Во время переделки ВV.138А-04
в первый ВV.138В-0 башня LВ.204 была заменена на металлический обтекатель,
сохранивший возможность установки новой башни с 20-мм пушкой МG.151. Первый
серийный самолет сошел со сборочной линии Финкенвердера в декабре 1940
года. До конца года были выпущены 14 машин, но тяжелая ледовая обстановка
на Эльбе задержала их приемку и освоение до марта 1941года, когда первые
семь ВV.138В-1 были приняты на баланс люфтваффе вместе с семью ВV.138С-1,
которые сменили на сборочной линии В-серию.
Кроме усиления конструкции,
ВV.138В-1 получил двигатели Jumo-205D мощностью на взлете 880 л.с.
Вооpужение состояло из 20-мм пушки МG.151 в носовой башне, такая же пушка
была установлена в хвостовой части лодки, а пулемет МG.15 монтировался
за двигателем в центральной гондоле. Бомбовая нагрузка не изменилась, но
перед передачей люфтваффе самолет был доработан под заводской набор смены
вооружения, позволявший увеличить нагрузку до шести 50-кг бомб или трех
150-кг глубинных бомб. Этот вариант получил обозначение ВV.138В-1/U1.
ВV.138С-1 отличался
дальнейшим усилением корпуса, еще больше увеличившим вес машины. На
верхней части гондолы были установлены дополнительные воздухозаборники.
Вместо МG.15 был установлен пулемет МG.131. Трехлопастные винты были заменены
четырехлопастными. Они также ставились и на ВV.138В-1 при их модернизации.
Радиооператор получил в свое распоряжение пулемет МG.15, из которого мог
вести огонь через правое окно корпуса. ВV.138С-1/U1 получил тот
же набор вооружения, что и ВV.138В-1/U1.
С поставкой ВV.138В-1
и С-1 оставшиеся ВV.138А-1 были выведены с побережья Франции
и возвращены в Германию для доработок до уровня последних версий. Но, несмотря
на высокий приоритет программы, выпуск ВV.138 покатился вниз. Если
в апреле 1941 года люфтваффе приняли 15 ВV.138С-1, то через месяц
только 11, а в июне – 5. Это было вызвано недостатком комплектующих и оборудования:
вооружения, инструментов, двигателей, винтов и радиостанций. Были предприняты
меры к запуску самолета в производство на «Weser Flugzeugbau», но первый
самолет едва был закончен на исходе года, да и то из деталей, присланных
из Финкенвердера.
Регулярные поставки с
«Weser» начались с апреля 1942 года. Всего «Weser» до остановки производства
в сентябре 1943 года успел выпустить 59 ВV.138С-1 (по сравнению
с 79 в 1941 году). Еще 30 были выпущены на Финкенвердере до завершения
производства в декабре 1943 года. Общий выпуск ВV.138С составил
227 машин.
Небольшое число гидросамолетов
ВV.138С в 1942...43 годах были переделаны в минные тральщики и получили
обозначение ВV.138МS. Самолеты модернизированные таким образом еще
называли «Mausenflugzeug» («самолет-мышеловка»). Самолет использовался
для траления магнитных мин на каналах, реках и у береговой черты. С ВV.138МS
снималось все вооружение. Вокруг корпуса монтировалась на подкосах магнитная
обмотка, питавшаяся от вспомогательного мотора, установленного на месте
носовой башни. Другие ВV.138C оснащались локаторами FuG.200 «Hochentwil»
для поиска конвоев и наведения на них подлодок. В случае необходимости
самолет мог везти 10 полностью экипированных пехотинцев.
Все ВV.138B и ВV.138C
могли оснащаться стартовыми ракетными ускорителями тягой до 500 кг.
70 ВV.138C получили узлы крепления к катапульте для запуска с авиаматок
«Sussard», «Falke», «Ostmark», «Sperber» и «Westfalen». Эти суда, оснащенные
катапультой и подъемным краном, использовались в качестве плавучих баз
ВV.138 в полярных водах, вдалеке от основных баз.
С решением проблем роста
ВV.138 показал себя эффективным патрульным самолетом, чрезвычайно
прочным, способным выносить тяжелые повреждения как от противника, так
и от погоды. Его мореходные качества, вместе со способностью находиться
долго в открытом море, привели к решению использовать самолет из своеобразной
засады, когда ВV.138 вылетали в Атлантику, садились на воду и дрейфовали
два-три дня до сообщения о проходе конвоя союзников. После этого ВV.138
взлетал и атаковал конвой во взаимодействии с подводными лодками. Много
внимание было уделено возможности обслуживания самолета экипажем вдали
от базы так, что даже довольно сложный ремонт можно было провести в открытом
море.
ВV.138 оказался
хорошо вооруженным. Три огневые точки обеспечивали хорошие зоны обстрела.
Дальность стрельбы его пушек обеспечивала эффективную оборону. Состав экипажа
был увеличен до 6 человек, но обычно состоял из пяти. С максимальным запасом
топлива ВV.138C-1 мог находиться в воздухе до 18 час, хотя
с нормальным только 6,5 час. При нормальном взлетном весе в 14500
кг и спокойной воде разбег продолжался 30 сек и составлял
700 м. Взлетная скорость составляла 108 км/час, посадочная
– 114 км/час.
Весной 1940 года Технический
департамент, осознавая необходимость в большем числе дальних разведчиков-гидросамолетов,
приступил к рассмотрению возможности замены для ВV.138. Контракт
на разработку был размещен на Blohm-und-Voss. Планировалось, что «эрзац
ВV.138» станет увеличенным вариантом предшественника, имея взлетный вес
24 т, вооружение в дистанционно управляемых установках, бомбовую
нагрузку в 2600 кг. Было предусмотрено место для 60 полностью экипированных
десантников. Blohm-und-Voss предложила восемь проектов, все из которых
предусматривали использование дизелей Jumo-208 взлетной мощностью
1100 л.с. Это были:
«проект 110» –
увеличенный вариант ВV.138 под два или три двигателя;
«проект
111» – несимметричный, трехдвигательный вариант «проекта 110»;
«проект 112» –
как и «проект 111», но с увеличенным корпусом;
«проект 113» –
трехдвигательная, двухкорпусная лодка с размерами и весом «112»;
«проект 122» –
четырехдвигательный, двухбалочный;
«проект 123» –
двухкорпусный эквивалент «проекта 122»;
«проект 124» –
был подобен «122», но имел убираемое шасси;
«проект 125» –
вариант, аналогичный «проекту 123».
Но ни один из этих проектов
не был реализован – двигатели Jumo-208 не пошли дальше стенда, и ВV.138
остался единственным до конца войны.
Боевое применение
Имея недоработанные ВV.138А-1,
две эскадрильи береговой авиации, призванные для действий в Бискайском
заливе – 1./Кu.Fl.Gr.506 и 2./Кu.Fl.Gr.906 – не отличались особой
активностью. Обе эскадрильи были выведены из Франции для переоснащения
на ВV.138В и ВV.138С перед самым созданием воздушного командования
«Atlantik» в марте 1941 года.
Эскадрилья Кu.Fl.Erg.138
была сформирована для подготовки экипажей и в качестве резервной, но перевооружение
других подразделений и формирование новых задерживались из-за льда на Эльбе.
Работы однако ускорились весной, и в течении лета на ВV.138В-1 была
перевооружена 2./Кu.Fl.Gr.406, которая приступила к поиску конвоев с баз
в Ставангере и Тромсе в составе командований «Nord-Ost» и «Lofoten».
Две эскадрильи с ВV.138
– 1./Кu.Fl.Gr.506 и 2./Кu.Fl.Gr.906 в конце 1941 года были переведены из
Франции на Балтику в состав командования «Ostsee». Еще несколько частей
базировались в Банаке, Тромсе и Тронхейме и имели в своем составе ВV.138:
эскадрильи дальней разведки 1. и 2.(F)/SAGr.130, 1. и 2.(F)/SAGr.131 (вместе
с Аr.196) и 3./Кu.Fl.Gr.906 совместно
с Hе.115.
В течение октября 1941
года одна эскадрилья с ВV.138В-1 имея 10 машин налетала более 500
часов в дальних разведывательных полетах, покрыв 10000 км. Надежность
летающих лодок Blohm-und-Voss была доказана. Кроме того, ВV.138
продемонстрировала и возможность постоять за себя, записав вскоре после
дебюта в норвежской операции на свой счет «Blenheim»,
сбитый над Скагерраком, и «каталину» – над
Северным морем.
В конце 1941 года 3.(F)/SAGr.125,
которая действовала на Аr.95А-1
в составе «Ostsee», перевооруженная на ВV.138C-1, была переведена
в Констанцу на Черное море. Там они составили ядро морской разведки, действуя
часто под прикрытием румынских истребителей. ВV.138 из 3.(F)/SAGr.125 вели
разведку и бомбили корабли до конца лета 1944 года, когда Черное море стало
последним театром военных действий для летающих лодок Blohm-und-Voss.
Другими театрами для ВV.138
были Балтика, Северная Атлантика и Арктика. Когда стала очевидна опасность
для Германии от проведения конвоев РQ союзников по арктическому
маршруту в Мурманск и Архангельск, действия эскадрилий гидросамолетов с
норвежских баз получили новый импульс. Перелом в действиях против конвоев
наступил в середине 1942 года, когда на севере Норвегии базировались 44
ВV.138. Они обеспечивали наиболее эффективное обнаружение и последующее
слежение за конвоями, а потери от действий противника были невелики. Но
08.09.1942, когда ВV.138, вылетевший из Тромсё, обнаружил конвой
РQ-18 у острова Ян-Майен, была открыта новая страница в истории
полярных конвоев. С самого начала обнаружения ВV.138 сопровождали
конвой, но 9 сннтября к конвою присоединился эскорт, имевший в своем составе
авианосец «Avenger» с 12 истребителями «Sea
Hurricane IIС» из 802-го и 883-го эскадронов. Впервые конвой РQ
получил прикрытие с воздуха. В результате тяжеловесам ВV.138 оказалось
весьма трудно поддерживать контакт с конвоем. Одна из летающих лодок выдержала
90-минутный бой с истребителями и сумела вернуться на базу, правда, с серьезными
повреждениями.
В течение 1942 года ВV.138,
действуя с норвежских баз, часто проводили рандеву с подводными лодками,
дозаправляясь в море, что позволяло им вести разведку полярных маршрутов
советских конвоев. Такие дозаправки проводились до августа 1943 года. К
этому времени ВV.138 проводили полеты с баз, созданных на советской
территории. Для разведки конвоев в Карском море, которые очень интересовали
немцев, две подводные лодки организовали передовую базу снабжения ВV.138
на Hовой Земле. Оттуда последние действовали в течение нескольких недель,
совершив восемь разведывательных полетов на восток до Ямала и до северо-восточной
части Урала.
К 1943 году ВV.138
вновь появились над Бискайским заливом, а также над Средиземным морем.
В мае 1943 года 3./Ku.Fl.Gr.406 была размещена в Бискайском заливе, имея
в своем составе семь ВV.138С-1 и ВV.222-V3.
В течении следующего месяца эскадрилья вместе со вновь прибывшими ВV.222-V2,
ВV.222-V4 и ВV.222-V5 подвергалась беспрерывным бомбежкам и
обстрелам английскими истребителями-бомбардировщиками. Hесколько летающих
лодок, включая и ВV.222-V3 и ВV.222-V5, были сбиты, а другие
– серьезно повреждены. Боеспособными остались только два ВV.138С-1
и два ВV.222. К октябрю эта часть была переименована в 1.(F)/SAGr.129,
имея в своем составе небольшое число ВV.138С-1, ВV.222-V7 и предсерийные
ВV.222-09 и ВV.222-010. Эскадрилья продолжала действовать
в Атлантике и в Бискайском заливе до ухода немцев из Бискароссо в 1944
году.
Hа Средиземном море 126-й
морской полк дальней разведки начал действовать с весны 1943 года, базируясь
на Крите, в составе командования «Sued-Оst». 3-я эскадрилья в нем была
укомплектована ВV.138C-1. Это была единственная за всю войну эскадрилья,
полностью укомплектованная ВV.138. Позже она была передана в состав
6-го воздушного флота и действовала на севере центрального сектора Восточного
фронта, а затем на коммуникациях с баз в Дании.
К маю 1944 года число
ВV.138 на вооружении заметно сократилось. Использование нескоростных
летающих лодок в условиях полного превосходства противника в воздухе стало
чрезвычайно рискованым делом. Hо северные воды оставались еще местом применения
ВV.138. Эскадрильи на норвежских базах все еще имели в своем составе
нееколько ВV.138. Так в 1. и 2.(F)/SAGr.130 было шесть и пять ВV.138,
в 3.(F)/SAGr.130 (раньше 2./Кu.Fl.Gr.406, а позже 1.(F)/SAGr.131) было
восемь ВV.138, а 2.(F)/SAGr.131 использовала совместно ВV.138
и Аr.196.
Hесколько тральщиков ВV.138МS
действовали в 1-м полку искателей мин. К 10.01.1945, кроме вышеупомянутой
3./SAGr.126, согласно списку штаб-квартиры люфтваффе ВV.138 оставались
только в 1. и 3.(F)/SAGr.130 в 5-м воздушном флоте, а к 9 апреля остались
только 3./SAGr.126. Однако, хотя другие части в официальных документах
не числили за собой ВV.138, последние еще кое-где использовались.
Так, 01.05.1945 обер-лейтенант Вольфганг Клемуш из 3.(F)/SAGr.130, базировавшейся
в Копенгагене, получил приказ вылететь на своем ВV.138 в Берлин
ночью, произвести посадку на озере и забрать двух очень важных курьеров.
Клемуш успешно совершил посадку, несмотря на интенсивный артобстрел, но,
так как курьеры не смогли представить каких-либо удостоверяющих документов,
пилот отказался взять их на борт, а погрузил 10 раненых и вернулся в Копенгаген.
Впоследствии выяснилось, что эти курьеры должны были доставить завещание
и последнюю волю Гитлера. |