Когда в 1941 году пресс-служба
министерства авиации обьявила о существовании тактического разведчика FW.189,
она дала ему довольно характерное название – «воздушные глаза» вермахта.
Самолет оказался разносторонним в применении, популярным среди всех своих
пилотов и одним из самых надежных самолетов люфтваффе. К тому же он был
задуман тогда, когда лучшей схемой разведчика считался одномоторный моноплан.
В феврале 1937 года первый
опытный Hs.126 приступил к летным испытаниям,
полностью удовлетворив люфтваффе, планировавших заменить в составе эскадрилий
тактической разведки Hе.46. Hо Технический
департамент Министерства Авиации уже заглядывал вперед, и в том же месяце
выдал задание на перспективный самолет-разведчик. Он должен был нести экипаж
из трех человек, иметь круговой обстрел и обладать более высокими характеристиками,
чем другие самолеты в этом классе.
В результате с чертежной
доски Курта Танка сошел проект двухмоторного двухбалочного самолета с центральной
гондолой экипажа. Это несколько озадачило Технический департамент, так
как там держали в уме только одномоторный вариант такого самолета, хотя
фактически спецификации обуславливали только желательность однодвигательной
схемы, а не определяли это жестко. Достоинства проекта Focke-Wulf скоро
дошли до наименее скептически настроенных сотрудников Технического департамента.
К тому же Танк предложил такое нестандартное решение, как взаимозаменяемые
центральные гондолы при сохранении двигателей, крыла и оперения. Это позволяло
на том же типе самолета решать задачи непосредственной поддержки, разведки
или подготовки экипажей.
В Техническом департаменте,
как и в любой подобной организации, хватало скептиков, полагавших, что
двухбалочная схема окажется тяжелее по сравнению с обычной компоновкой
и что «рама» хвостовой части будет подвержена сильным вибрациям. Тем не
менее в конце апреля 1937 года и Arado с более традиционным проектом, и
Focke-Wulf получили заказ на три опытных самолета, получивших от Министерства
Авиации официальные обозначения Аr.198
и FW.189.
Разработка опытного самолета
началась немедленно под руководством Е. Козела. FW.189-V1 (D-OPVN)
впервые полетел через 15 месяцев – в июле 1938 года под управлением своего
конструктора Курта Танка. Самолет был оснащен двумя предсерийными 12-цилиндровыми
двигателями типа «перевернутой V» Argus Аs-410 взлетной мощностью 430 л.с.,
и двухлопастными винтами изменяемого шага. В августе за ним последовал
второй FW.189-V2 (D-OVHD), а в сентябре третий – V3 (D-ORMH).
С самого начала испытаний опытные самолеты полностью оправдали самые смелые
ожидания конструкторов. Танк окрестил самолет «Eule» («сова»), хотя на
службе он был больше известен под названием «Uhu» («филин»).
Свободнонесущий низкоплан
был цельнометаллической конструкции. Трехлонжеронное крыло с работающей
обшивкой имело прямоугольный центроплан с гондолой экипажа по середине.
Главный и задний лонжероны проходили через гондолу. Сужающиеся консоли
крепились к центроплану болтами по контуру от переднего до главного лонжерона.
Управляемые электрически обшитые тканью щелевые закрылки занимали всю заднюю
кромку консоли до элерона, а также весь центроплан. Взаимозаменяемые хвостовые
балки несли мотораму, два 220-л бака и заканчивались килями с работающей
обшивкой и стабилизатором между ними. Рули металлической конструкции были
обшиты тканью. Стойки шасси убирались гидравлически назад в хвостовые балки
и закрывались створками. Хвостовое колесо укладывалось вбок в стабилизатор.
FW.189-V2 был в
целом подобен V1, но получил вооружение из пулемета МG.15 в носовой
части, второго в верхнем уступе кабины и третьего в хвостовом конусе. Два
пулемета МG.17 монтировались в корне крыла. Под консолями крыла были четыре
держателя ЕТС-50 на 50-кг бомбы. FW.189-V3 не нес вооружения, но
зато получил автоматические винты Argus и так называемые «стандартные»
двигатели Argus Аs-410.
Успешные предварительные
испытания этого трио, а также неудача с Аr.198, привели к заказу
еще четырех дополнительных FW.189. Первый из них FW.189-V4
(D-ОСHО) рассматривался как эталон для серии A в качестве ближнего
разведчика. Он был закончен на исходе 1938 года с различными мелкими переделками,
вроде измененного капота двигателей, другого состава вооружения из пары
пулеметов МG.15 на подвижных установках и увеличенного хвостового колеса.
После завершения заводских
испытаний FW.189-V1 использовался для опытов с различного типа «специальным
оборудованием», включая постановщик дымзавес Tip S-125 и выливной
прибор для химических отравляющих веществ вроде «Lost» (кодовое обозначение
группы удушающих газов «желтый крест»), которые крепились на месте бомбодержателей.
Следующий самолет второй
партии – FW.189-V5 был прототипом учебного варианта серии В. Он
имел полностью перепроектированную гондолу экипажа, более аэродинамически
чистую с классическим фонарем кабину. Было снято все вооружение, управление
стало двойным. Первый полет состоялся в 1939 году. Заказ на серийное производство
FW.189А
летом 1939 года никак не выполнялся, так как командование люфтваффе было
полностью удовлетворено Hs.126, который все еще поставлялся в войска.
Зато Focke-Wulf получил указание готовить установочную партию из трех FW.189B-0
и десяти серийных FW.189B-1. Все предсерийные и три серийных были
поставлены еще до конца 1939 года. Оставшиеся семь пятиместных машин с
двойным управлением были выпущены в январе и феврале 1940 года и поставлены
и люфтваффе.
Предлагался и морской
двухпоплавковый вариант учебного самолета под обозначением FW.189D.
Последний самолет из второй опытной серии – FW.189-V7 был заказан
в таком варианте. Он был в сборке в конце 1938 года, когда в результате
изменений требований к гидросамолету работы были прекращены. Частично законченный
планер использовался для сборки одного FW.189B-0.
FW.189-V1 был снят
с программы испытаний в конце 1938 года и возвращен на Focke-Wulf для переоборудования
в штурмовик. Центральная гондола была снята, а вместо нее установили бронированную
кабину, вмещавшую только пилота и стрелка, сидящих спина к спине. Пилот
глядел вперед через крошечное бронестекло в откидываемом назад фонаре.
Стрелок вел огонь из пулемета МG.15 через небольшую бойницу с использованием
бронированного визира.
С этими измениями под
обозначением FW.189-V1B опытный самолет возобновил испытания весной
1939 года. Результаты были сильно разочаровывающими. Тяжелобронированная
гондола заметно изменила управляемость к худшему, летные данные снизились.
Пилот доложил, что обзор был совсем неудовлетворительным, а наблюдатель
с места стрелка не видел истребителя даже на хвосте своего самолета. В
результате машину вернули на опытный завод. Площадь остекления у пилота
увеличили, а прицел стрелка заменили на амбразуру, значительно улучшившую
обзор назад, но огранившую обзор в стороны.
После внесения изменений
самолет проходил конкурсные испытания вместе с Hs.129-V2,
который с самого начала был разработан в варианте штурмовика. Результаты
конкурса оказались неопределенными. Hs.129 был предпочтительнее
благодаря малым размерам, представляя меньшую цель для ПВО, но обзор с
него был еще хуже, чем с самолета Focke-Wulf; а если управляемость FW.189-V1B
была плохой, то у Hs.129 вообще отвратительной. Вскоре после этого
FW.189-V1B
потерпел аварию, когда во время демонстрации в Бремене пилот сослепу на
планировании врезался в ангар.
Hесмотря на все это, третий
самолет из четырех опытных машин второй серии FW.189-V6 был заказан
в варианте штурмовика FW.189C. Его испытания начались в 1940 году.
Бронированная центральная гондола в целом была такой же, как у FW.189-V1B.
Двигатели Аs-410A-1 развивали на взлете 465 л.с. и работали на винты
изменяемого шага. Было использовано новое шасси с двойной стойкой. Центроплан
был изменен. В нем располагались две пушки МG.FF и четыре пулемета МG.17.
В распоряжении стрелка была пара МG.81 на подвижной установке.
Тем временем Henschel
начал выпуск предсерийных Hs.129A-0. Когда в сентябре 1940 года
FW.189-V6
попал в испытательный центр в Рехлине, Henschel уже проходил войсковые
испытания в 5./JG.2. Хотя пилоты во весь голос проклинали самолет Henschel,
Министерство Авиации решило, что поскольку самолет еще совершенствуется,
а испытательная эскадрилья на две трети состоит из бывших пилотов конкурирующего
Focke-Wulf, то следует выбрать именно Hs.129. Все работы по FW.189C
были прекращены.
Тем временем весной 1940
года Focke-Wulf наконец-то, получил заказ на производство разведчика FW.189A.
Со сборочной линии Бремена сошли 10 предсерийных FW.189A-0, за ними
последовали серийные FW.189A-1. До конца года выпустили 20 машин,
одновременно были проведены войсковые испытания в зскадрильях ближней разведки.
Благоприятные отзывы пилотов вместс с заключением люфтваффе об устарелости
Hs.126
(это было ясно по результатам французской кампании), привели к изменению
отношения к FW.189. Программа его производства получила высший приоритет
и для него была подготовлена вторая сборочная линия на бывшем заводе «Avia»
в Праге.
Завод в Бремене быстро
набирал темпы производства, но уже в начале лета выпуск FW.189 стал
сокращаться, так как началась программа FW.190,
имевшая больший приоритет. Таким образом, в течение 1941 года головная
компания успела выпустить только 99 FW.189A. Завод Aero поставил
151 самолет. В конце года все необходимое оборудование для производства
FW.189
было направлено в Бордо для начала выпуска самолета во Франции.
FW.189A-1
был в целом подобен FW.189-V4, кроме некоторого облагораживания
капотов двигателей. Использовались двухамортизационные стойки шасси и были
внесены определенные изменения в оборудование. Вооружение состояло из пары
пулеметов МG.17 в корне крыла и двух МG.15 на подвижных установках в конце
гондолы. Имелись четыре бомбодержателя ЕТС-50/VIII. Одна фотокамера Rb.20/30
составляла разведывательное оборудование, но было можно использовать также
Rb.50/30, Rb.21/18 и Rb.15/18. Обычно использовались и ручные фотокамеры
HК.12,5 и HК.19. Экипаж состоял из пилота, штурмана-радиста-бомбардира
и бортмеханика; он же задний стрелок. В середине 1941 года со сборочной
линии стал сходить
FW.189A-2, отличавшийся только усиленным вооружением
из пулеметов МG.81Z (спарка пулеметов МG.81). Параллельно выпускался и
FW.189A-3 с двойным управлением, который поставлялся в люфтваффе
в небольших количествах в качестве учебного. Ранее выпущенные самолеты
доводились до уровня A-2 в частях.
Первый FW.189A-0
был поставлен в учебную эскадрилью 9.(H)/LG.2 осенью 1940 года. Эта же
часть ранее получила несколько FW.189B для проведения подготовки
пилотов. Ко времени вторжения в Советский Союз все боевые эскадрильи ближней
разведки были вооружены только Hs.126. К концу 1941 года эти части
стали выводиться с фронта для переоснащения на FW.189, и весной
1942 года практически все разведывательные эскадрильи и наследовавшие им
разведывательные группы получили самолет Focke-Wulf. Восточный фронт стал
фактически основным местом применения этого самолета.
В 1942 году резко возрос
выпуск FW.189A, несмотря на сокращение производства в Бремене, поставившего
только 57 машин. Завод «Avia» выпустил 183 самолета, но в основном рост
произошел за счет группы заводов в Бордо, поставивших в течении 1942 года
187 машин. Основная сборочная линия в Бордо в сентябре вышла на темп производства
20 FW.189 ежемесячно. К весне 1943 года самолет поставляли только
французские заводы. Заводы в Бремене и Праге окончательно прекратили их
выпуск, поставив под конец 11 и 3 машины соответственно. Французы изготовили
194 машины, что вместе с 12 самолетами выпуска 1944 года составило всего
828 FW.189A, включая опытные.
В течение 1942 года партия
из 14 FW.189A-1 была поставлена словацким ВВС, а в конце года некоторое
количество FW.189A-2 было передано венграм для оснащения 3/1 эскадрильи
ближней разведки, которая принимала участия в боях на территории СССР с
марта 1943 года. FW.189A интенсивно использовались во время операции
«Цитадель». В составе венгерских ВВС они применялись до марта 1944 года.
В составе люфтваффе на Восточном фронте FW.189A полностью заменили
Hs.126
к концу 1942 года. Одна эскадрилья смешанного состава с FW.189A
и Вf.110C использовалась в Северной Африке.
Боевая эффективность FW.189A превзошла все ожидания. Самолет мог
выполнять задачи в самых неблагоприятных боевых условиях и часто возвращался
на базу с тяжелейшими повреждениями. Он оказался достаточно маневренным,
чтобы уклоняться практически от всех атак истребителей, особенно при хорошей
координации в работе экипажа, а его оборонительное вооружение было достаточным,
чтобы держать противника на расстоянии. В нескольких случаях FW.189A
возвращались на базу даже после таранного удара, потеряв часть вертикального
оперения.
Последней серийной моделью
стал FW.189A-4, поступивший на вооружение в конце 1942 года. Он
был способен выполнять задачи как разведчика, так и штурмовика. В корне
крыла устанавливались пушки МG.FF, двигатели снизу были бронированы, как
бензобаки и пол кабины.
Рассматривался вариант
FW.189
с двумя 14-цилиндровыми радиальными двигателями Gnome-Rhone 14М 4/5 взлетной
мощностью 700 л.с. Один самолет был подготовлен для установки этих
двигателей после разработки чертежей на SNCASO в Шательон-сюр-Сен. Этот
вариант даже получил обозначение FW.189E, но опытный самолет был
разбит у Hанси при перегонке в Германию для проведения испытаний. Все работы
по этой модификации были прекращены.
Дальнейшей модификацией
самолета был FW.189F-1, предусматривавший установку на планер FW.189A-2
пары двигателей Argus Аs-411МА-1, сходных по конструкции с Аs-410А-1, но
с другим редуктором и большим числом оборотов. Мощность нового двигателя
достигала 580 л.с. на взлете и 600 л.с. на высоте 7000 м.
Когда в 1944 году производство FW.189 прекратилось, в люфтваффе
успели поставить только 17 единиц FW.189F-1. Еще более мощным был
FW.189G
с 950-сильными Argus Аs-402. Производство планировалось в 1942 году, но
неудача с доводкой мотора поставила на этом крест. |