В октябре 1933 года компаниям
Consolidated и Douglas было предложено построить прототипы патрульного
гидросамолета под обозначением Consolidated XP3Y-1 и Douglas XP3D-1.
Douglas построила только один опытный образец, оснащенный двумя 1000-сильными двигателями, в то время как гидросамолетам
XP3Y-1
компании Consolidated было суждено стать самыми широко строившимися в истории
авиации летающими лодками.
Consolidated назвала свой
проект Consolidated Mod.28. Подобно предшествующему P2Y,
он имел крыло типа парасоль. Однако в новом проекте крыло поддерживалось
над фюзеляжем с помощью мощного центрального пилона и двух небольших двойных
обтекаемых подкосов. За счет этого Mod.28 освободилась от многочисленных
стоек и расчалок, увеличивавших лобовое сопротивление и ухудшавших тем
самым летные характеристики предшествующих конструкций. Другой новинкой,
повышающей аэродинамическую эффективность, было обеспечение самолета стабилизирующими
поплавками, которые в убранном полетном положении формировали обтекаемую
законцовку крыла. Конструкция
фюзеляжа с двумя реданами была очень похожа на фюзеляж самолета P2Y,
но Mod.28 имела чистое крестообразное хвостовое оперение, которое
также было консольным, без подкосов. Силовая установка включала два двигателя
Pratt-Whitney R-1830-54 «Twin Wasp» мощностью 825 л.с., установленных
на передней кромке крыла. Вооружение состояло из четырех пулеметов калибра
7,62 мм и до 907 кг бомбовой нагрузки.
Совершивший первый полет
28.03.1935 самолет XP3Y-1 был вскоре передан в ВМС США для летных
испытаний. В октябре 1935 года опытный образец был возвращен производителю
для доработоки, которая включала установку двигателей R-1830-64 мощностью
900 л.с., предназначавшихся для 60 экземпляров PBY-1 (это
обозначение применялось для патрульных бомбардировщиков).
В это же время было перепроектировано
вертикальное оперение, и 19.05.1936 XPBY-1, как был обозначен этот
прототип, совершил первый полет. Небольшие изменения в оборудовании самолетов
второго серийного заказа, размещенного 25.07.1936, привели к новому обозначению
– PBY-2. Модификация PBY-3 была заказана 27.11.1936, а PBY-4
– 18.12.1937. Они имели соответственно двигатели R-1830-66 мощностью 1000
л.с.
и R-1830-72 «Twin Wasp» мощностью 1050 л.с.
Все первые экземпляры
PBY-4
имели блистеры, закрывающие позиции бортстрелков в средней части фюзеляжа
на месте боковых люков. Это стало характерной особенностью последующих
серийных самолетов. В апреле 1939 года последний экземпляр серийных самолетов
PBY-4 был возвращен в компанию для установки колесного шасси, после
чего эти аппараты могли эксплуатироваться как амфибии, и это сделало разносторонним
их применение. Когда в ноябре 1939 года переоборудование этих самолетов
было завершено, они появились под обозначением XPBY-5A.
Испытания подтвердили
значительные преимущества амфибийной конфигурации, и 33 самолета из оставшегося
контракта флота США на вариант PBY-5 были выпущены как амфибии PBY-5A,
а 25.11.1940 дополнительно были заказаны еще 134 таких самолета.
Широкая летная эксплуатация
летающих лодок показала, что конструкция фюзеляжа требует гидродинамических
улучшений. Военно-морской авиационный завод провел все необходимые исследования
и доработки и по их завершении получил заказ на 156 таких модифицированных
самолетов под обозначением PBN-1 «Nomad». Между апрелем 1944 года
и апрелем 1945 года компанией Consolidated была построена заключительная
серийная версия, обозначенная PBY-6A.
В середине 30-х гг. к
этим самолетам был проявлен интерес Советским Союзом, что повлекло за собой
заказ на три самолета и переговоры об их лицензионном строительстве в России.
Обозначенные ГСТ, эти серийные самолеты оснащались двигателем
воздушного охлаждения М-62 конструкции Микулина, являвшимся усовершенствованным
вариантом двигателя М-25 (лицензионным Wright «Cyclone», имевшим мощность
900...1000 л.с.). Первые ГСТ начали появляться в конце 1939
года, и впоследствии их количество переросло в несколько сотен машин, построенных
во время войны
Интерес Европы к этим
самолетам начался с покупки Британским министерством воздушного транспорта
одного экземпляра для оценки.
Этот самолет был обозначен как Mod.28-5. Перелетев через Атлантику,
он был передан в июле 1939 года на экспериментальную базу морских самолетов
в Феликстоу (графство Саффолк). Начало войны вынудило окончить испытания,
но первая партия из 50 самолетов была заказана под обозначением «Catalina»
Mk.I . Всего Королевские ВВС получили около 700 этих самолетов, и все они,
за исключением 11 самолетов PBY-5A, арендованных Британией у флота
США, были чистыми (не амфибиями) летающими лодками. Они включали 100 самолетов
«Catalina» Mk.I, аналогичных самолетам флота США PBY-5, 225 самолетов
«Catalina» Mk.IB (PBY-5B), 36 самолетов «Catalina» Mk.IIA (PBY-5),
11 самолетов «Catalina» Mk.III (PBY-5A), 97 самолетов «Catalina»
Mk.IVA (PBY-5), 193 самолета «Catalina» Mk.IVB, строившихся в Канаде
под обозначением PB2B-1 и в общем аналогичных PBY-5, и 50
самолетов «Catalina» Mk.IV, строившихся компанией Boeing под обозначением
PB2B-2
и имевших вертикальное оперение большего размаха.
В начале 1940 года компания
Consolidated приняла заказ Франции на 30 самолетов. Этим самолетам было
дано обозначение Mod.28-5MF, но ни один из них не был поставлен
до падения Франции. Другие иностранные заказы пришли примерно в то же время
и включали в себя 18 самолетов для ВВС Австралии и 48 – для правительства
Голландии для использования в колониях Восточной Индии.
Канада имела непосредственное
отношение к «каталине» и в качестве производителя, и в качестве покупателя. По
соглашению, заключенному между правительствами Канады и США, компаниями
«Boeing Aircraft» в Ванкувере и «Canadian Vickers» в Картевилле были установлены
конвейерные линии. Общее количество произведенных компанией Boeing самолетов
равняется 362, включая 240 самолетов PB2B-1, поставленных в Австралию,
Новую Зеландию и Великобританию, 50 самолетов PB2B-2 для Великобритании,
17 чистых гидросамолетов (не амфибий) «Catalina» и 55 самолетов-амфибий
для ВВС Канады, обозначенных «Canso». Компанией «Canadian Vickers» всего
было произведено 379 самолетов, аналогичных самолетам PBY-5A, 149
из которых были поставлены ВВС Канады.
Из оставшихся 230 самолетов
183 под обозначением PBV-1A планировал приобрести флот США. В действительности
же он не получил ни одного из них – все самолеты были поставлены ВВС США,
ранее получившим 56 самолетов PBY-5A непосредственно от флота США
под обозначением OA-10. Эти самолеты на всем протяжении Второй мировой
войны использовались на поисково-спасательных работах, и некоторые из них
несли под каждым крылом сбрасываемые надувные спасательные лодки. Последние
75 самолетов PBY-6A были построены компанией Consolidated и обозначены
OA-10B. |