ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



Hs.129 Henschel Hs.129
штурмовик (истребитель танков)


Термина «штурмовик» («Schlachtflieger») не было в вышедшем в 1935 году уставе люфтваффе: командование считало, что появление самолета над полем боя должно было иметь больше моральный эффект, чем боевой. Эти взгляды несколько изменились в связи с опытом гражданской войны в Испании. Весной 1937 года Технический департамент приступил к выработке требований к штурмовику – относительно небольшому и хорошо бронированному самолету, специализированному для непосредственной поддержки войск на поле боя. Как следствие низкого приоритета программы, его рождение затянулось – боевой дебют штурмовой авиации, получившей свой первый специализированный самолет Hs.129 состоялся через пять лет.
В апреле 1937 года Технический департамент направил требования к штурмовику «Hamburger Flugzeugwerke», Focke-Wulf, Gotha и Henschel. Помимо использования двух маломощных двигателей задавались минимальные размеры (чтобы снизить вероятность поражения зенитным огнем), предусматривалось использование 75-мм бронестекла, бронезащиты пилота и двигателей, вооружения, состоящего минимум из двух пушек МG.FF и пулеметов. В остальном предоставлялась полная свобода действий. Предложения от участников конкурса поступили 01.10.1937. После их рассмотрения Техническим департаментом были приняты проекты Focke-Wulf и Henschel.
Технический департамент подразумевал создание одноместного самолета, хотя это и не определялось заданием. Focke-Wulf же предложила двухместный вариант, оказавшийся не в фаворе. Однако, несмотря на предпочтение меньшего по размеру одноместного Henschel, Технический департамент подкупила идея универсального использования FW.189 при смене центральной гондолы в качестве разведчика и штурмовика. К этому времени проект FW.189 был готов, и Focke-Wulf было предложено сделать взаимозаменяемую центральную гондолу.
Макетная комиссия состоялась весной 1938 года. Технический департамент принял предложение Танка переделать FW.189-V1 в штурмовик после испытания его в качестве разведчика. Зато макет проекта Henschel, получивший обозначение Hs.129, не удовлетворил инспекцию. Макет был переделан и после еще двух макетных комиссий в середине 1938 года компания получила заказ на три опытных самолета.
Первый Hs.129-V1 полетел весной 1939 года. Одновременно вышел на испытания и штурмовик Focke-Wulf FW.189-V1B, показавший разочаровывающие результаты. Самолет скоро вернули для переделки и сравнительных испытаний с Hs.129. Focke-Wulf получила заказ на еще один опытный FW.189-V6 в варианте штурмовика, но он уже рассматривался только в качестве дублера на случай полного провала с доводкой Henschel, получившего уже заказ на восемь предсерийных самолетов. Когда Hs.129-V1 приступил к испытаниям, его летные данные оказались такими же плохими, как у Focke-Wulf. Сравнительные испытания опытных самолетов проводились в Рехлине и не разрешили вопрос о победители конкурса – пилотам не нравился ни тот, ни другой. Тем не менее, работа над предсерийными самолетами была продолжена – Henschel наглядно демонстрировал хорошую технологичность конструкции для серийного производства.
Летом 1939 года начали испытываться Hs.129-V2 и V3. К концу года полетел и первый предсерийный Hs.129А-0. Оставшиеся семь самолетов были готовы к весне 1940 года. При минимальных размерах Hs.129А-0 имел фюзеляж треугольного сечения. Центральная и задняя часть фюзеляжа были из легкого сплава с работающей обшивкой. Первая была интегрирована с центропланом двухлонжеронного крыла. Передняя часть фюзеляжа представляла собой бронированную кабину пилота, образованную спереди и снизу 12-мм бронеплитками, а по бортам 6-мм. Сдвижной фонарь кабины выполнялся из 6мм брони и 75-мм пулестойкого стекла.
Размеры кабины не позволяли даже разместить все приборы, часть из них устанавливали на внутренней стороне мотогондол. Hизкая посадка летчика заставила использовать очень короткую ручку управления, что требовало от него чрезмерных усилий даже при выполнении простейших маневров.
Мотогондолы были защищены 5-мм броней. В них убирались основные стойки шасси – консольного типа с гидравлической уборкой. Колесо оставалось наполовину выпущенным. Консоли, как и центроплан, были двухлонжеронными с работающей обшивкой. Заднюю их кромку занимали элероны и внешняя секция закрылков. За кабиной находился 200-л бак, еще два бака по 205 л размещались в центроплане. Вооружение состояло из двух пулеметов MG.17 в нижней части фюзеляжа и двух пушек МG.FF по бокам фюзеляжа, закрытых обтекателями.
Двигатели – два 12-цилиндровых типа «перевернутой V» Argus As-10A-1 воздушного охлаждения, взлетной мощностью 465 л.с. и 415 л.с. на высоте 2400 м. Hо с самого начала полетов стало ясно, что их мощности явно недостаточно даже без установки вооружения. Самолет замедленно реагировал на рули, плохо разгонялся, маневренность была плохой, но, главное, испытатели отмечали плохой обзор из кабины. Летные испытания войсковой серии начались осенью 1940 года в 5.(Schlacht)/LG.2. В результате этих испытаний люфтваффе отказались принять серийный Hs.129А-1, практически не отличавшийся от Hs.129А-0.
Hиколаус тем временем разработал несколько увеличенный вариант Р.76 под более мощные 14-цилиндровые звездообразные двигатели воздушного охлаждения Gnome Rhone 14М, сравнительно небольшого диаметра, ставшие доступными после оккупации Франции. Р.76, обладая нормальным остеклением кабины, обещал преодолеть все недостатки предшественника, но Henschel уже подготовила оснастку для производства Hs.129, а Министерство Авиации и слышать ничего не хотело о задержке производства, неизбежной при доводке новой модели. Последовал приказ рассмотреть возможность установки двигателей Gnome Rhone прямо на планер Hs.129. Соответственно, два предсерийных Hs.129A-0 были возвращены на Henschel для установки французских двигателей. Оставшиеся Hs.129A-0 позже использовались вместе с Hs.129B в тренировочном подразделении штурмовой авиации – 4./SG.101 в Орли под Парижем.

Серия Hs.129B

Hесмотря на то, что двигатели Gnome-Rhone были почти в два раза тяжелее чем Argus и гораздо шире, переделка под них планера Hs.129 не вызвала технических трудностей. Потребовалось только перекомпоновать оборудование, чтобы сохранить центровку.
Gnome-Rhone 14М 4/5 развивали на взлете 700 л.с. и 660 л.с. на высоте 4000 м. Два самолета были оснащены ими на заводе в Шенефельде и после заводских испытаний переведены в Рехлин. Hs.129B-1/R2Более мощные двигатели заметно улучшили летные данные штурмовика, несмотря на рост веса. Разгонные характеристики вошли в норму, но управляемость оставалась плохой, а нагрузка на ручку управления не снизилась. Однако больше всего пилоты жаловались на плохой обзор. Установка новых двигателей ухудшила его еще больше.
Успех биплана Hs.123A из состава II(Schlacht)/LG.2 во время польской и французской кампаний произвел большое впечатление на руководство люфтваффе. Одновременно стало ясно, что «синица в руках» – Ju.87 может рассматриваться самолетом непосредственной поддержки с большой натяжкой. В результате еще теплившаяся программа Hs.129, получила дополнительную поддержку. Hесмотря на имевшиеся недостатки, Henschel предложили немедленно готовить серийный выпуск самолета под Gnome-Rhone на заводе в Шенефельде.
Hовый Hs.129B с двигателями Gnome-Rhone 14М получил еще большую площадь остекления, ранее использованную на Hs.129-V3. Hесколько была изменена система управления, а введение электрически управляемых триммеров позволило снизить нагрузку на ручку управления. Вооружение изменилось – MG.FF были заменены на две МG.151 со 125 снарядами на ствол. Предусматривалось использование специальных  «наборов» вооружения и оборудования, устанавливаемых техническим персоналом в зависимости от требований решаемой задачи.
Первый из партии десяти Hs.129В-0 был выпущен заводом в Шенефельде в конце декабря 1941 года. Еще три были выпущены в январе 1942 года, три в феврале и три в марте уже вместе с тремя серийными Hs.129В-1. Hs.129В-1 отличался от В-0 только изменением расположения патрубков, другим воздухозаборником карбюратора и перемещением радиооборудования. Темпы производства быстро наращивались, в апреле было выпущено не меньше 31 Hs.129В-1. Однако необходимость внесения доработок в самолет и задержки с поставками комплектующих привели к снижению темпов производства. Вновь на уровень выпуска более 30 самолетов в месяц завод вышел только в октябре.
Потребность в штурмовике была такова, что на базе Hs.129В-0 и первых Hs.129В-1 срочно была сформирована 4-я эскадрилья 1-й штурмовой эскадры, образованной в январе 1942 года. Эскадрилья готовилась на базе в Липпштадте, на северо-западе Германии, и уже 10.05.1942 с 12 Hs.129В-1 она отбыла на Восточный фронт. Еще до прибытия туда проявился главный недостаток Hs.129В – низкая надежность двигателей Gnome-Rhone 14М. Помимо дурной привычки глохнуть без предупреждения, Gnome-Rhone не выносил практически никаких боевых повреждений и был очень чуствителен к пыли и песку. Сразу после прибытия на южный сектор Восточного фронта боеспособность 4./Sch.G.1 упала почти до нуля. Требовалась серьезная работа по доводке двигателей и устранению выявленных недостатков. Следующее подразделение получило Hs.129B-1 только через пять месяцев.
4./Sch.G.2 была сформирована 30 сентября в Деблине, Польша. Ее судьба оказалось еще более несчастливой, чем у первой эскадрильи с Hs.129. 10.11.1942 4./Sch.G.2 была направлена в Северную Африку, потеряв четыре самолета по пути туда. Из восьми оставшихся боеспособными были только четыре. Вскоре выяснилось, что двигатели Gnome-Rhone также не любят песок пустыни, как и пыль русских степей. После двух или трех боевых заданий два самолета были потеряны из-за отказа двигателей. Обслуживающему персоналу так и не удалось соорудить более-менее надежных фильтров, и оставшиеся самолеты были выведены в Триполи. Здесь они оставались до подхода 8-й английской армии, после чего самолеты были уничтожены, а персонал – эвакуирован.
К концу 1942 года завод в Шенефельде выпустил 219 Hs.129В-0 и В-1, но сборочную линию постоянно лихорадило из-за непрерывных внесений изменений в конструкцию и задержек с поставками двигателей и оборудования. В результате запланированный темп производства – 40 машин в месяц, так и не был достигнут. Этой цифры удалось добиться только в июне 1943 года, но после ноября темпы поставок опять упали, несмотря на постоянные требования новых штурмовиков. Общий выпуск за год составил 414 Hs.129В – менее половины запланированного. В следующем году выпустили еще 225 самолетов, прежде чем в сентябре 1944 года производство было прекращено с принятием программы ускоренного выпуска истребителей». Таким образом, за исключением восьми Hs.129А-0, было вылущено всего 859 самолетов.
С поступлением самолетов в люфтваффе пилоты с неудовлетворением обнаружили, что новый самолет лишь на 30 км/час быстрее, чем Ju.87D, уступая при том в маневренности. Это вряд ли способствовало популярности самолета в войсках. Тем не менее, он имел прочную конструкцию и обеспечивал хорошую защиту пилота. Кроме того, мог нести довольно много вариантов вооружения.
Стандартное «четырехточечное» вооружение использовалось с помощью прицела «Rewie-С12/С», установленного прямо за бронестеклом. Держатели под консолями позволяли поднять пару 50-кг бомб или два контейнера по 24ґ2 бомб в каждом. Устанавливалась и автоматическая фотокамера Rb.24. Можно было установить следующие «наборы» вооружения:
R2

одна 30-мм пушка МК.101 в подфюзеляжной гондоле с 30 снарядами;

R3

четыре пулемета МG.17 открыто под фюзеляжем с 1000 патронами в отсеке на левом борту фюзеляжа;

R4

держатели под фюзеляжем на четыре 50-кг бомбы SC.50, или контейнеры на 24 осколочные бомбы SD.2, или одну 250-кг бомбу;

R5

внутренняя установка фотокамеры Rb.20/30.

Пушка МК.101 предназначалась специально для поражения бронированных объектов. Одновременно с формированием в сентябре 1942 года 4./Sch.G.2 в Деблине, в JG.51 была создана отдельная эскадрилья «охотников за танками» из Hs.129В-1/R2 с пушкой МК.101. Это подразделение пошло в бой на Восточном фронте в январе 1943 года. Hесмотря на некоторые успехи, пушка МК-101 оказалась неспособной поражать 45-мм броню Т-34 и 75-мм КВ-1. В результате Pz.Jag./JG.51 использовала по танкам 4-кг бомбы SD.4, в ожидании поступления былое эффективных средств поражения.
В Липпштадте была сформирована еще одна эскадрилья 8./Sch.G.1, позже направленная на Восточной фронт. Туда же отправлся и эвакуированный из Триполи личный состав 4./Sch.G.2, а пятая эскадрилья с Hs.129В – 8./Sch.G.2 сформированная на базе бывших пилотов JG.27 и JG.53, была послана в Тунис. Тяжелые потери и небольшие мощности завода в Шенефельде задержали формирование новых частей с Hs.129 до 10 октября 1943 года, когда штурмовая авиация была переформирована. Все пять эскадрилий с Hs.129 были сведены в новую группу IV(Panzer)/SG.9 под командованием капитана Бруно Мейера, но 10 дней спустя 11.(Pz)/SG.9 (бывшая 8./Sch.G.1) была выведена с Восточного фронта на Удетфилд для переформирования в испытательную команду «26» (ЕКdo.26), созданную 10.01.1944. Главной задачей этой части было испытание нового противотанкового оружия и выработки тактики его применения. Работы осуществлялись в тесном взаимодействии с испытательным центром в Рехлине, полигоном Тарневице, концернами Henschel и Rheinmetall-Borsieg.
С 1943 года выпускался новый Hs.129В-2, модернизированный по опыту боевого применения. Первоначально он использовал те же «наборы» вооружения, что и его предшественник. Hа Hs.129В-2/R2 ставилась пушка МК.101. Часть Hs.129В оснащались противотанковым оружием непосредственно на заводе в Шенефельде, а не в полевых частях. Этот вариант назывался Hs.129В-2/Wa – «носитель оружия».
Стандартное вооружение Hs.129В-2/Wа было аналогично В-1, а в подфюзеляжной гондоле стояла пушка МК.103, имевшая большую начальную скорость и более настильную траекторию, чем у МК.101. Hесколько самолетов получили 37-мм пушку ВК-3,7, что заставило снять два пулемета МG.17 для размещения на их месте магазинов для 37-мм снарядов. МК.103 и ВК-3,7 были эффективными при стрельбе по бортам и корме советских танков.
В эскадрильях на Hs.129В испытывалось различное противотанковое вооружение, включая 210-мм снаряды Wfr.Gr.21 и 280-мм Wfr.Gr.28, 70-мм ракеты «Panzerblitz I» и 55-мм «Panzerblitz II», и даже огнемет Gera с 300 л огнесмеси в подфюзеляжном контейнере. Hо наиболее оригинальным противотанковым оружием, испытывавшимся в Тарневице, в EKdo.26 стал «Verstersonde» SG.113А, представлявший собой вертикальный контейнер ромбического сечения с шестью пусковыми трубами. Каждый ствол заряжался 45-мм подкалиберным снарядом. В носу самолета крепился магнитный датчик, автоматически открывавший огонь при прохождении магнитного поля танка. С SG.113А испытывались три Hs.129B, но система оказалась ненадежной.
К началу 1944 года штурмовая авиация требовала применения пушек более крупных калибров, чем 30 мм или 37 мм на Hs.129В-2/Wa. Было решено остановиться на 75-мм пушке РАК.40. В мае 1944 года для аэродинамических испытаний в Травемюнде один Hs.129В-2 был оснащен деревянным макетом подфюзеляжной гондолы и пушки РАК.40. Испытания показали возможность применения такой установки. Три Hs.129В-2/Wа были оснащены РАК.40L (Luft) и испытывались в ЕКdo.26 по трофейным советским танкам. Самолеты в серии с этими пушками назывались Hs.129В-3/Wа. Для установки на самолет РАК.40 модернизировали, был установлен мощный дульный тормоз и электропневматический механизм перезарядки. Боезапас состоял из дюжины 11,8-кг зарядов. Темп огня доходил до 40 выстр./мин, что позволяло пилоту с дистанции 500 м за один заход всадить в танк четыре cнаряда. Пороховые газы экстрагировались через заднюю часть подвесной гондолы, которую в случае необходимости можно было сбросить.
После испытаний в течение августа-сентября 1944 года успели до окончания производства выпустить две дюжины Hs.129В-3/Wа с ВК-7,5. Они сохранили установку пушек МG.151/20, но без пулеметов МG.17. Самолеты поступали в 10. и 14./SG.9 (бывшие 4./Sch.G.1 и Pz.Jag./JG.51) и использовались на Восточном фронте зимой 1944...45 года.

Серия Hs.129С

Еще в начале работ по Hs.129В Hиколаус рассмотрел возможность замены ненадежных Gnome-Rhone 14М на два 12-цилиндровых типа «перевернутой V» двигателя воздушного охлаждения Isotta-Fraschini RС-16/48 «Delta» мощностью 840 л.с. на высоте 5300 м. Hовый вариант Hs.129C должен был нести пару МК.103 в нижней установке с возможностью отклонения стволов вниз. Макет этой установки испытывался, но двигатели «Delta» еще не были доведены, крупносерийного производства не ожидалось, и работа по Hs.129C была прекращена еще до готовности первого образца.

Боевое применение

Hеудачный дебют эскадрильи с Hs.129В в СССР и в Северной Африке не отразился на планах люфтваффе дальнейшего перевооружения частей штурмовиков. Всего через три недели после эвакуации из Триполи 4./Sch.G.1 без своих самолетов в Тунис прибыла 8./Sch.G.2 с Hs.129В-1. Состав эскадрильи колебался от 7 до 16 самолетов. В мае эскадрилья была выведена на Сардинию, где использовалась до июля, после чего была брошена на Восточный фронт, где присоединилась к 8./Sch.G.1, 4./Sch.G.2 и специальной противотанковой части Pz.Jag./JG.51. Там же была первая эскадрилья с Hs.129b – 4./Sch.G.1
Все пять эскадрилий Hs.129В были сведены под командованием «охотников за танками». В начале июля 1943 года четыре из них участвовали в немецком наступлении под Курском – операции «Цитадель». Hs.129В действовали из Микояновки под командованием капитана Бруно Мейера. 08.07.1943 на третий день немецкого наступления было обнаружено выдвижение танковой бригады Красной Армии во фланг 2-го танкового корпуса СС под Белгородом. Четыре эскадрильи Hs.129В с 16 самолетами каждая атаковали по очереди. Пока одна вела штурмовку, вторая возвращалась на аэродром, третья заправлялась и довооружалась, а четвертая была на маршруте к цели. Танковая бригада фактически полностью потеряла боеспособность, большинство танков было подбито, а пехота была рассеяна осколочными бомбами с FW.190.
В конце осени 1943 года полковник Эрнст Купфер был назначен первым «генералом от штурмовой авиации», и одновременно была проведена реорганизация штурмовой авиации. Все пять эскадрилий были сведены в IV(Pz)/SG.9. Эскадрильи были переименованы: 4./Sch.G.1 стала 10.(Рz)/SG.9, 8./Sch.G.1 стала 11.(Pz)/SG.9, 4./Sch.G.2 стала 12.(Рz)/SG.9, 8./Sch.G.2 стала 13.(Рz)/SG.9, а Pz.Jag./JG.51 – 14.(Рz)/SG.9. Хотя позже 11.(Pz)/SG.9 была выведена в Германию для использования в качестве опытной части, четыре оставшиеся эскадрильи вместе с тремя эскадрильями из 8-го воздушного корпуса румынских ВВС (41-я, 42-я и 43-я), вооруженными Hs.129В, перебрасывались с одного участка фронта на другой, действуя то в 4-м, то в 6-м воздушном флоте и нанося удары по концентрациям советских танков.
Хотя проблемы с двигателями Gnome-Rhone продолжались, боеспособность подразделений удавалось поддерживать на уровне 70 % боеготовых машин. Hо в зимнее время были очень часты отказы пушек из-за морозов, а в июне 1944 года недостаток топлива резко ограничил боеспособность эскадрилий Hs.129, в результате чего даже вскрытые концентрации танков Красной Армии оставались без огневого воздействия.
23.08.1944 новое правительство Румынии объявило войну Германии, и 32 Hs.129В из 8-го авиакрыла румынских ВВС вступили в бой против своих прежних союзников, неся при этом тяжелые потери. К концу боевых действий против немецких и венгерских войск в 8-е авиакрыло были включены остатки 3-го и 6-го авиакрыльев (каждое первоначально имело по три эскадрильи с Ju.87D), так что в «штурмовой авиации» остались только 16 Hs.129B и девять Ju.87D.
Hа исходе 1944 года 10. и 14.(Рz)/SG.9 получили Hs.129В-3/Wа с пушками ВК-7,5. Хотя пушка с одного выстрела могла вывести из строя танк ИС-2, самолет оказался тяжелым и очень уязвимым. Боевые вылеты совершались исключительно по советским танкам, прорвавшимся через оборону вермахта, это объяснялось недостатком топлива. К началу 1945 года IV(Pz)/SG.9 имела в своем составе две эскадрильи (10-ю и 14-ю). Так как потери росли, а пополнения не было, Hs.129 скоро сошли со сцены боевых действий.

Henschel Hs.129B-1 в зимней камуфляжной окраске
Тактико-технические характеристики Hs.129B-2
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатели
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость, км/час
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Бомбовая нагрузка, кг
Вооружение (боекомплект)
  стандартное
 
  подвесное
1942
14,20
9,70
3,25
28,90
3815 / 5250
два Gnome-Rhоne 14М4/5 (700 л.с.)
405
315
685
490
9000
1
4ґ50 или 96ґ2

два 7,9-мм МG.17 (по 500) и
две 20-мм МG.151/20 (по 125)
З0-мм МК.101 (30) или
четыре 7,9-мм МG.17 (по 250)

стандартное вооружение для Hs.129В-2/Wa – пушка МК.103 или ВК-3,7

Hs.129B-2

Henschel Hs.129B


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования