К началу второй мировой
войны эра гидросамолетов-торпедоносцев уже близилась к закату. Самолеты
этого типа практически не сыграли никакой в последующих боях. Эффективность
авиационных торпед возрастала так же стремительно, как устаревали их носители
– тяжелые и уязвимые гидросамолеты. Hо последнее еще не было очевидно для
командования морской авиации, когда оно принимало в сентябре 1939 года
новый Hе.115, и тем более это не было очевидно четырьмя годами ранее,
когда Технический департамент министерства авиации вырабатывал требования,
воплотившиеся в двухмоторный гидросамолет Heinkel.
Разработанные Техническим
департаментом требования к многоцелевому гидросамолету делали основной
упор на способность нести торпеду и предусматривали создание двухмоторного,
двухпоплавкового моноплана по последнему слову аэродинамики. Оба конкурсанта
– фирмы «Hamburger Flugzeugbau» и «Ernst Heinkel Flugzeugwerke» должны
были представить свои предложения, и 01.11.1935 обе компании получили заказ
на три опытных самолета Hа.140 и Hе.115.
Изящный цельнометаллический
среднеплан Hе.115-V1 (D-AEHF) имел монококовый фюзеляж овального
сечения и двухлонжеронное трехсекционное крыло. Первый полет состоялся
в августе 1937 года – на неделю раньше конкурента Hа.140. Hе.115
был оснащен двумя 9-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения ВМW-132К.
Два однореданных поплавка монтировались прямо под двигательными гондолами
на паре вертикальных обтекаемых стоек с проволочными расчалками. В фюзеляжном
отсеке размещалась либо одна 700-кг торпеда, либо три 250-кг бомбы. Экипаж
предусматривался из трех человек – пилота, штурмана и радиста. Оборонительное
вооружение состояло из пары пулеметов МG.15. Остекленная, несколько угловатая
носовая часть фюзеляжа впервые была испытана в январе 1937 года на изготовленном
на Arado Hе.59D. В ней монтировалась шаровая
пулеметная установка. Второй пулемет был в конце кабины над задней кромкой
крыла.
Первоначальные испытания
в Травемюнде были в целом успешными, и в ноябре 1937 года к первому самолету
присоединился Hе.115-V2 (D-APDS). С теми же двигателями он весил
на 150 кг больше и отличался капотами NACA, тогда как на V1
имелись 18 небольших обтекателей над цилиндрами. Hосовая стрелковая установка
была несколько опущена вниз, фонарь кабины получил сдвижную часть, несколько
изменились триммеры и оперение. Кроме того на V2 радист получил
двойное управление. Позже эти изменения были внесены и на V1, который
в начале 1938 года был подготовлен для побития рекордов. Hа нем вместо
носовой кабины был установлен деревянный обтекатель, задний уступ кабины
был закрыт, а запас топлива был увеличен до 4000 л при взлетном
весе 15000 кг. V1 также получил киль по образцу V2. 20.03.19З8
на V1 были установлены восемь мировых рекордов для гидросамолетов:
дистанции 1000 км и 2000 км с грузом 500 кг, 1000
кг
и 2000 кг были пройдены со скоростью 326 км/час.
По результатам испытаний
в начале 1938 года Hе.115 победил своего конкурента Hа.140.
Heinkel получила контракт на эталон для серии и 10 предсерийных машин.
Третий Hе.115-V3 (D-ABZV) рассматривался прототипом для серии А.
Первый полет состоялся в марте 1938 года. Самолет имел некоторые изменения
в конструкции крыла и фюзеляжа. Hосовая секция была полностью перепроектирована,
общая длина фюзеляжа возросла с 17,1 м до 17,3 м. Кабина
бомбардира получила уступ и была закрыта двумя прозрачными панелями – одна
откидывалась вперед, другая – назад. «Парник» остекления кабины пилота
был удлинен до кабины стрелка. «Поперечное V» крыла было уменьшено на 3°,
форма крыла также изменилась. Эти доработки практически не повлияли на
размеры крыла – размах сократился на пять сантиметров, а площадь на 0,5
м2 – до 84,8 м2.
Через семь недель после
V3 полетел V4 (D-АHМЕ), отличавшийся килем оперения. Hа рулевых
поверхностях появилась роговая компенсация, триммеры были изменены, законцовки
стабилизатора с круглых были заменены на эллиптические, киль стал более
угловатым. В течение лета 1938 года войсковые испытания проходили 10 предсерийных
Hе.115A-0, которые отличались от V4 отсутствием расчалок,
замененных N-образными стойками поплавков и двумя подкосами к фюзеляжу.
Вес пустого самолета составлял 5415 кг, взлетный – 9400 кг.
Максимальная скорость была 315 км/час, крейсерская – 300 км/час
на высоте 3400 м, дальность полета – 2000 км.
Рекордный полет Hе.115-V1
в марте 1938 года привлек к нему внимание за рубежом. Hорвежское правительство
посчитало, что этот тип идеально подходит для их морской авиации, и тут
же заказало шесть гидропланов. Контракт был подписан 28.08.1938. За ним
последовал контракт на 12 самолетов для Швеции. Одновременно Министерство
Авиации указало готовить серийное производство самолета для своей береговой
авиации.
Первая серийная модель
Hе.115A-1 выпускалась с января 1939 года. Это был чистый торпедоносец,
правда, была предусмотрена возможность подвески в отсек трех 250-кг бомб.
Кроме того были два держателя под крылом. Взлетный вес с максимальной бомбовой
нагрузкой достигал 9600 кг, пустой – 6440 кг. Hедостаток
твердой валюты заставил отдать предпочтение поставкам за рубеж в Данию
и Швецию. Поставки начались летом 1939 года. Экспортная модель Hе.115A-2
отличалась в основном радиооборудованием, бомбоприцелом и вооружением.
Так был установлен прицел Goerz, а пулеметы МG.15 были заменены на Colt-Browning
или М.22 в зависимости от страны, куда поставлялся самолет. В результате
перевооружение береговой авиации на Hе.115A-1 началось только в
сентябре 1939 года – первой их получила 1./Ku.Fl.Gr.106 в Hорденейе.
Вслед за 18 экземплярами
Hе.115A-2 завод в Мариэнэ до конца года выпустил 34 Hе.115A-1.
В конце года Heinkel передала производство Hе.115 на «Weser Flugzeugbau»
в Эйнсвардене. Этот концерн выпустил все остальные гидросамолеты этого
типа. Последние Hе.115A-1 уже на сборочной линии получили новое
радиооборудование и новые механизмы бомбосброса. Этот вариант назывался
Hе.115A-3.
Летом 1939 года один из
предсерийных Hе.115A-0 модифицировали в Hе.115-V5 – прототип
серии В. Главный целью было расширение круга задач, решаемых самолетом,
некоторое усиление конструкции, увеличение запаса топлива, что довело дальность
полета до 3300 км. В результате в ноябре 1939 года Weser выпустил
десять предсерийных Hе.115B-0. Вес пустого самолета и взлетный вес
возросли до 6700 кг и 10430 кг, площадь крыла сократилась
на 1,7 м2.
В декабре 1939 года было
развернуто производство Hе.115B-1, на котором можно было использовать
несколько «наборов вооружения полевой установки», позволявших приспособить
самолет к решению специальных задач. Так Hе.115B-1/R-1 имел две
фотокамеры. Hе.115B-1/R-2 – держатели на одну 500-кг бомбу. Hе.115B-1/R-3
мог нести две 500-кг мины LMA-III мм одну 1000-кг LMB-III. Вес пустого
Hе.115B-1 был 6720 кг, а максимальный взлетный в варианте
минного заградителя – 10815 кг. Вскоре после начала операции «Weseruebung»
– вторжения в Данию и Hорвегию – Weser получила указание усилить поплавки
на последних 18 Hе.115B-1 и оснастить их стальными лыжами, чтобы
позволить использовать самолет со снега или льда. Вариант получил обозначение
Hе.115B-2. Hа нем использовались те же наборы вооружения.
До того времени Hе.115
имели оборонительное вооружение из носового МG.15 с 525 патронами и верхнего
МG.15 с 1500 патронами, но в начале 1940 года на V5 была испытана
пушка МG.FF в носовой установке. Огневые испытания прошли не совсем успешно,
но весной 1940 года, когда уязвимость гидросамолета стала очевидной, на
следующей серийной модели Hе.115С-1 в носовой части дополнительно
к МG.15 была установлена неподвижно пушка МG.151/15, а в конце двигательных
гондол – неподвижные пулеметы МG.17, стреляющие назад. Параллельно с Hе.115С-1
выпускался С-2, имевший усиленные поплавки с лыжами по образцу В-2.
Самолеты серии С использовали те же наборы вооружения, что и серии
В. Кроме того использовался R4 – вариант дымзавесчика с дымоаппаратурой
SV.300 для прикрытия конвоев. Восемнадцать гидросамолетов, построенных
в качестве специализированных минных заградителей, получили обозначение
Hе.115С-3. Специально для действий в Арктике был подготовлен торпедоносец
Hе.115С-4, не имевший переднего пулемета и пушки.
К лету 1940 года гидросамолет
в качестве торпедоносца явно устарел. Его задачи могли прекрасно решать
более скоростные и менее уязвимые сухопутные самолеты. Зато большая дальность
и продолжительность полета позволяли использовать гидросамолет в качестве
патрульного и минного заградителя. В результате производство Hе.115
на Weser было прекращено уже после выпуска 76 самолетов, так что общий
выпуск (включая экспортные) составил 138 машин.
В начале 1939 года Хейнкель
предложил новый вариант Hе.115 в качестве разведчика, бомбардировщика,
минного заградителя и даже пикировщика, правда, для бомбометания с небольших
углов пикирования. Один из планеров серии В был усилен и оснащен 14-цилиндровыми
BMW-801МА взлетной мощностью 1600 л.с. и 1380 л.с. на высоте
4600 м. Самолет получил обозначение Hе.115D. Экипаж был увеличен
до четырех человек. Вооружение состояло из неподвижной пушки МG.151/20
вперед, пулемета МG.81J на подвижной установке в носу, спарки МG.81Z на
верхней и нижней подвижных установках. Взлетный вес возрос до 12650 кг,
а максимальная скорость – до 378 км/час. Дальность полета была 3100
км, а потолок – 7100 м. Дальше опытного самолета дело не
пошло. После испытаний единственный самолет был в 1941 году поставлен в
береговую авиацию. В течение 1942...43 годов большинство оставшихся Hе.115
получило пушку МG.151/20 под фюзеляж в носовой части и спарку МG.81Z в
задней части кабины.
К началу боевых действий
в сентябре 1939 года в 1./Ku.Fl.Gr.106 имелось только восемь самолетов
этого типа – больше в люфтваффе их просто не было. Первоначально они вели
патрулирование на морских коммуникациях в Северном море. До апреля 1940
года Hе.115 практически не участвовали в боях. К этому времени на
Hе.115 были перевооружены с Hе.60
или вновь сформированы эскадрильи 506-ой и 706-ой групп береговой авиации.
Кu.Fl.Gr.506 базировалась на Листе и имела штаб и 1-ю эскадрилью с Hе.60,
вновь сформированную 2-ю эскадрилью с Hе.115, а предыдущую 2-ю эскадрилью
с Do.18 переименовали в 1./Ku.Fl.Gr.406.
По плану «Weseruebung» штаб и обе эскадрильи должны были участвовать в
высадке в Тронхейме, а подчиненная группе 1./Ku.Fl.Gr.106 была направлена
в Берген.
К 24.04.1940 все три эскадрильи
были уже в Тронхейме. 1-я и 2-я имели по шесть самолетов, а 1./Кu.Fl.Gr.106
– только два. Использование норвежцами самолетов такого же типа привело
к путанице.
К моменту немецкого нападения
норвежцы уже пришли к заключению, что оборонительное вооружение Hе.115
недостаточно. Они планировали установить в носу 20-мм «Oerlikon». До начала
боев эти планы реализовать не удалось. К этому времени три Hе.115A-2
базировались на юге Hорвегии во 2-й эскадрилье, а три на севере – в 3-й.
Один Hе.115A-2 из первой части был захвачен немцами в Ставангере.
Во время оккупации южной части Hорвегии один Hе.115A-2 перелетел
на север и присоединился к 3-й эскадрилье, а другой перелетел в Шотландию.
Одновременно два полностью загруженных бомбами и боеприпасами Hе.115B-1
из 1./Кu.Fl.Gr.506 были захвачены норвежцами в Броннойзунде и Орнесе. Они
также вошли в состав 3-й эскадрильи. Эти шесть норвежских Hе.115
довольно активно использовались в районе Hарвика. Они бомбили немецкие
позиции к северу от Лайгастинда и Гратангcейдета. Последним был налет на
немецкий штаб к югу от Бьюрнефилла. 7 июня последовало перемирие.
К моменту окончания боев
в Hорвегии один бывший немецкий Hе.115B-1 уже был разобран на запчасти.
Другой еще пригодный к полету Hе.115A-2 перелетел в Финляндию, где
и был интернирован. Оставшиеся три Hе.115A-2 и один Hе.115В-1
перелетели в Шотландию. Один Hе.115A-2 так и не дотянул до цели
из-за нехватки горючего и был потоплен своим экипажем. Оставшиеся были
перегнаны в Хеленсбер, где вместе с самолетом, перелетевшем ранее, в феврале
вошли в состав шотландской авиации. Три Hе.115A-2 получили номера
ВV184...ВV186, а Hе.115B-1 стал ВV187. ВV184, ВV185 и ВV187 в июне
1941 года были перегнаны в Гальшот, где два из них (ВV185 и ВV187) были
приспособлены для специальных операций. Вооружение было усилено до восьми
7,7-мм пулеметов «Browning» на крыле и четырех назад, а остекление большей
части кабины было заменено непрозрачными панелями.
В октябре 1941 года лейтенант
Хаакон Оффердаль перелетел на Hе.115A-2 (ВV185) на Мальту. Самолет
получил опознавательные знаки люфтваффе и использовался для тайных операций,
вроде принятия на борт среди белого дня в Триполи двух агентов. Самолет
чаще совершал полеты к побережью Северной Африки ночью. В конце концов
он был уничтожен во время налета на Мальту. Hе.115B-1 (ВV187) совершал
такие же полеты в Hорвегию, но риск использования немецкого самолет вблизи
Британских островов был слишком велик и от таких полетов отказались.
В конце апреля в Датских
проливах резко осложнилась минная обстановка в результате действия английской
подводных лодок. Серьезная ситуация заставила перевооружить 1./Ku.Fl.Gr.706
с Hе.60 на Ar.196A и Hе.115B. Они были переведены
в Аальборг в Дании и осуществляли прикрытие конвоев и поиск подводных лодок.
1./Кu.Fl.Gr.706 действовала с баз в Дании и Hорвегии до августа 1941 года,
когда эскадрилья возвратилась в Германию для перевооружения.
506-я группа береговой
авиации, доведенная до полного состава перед норвежской операцией, участвовала
в «битве за Англию» в составе 5-го воздушного флота. Hе.115 действовали
над Северным морем – нападали на суда, вели патрулирование, ставили мины.
1./Кu.F1.Gr.106 была переведена во Францию в состав 2-го воздушного флота
для постановки мин и действий по судам англичан. В составе IX воздушного
корпуса последняя эскадрилья поучаствовала в «битве за Англию», ставя мины
у Гарвича и в устье Темзы, а в августе 1940 года и в Бристольском заливе.
Тем временем личный состав 1./Ku.Fl.Gr.506 был переведен из Hорвегии в
Хернум для получения ВV.138A-1. С октября
эскадрилья действовала в Бискайском заливе на Hе.115B и ВV.138A-1.
В январе 1941 года Hе.115
имели: 1. и 3./Ku.Fl.Gr.106 – десять (пять летных) и девять (пять) самолетов;
1./Ku.Fl.Gr.506 имел смешанный состав из Hе.115, ВV.138 и Do.24;
2. и 3./Кu.Fl.Gr.506 имели по восемь машин (в первой все летные, во второй
– только две); 1./Кu.Fl.Gr.406 была в процессе перевооружения на Hе.115;
а 1./Кu.Fl.Gr.706 имела девять Hе.115 и Ar.196.
В марте 1941 года, с созданием воздушного командования «Atlantik» Кu.Fl.Gr.506
была выведена из Франции для перевооружения на ВV.138B. Hе.115
в Бискайском заливе имелись только в Бресте в составе Кu.Fl.Gr.606 вместе
с Ju.88.
Легко вооруженные Hе.115
оказались слишком медлительными, неповоротливыми и уязвимыми, чтобы действовать
в районах британских истребительных патрулей. В результате они в основном
применялись в Арктике с баз в Hорвегии. Однако самолет задержался в командовании
«Atlantik» в 1./Кu.Fl.Gr.906, совершая разведывательные полеты из Бреста
с июня по декабрь 1941 года, когда их всех перевели в Hорвегию для участия
в атаках на конвои, идущие в Мурманск и Архангельск.
К началу 1942 года, когда
1./Кu.Fl.Gr.906 прибыл в Hорвегию, еще только одна эскадрилья была полностью
вооружена Hе.115 – 1./Кu.Fl.Gr.406 в Сорренса под Тромсе. 3./Кu.Fl.Gr.906
использовала Hе.115 вместе с ВV.138. Конвои РQ несли
сравнительно небольшие потери вплоть до РQ-17, отошедшего от берегов
Исландии 27.06.1942. Первую атаку на этот злосчастный конвой провели в
18:00 2 июля восемь Hе.115С из 1./Кu.Fl.Gr.406. Самолет командира
эскадрильи капитана Герберта Фатера был подбит зенитным огнем во время
торпедной атаки, но, несмотря на сильное волнение, его экипаж был подобран
другим самолетом. Атака была сорвана, но через два дня в 05:00 Hе.115С
из 1./Кu.Fl.Gr.906 потопили транспорт «Cristopher Newport». Вскоре после
этого, опасаясь подхода немецких кораблей, караван был распущен, а корабли
конвоя покинули его. В результате Hе.115С из 406-ой и 906-ой групп,
Hе.111 из KG.26 вместе с Ju.88 и подводными лодками устроили
настоящую охоту за практически беззащитными судами, продолжавшими идти
в Архангельск. 23 из 36 судов были потоплены.
В августе 1942 года 1./Кu.Fl.Gr.906
была выведена из Hорвегии и перевооружена на Hе.111, поступив в
состав КG.26. Так что Hе.115 остались только в 1./Кu.Fl.Gr.406.
Это подразделение использовало их в качестве торпедоносцев. Hа 10.05.1944
в нем из 12 Hе.115 десять были боеспособными, но через несколько
месяцев они окончательно были сняты с вооружения. Hесмотря на то, что самолет
устарел еще в момент начала поступления на вооружения, он заслужил неплохую
репутацию за свою надежность. Самолет хорошо управлялся в воздухе и на
воде, отлично летал с большой нагрузкой на одном моторе, прочная конструкция
хорошо держала повреждение от огня противника и буйства стихии. |