Вооруженный ракетами и минами, самолет достиг почти невероятного успеха в противолодочных операциях. В сентябре 1944 года «Swordfish» с борта эскортного авианосца английских ВМС «Windex» потопил четыре подводные лодки в одном вылете.
Серийное производство самолетов завершилось в 1944 году. К тому времени компания Fairey построила 692, а компания Blackburn – 1699 самолетов. Королевские ВМС неохотно расстались с таким отважным бойцом, который служил для Британского флота в качестве торпедного бомбардировщика, минного заградителя берегового базирования, самолета для защиты конвоев с эскортных авианосцев, ночного летающего постановщика сигнальных ракет, противокорабельного противолодочного самолета, вооруженного ракетами, а также тренировочного самолета и самолета общего назначения.

Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / макс. взлетная, кг
Двигатель
Крейсерская скорость, км/час
Дальность полета, км
Практический потолок, м
Экипаж
Боевая нагрузка

Вооружение

1936
13,87
10,87
3,76
56,39
2132 / 3406
Bristol Pegasus XXX (750 л.с.)
222
193
1700
3260
3
одна торпеда (730 кг) или до 680 кг глубинных бомб,
мин или свободнопадающих бомб, или до восьми НАР
синхронный 7,7-мм Vickers и
7,7-мм Lewis (Vicker К) в задней кабине
Swordfish Mk.I

«Рыба-меч» на взлете


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования