Благодаря успехам DFS.230
во время наступления на Западе в 1940 году Министерство Авиации, перед
этим очень скептически смотревшее на планеры, потребовало разработать транспортный
планер большего размера. Альберт Калькерт из «Gothaer Waggonfabrik» уже
провел предварительные исследования по такому планеру и сразу после подготовки
требований представил свой проект.
Предложение Калькерта
было весьма оригинальным. Главной идеей была загрузка планера прямо с земли.
Для этого была применена схема верхнеплана с оперением на двух хвостовых
балках, идущих от переднего лонжерона крыла. В хвосте фюзеляжа размещался
люк для прямого доступа в грузовой отсек. Двухбалочная схема сама по себе
не была новостью, но впервые использовалась для грузового самолета таких
размеров. Преимущества этой компоновки были настолько очевидны, что Технический
департамент министерства присвоил проекту наивысший приоритет, дав ему
обозначение Go.242.
На планере использовалось
двухлонжеронное деревннное крыло с фанерной обшивкой от передней кромки
до главного лонжерона. За ним обшивка крыла и рулевых поверхностей была
тканевой. Хвостоные балки также деревянной конструкции. Между ними шла
плоскость стабилизатора. Фюзеляж квадратного сечения сварен из стальных
труб; обшивка тканевая. Задняя частью фюзеляжа открывалась вверх на шарнире
сразу за крылом, обеспечивая доступ в грузовой отсек. Экипаж включал двух
пилотов и 21 десантника. Шасси состояло из трех стальных лыж с масляной
амортизацией. При взлете носовая лыжа подтягивалась, разбег проходил на
сбрасываемой двухколесной тележке.
Важность, придаваемая
проекту, была такова, что Go.242 был заказан для производства в
конце осени 1940 года прямо с чертежной доски. Первые два опытных Go.242-V1
и V2 начали летные испытания весной 1941 года. К этому времени уже
завершалась сборка предсерийных Go.242А-0. Кроме несколько переделанного
оперения они мало отличались от опытных планеров, хотя последующие предсерийные
планеры имели скорее «обрубленные», чем скругленные законцовки крыла и
другие по форме обтекатели на шарнирах элеронов и балансиры рулей.
По сравнению с последними
Go.242А-0 первая серийная модель Go.242А-1, получила опущенные
ниже задней кромки крыла хвостовые балки. Буксировочный крюк мог выдержать
нагрузку до 5,9 т, а для торможения использовался «плуг» на носовой
лыже. Предусматривалось оборонительное вооружение из четырех пулеметов
МG.15. Один монтировался на крыле у фюзеляжа, один в хвосте и два в боковых
окнах. В августе 1941 года люфтваффе приняли первые 12 Go.242А и
36 в сентябре. Всего до конца года «Gothaer Waggonfabrik» поставила не
меньше 253 планеров. До конца года поставки начал и филиал в Гартвиге.
На базе Go.242 сформировали шесть планерных эскадрилий.
Зимой 1941...42 года проводились
испытания Go.242 под Тарту в Эстонии в условиях снежного покрова.
Для них планер получил специальную «снеговую обувку» на подвижной подвеске,
спроектированную группой, работавшей в Рехлине. Вес планера увеличился
на 150 кг. Всего было проведено 45 взлетов с использованием «лыж-ботинок»,
причем буксировщик Не.111H-6 также был
оборудован ими. Летные характеристики и управляемость остались почти без
изменений. При снежном покрове Go.242 с нагрузкой 2500 кг
на буксире за Не.111H-6 требовал разбега в 1000 м. Пробег
на «лыжах» занимал 250 м. Результаты испытаний оказались как нельзя
кстати – в конце зимы 1941...42 года переоборудованные таким образом планеры
использовались для снабжения окруженного гарнизонаг. Холма.
Если Go.242А-1
в основном использовались в качестве грузовых, то Go.242А-2 предназначались
на роль десантных. В задней части фюзеляжа был установлен тормозной парашют.
В поднимаемой хвостовой части были оборудованы десантные двери. Нагрузка
на трос была увеличена до 9,8 т. A-1 и A-2 могли использовать
либо буксирный трос, либо жесткую сцепку. Летом 1942 года была проведена
серия испытаний стартовых ракет. Две ракеты Walter RI.202b, развивавшие
тягу 500 кгс в течении 30 сек, крепились под хвостовыми балками
в 1,5 м за центром тяжести. Эти испытания были в целом успешными.
Стартовые ускорители заметно сокращали разбег, а сброс ракет легко парировался
рулями. Для сравнения испытывался пакет из четырех Rheinmetall RI.502 тягой
500 кгс в течении 6 сек. Они крепились за фюзеляжем на сбрасываемой
установке и срабатывали по очереди, обеспечивая нормальную тягу в течении
24 сек. Хотя в момент включения эти ракеты заметно влияли на управляемость,
именно их выбрали для установки, так как подготовка обсуживающего персонала
требовала только небольшого инструктажа.
В течении 1942 года производство
Go.242А было прекращено, а в серию пошел Go.242В, отличавшийся
неубираемым колесным шасси вместо посадочных лыж, что значительно повысило
возможность маневра на аэродромах посадки. На В-1 стояло простейшие
шасси с торсионной подвеской, а на В-2 – с масляной амортизацией
и увеличенной с 3,25 м до 3,4 м базой. Носовая стойка была
с колесами меньшего диаметра и наполовину убиралась в фюзеляж. Пол на В-2
был усилен. Go.242В-3 и В-4 были соответственно парашютно-десантными
вариантами В-1 и В-2 с дополнительными дверьми в хвостовой
части. В-5 отличался от двойным управлением и аэродинамически сбалансированными
рулями.
Суммарное производство
Go.242 на GWF и Gartwig в течение 1942 года составило 682 планера,
133 из которых были переделаны в моторные Go.244.
С принятием планера на вооружение в 1941 году были сформированы эскадрильи
1. – 6./Go.242, находившиеся в подчинении различных командований люфтваффе.
Позже они были сведены в планерные группы и воздушно-десантные эскадры.
Первые обычно состояли из одной эскадрильи Go.242 и двух DFS.230.
Боевой дебют планера состоялся в начале 1942 года. Они снабжали холмский
котел. Летом того же года две транспортных группы с Не.111
– K.Gr.z.b.V.5 и 30 получили Go.242, войдя уже в качестве планерных
в состав 4-го воздушного флота на южном секторе Восточного фронта. Было
создано и несколько отдельных эскадрилий с Go.242, например, эскадрилья
«Donau», вошедшая с состав 4-й планерной группы. Все они использовали в
качестве буксировщиков бомбардировщики Не.111.
Зимой 1943...44 года 1-я
группа 1-й воздушно-десантной эскадры сменила свои Do.17
и DFS.230 на Не.111 и Go.242. Начиная с 26.03.1944
и по 10.04.1944, эта группа осуществляла снабжение окруженной у Каменец-Подольска
1-й танковой армии. Затем она была переброшена в Одессу для участия в эвакуации
Крыма. Для перевозки раненных были оборудованы специальные «санитарные
Go». Некоторые планеры были переделаны в мобильные мастерские и операционные
для использования на передовых аэродромах.
Предполагалось довольно
много вариантов модернизации Go.242, включая установку временных
или постоянных двигателей. Хотя производство планера продолжалось до середины
1944 года, в серию еще был запущен только один вариант – Go.242С-1.
Предлагалось также несколько оригинальных проектов для атаки английского
флота в Скапа-Флоу. В одном из них предусматривалась транспортировка итальянских
управляемых торпед непосредственно в гавань внутри специально переделанных
Go.242. Это и был Go.242С-1 – приспособленный для посадки
на воду Go.242А-1. Фюзеляж получил форму лодки, внутри корпуса установили
воздушные мешки для обеспечения плавучести. Под крылом поставили стабилизирующие
поплавки. Для взлета планер оснащался сбрасываемой двухколесной тележкой
и должен был нести одну торпеду и ее экипаж. Всего было переделано несколько
Go.242А-1, но атака так и не состоялась. В течении 1943 года было
поставлено 442 Go.242, еще 151 были приняты до завершения производства
в июле 1944 года. Общий объем вылуска составил 1528 планеров, из который
133 были переделаны в Go.244. |