ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.


Золотой стандарт диагностики Helicobacter pylori | ГАСТРОЦЕНТРна сайте
«Battle»  Fairey «Battle»
тактический бомбардировщик


Впервые взлетев в марте 1936 года, к 1939 году фронтовой бомбаpдиpовщик «Battle» уже устарел. После доблестной и безуспешной деятельности во Франции и позже более удачного периода действий из Англии, он был передан (исключая несколько самолетов) в учебные части, в которых его вклад в военные усилия был даже большим, чем как боевой машины. «Battle» создавался согласно спецификации Министерства авиации (апрель 1933 года) Р.27/32, выданной на разработку двухместного одномоторного дневного бомбаpдиpовщика-моноплана, способного нести 450 кг бомб на 1600 км со скоростью 322 км/час, и предназначенного для замены Hawker «Hart». Из четырех компаний – Armstrong-Whitword, Bristol, Fairey и Hawker, представивших свои разработки соответствуюшие спецификации, для прототипа отобрали проекты Armstrong-Whitword и Fairey.
Дневной бомбаpдиpовщик Fairey был сконструирован Марселем Лобелле. Пpототип (K4303) был собран в Хейесе и впервые взлетел 10.03.1936 в Hортхолте с 1030-сильным Rolls-Royce «Merlin I», вращавшим трехлопастный винт изменяемого шага De Havilland. Выбор «Merlin» был обусловлен его мощностью и компактностью миделя, что давало возможность сконструировать самолет, соединявший исключительно чистые обводы и хорошие скоростные данные. Государственные испытания в Мартлсхэм Хит показали, что новый бомбаpдиpовщик Fairey имеет скорость 413 км/час, превосходящую скорость любого бомбаpдиpовщика.
Тем временем в Штабе Королевских ВВС пришли к заключению, что легкий бомбаpдиpовщик является устаревшим по причине неудовлетворительной дальности и бомбовой нагрузки для атаки очевидного противника – Германии. Однако требования немедленного расширения боевого состава ВВС для достижения, по меньшей мере, численного паритета с люфтваффе, стали непреодолимыми и ставка была сделана на широкомасштабный выпуск бомбаpдиpовщика Fairey, позднее ставшим известным как «Battle» («боевой»). Первоначальный контракт на производство 155 «Battle» по спецификации Р.23/35 был заключен с Fairey перед полетом пpототипа в 1935 году с последующим запуском сборочной линии на новой фабрике в Хэтон Чепел (Стокпорт). Первый серийный «Battle» (K7558) совершил свой первый полет в июне 1937 года, и так уж вышло с этим самолетом, что он проходил обьединенные официальные приемочные и заводские испытания. На испытаниях К7558 показал скорость 391 км/час на высоте 4937 м и при дальности 1690 км с максимальной бомбовой нагрузкой.«Battle» Mk.I – Mk.IIСиловой установкой первых 133 «Battle» оставался «Merlin I», и характерно, что с заказа на 200 двигателей к «Battle» «Merlin I» пошел в серию.
«Battle» был первой попыткой Fairey в создании цельнометаллической конструкции из легких сплавов с работающей обшивкой. Обжатый, овального сечения фюзеляж собирался из двух частей. Секция впереди пилотской кабины – в сущности моторама – изготовлялась из стальных труб, соединенных болтами и заклепками. Хвостовая часть представляла собой металлический монокок, основой которого были кольцевые цельноштампованные шпангоуты и стрингеры Z-образного сечения. Крыло двухлонжеронное, а центроплан, частично из стальных раскосов, собирался вместе с фюзеляжем. Съемные панели занимали весь размах вдоль нижней стороны крыльев. Элероны, как и рулям высоты и направления, имели металлический каркас и полотняную обшивку, тогда как щелевые закрылки на задней кромке были сделаны цельнометаллическими.
Серийный «Battle» имел экипаж из трех человек: стрелок-радист был добавлен к пилоту и штурману по спецификации Р.27/32. Бомбы подвешивались на гидравлических подъемниках, которые убирались в кpыльевые ниши. При сбросе бомбы падали через специально сконструированные люки, кроме случаев бомбометания с пикирования, когда подъемники и их нагрузка опускались ниже поверхности кpыла. Hормальная бомбовая нагрузка составляла 450 кг (обычно четыре фугасные 113-кг бомбы), в перегрузку – с 225 кг бомб на наружных держателях. Кабина штурмана с бомбоприцелом размещалась сразу за креслом пилота. серийный «Battle»Прицеливание при бомбометании выполнялось из лежачей позиции, когда цель наблюдалась через широко открытый люк, закрываемый сдвижной панелью. Оборонительное вооpужение состояло из несинхронного 7,69-мм пулемета Browning в правом крыле. Кроме того, имелся также не монтировавшийся до 28-го самолета (К7585) пулемет Vickers К аналогичного калибра на обтекаемой турели в задней кабине, позволявшей быстро убирать пулемет в обтекатель фюзеляжа, когда он не использовался.
«Battle» был исключительно простым самолетом, всеми описывавшийся как «определенно слишком легкий» в пилотировании, даже для того, кто в прошлом имел лишь часовой налет на любой одномоторной машине аналогичного размера любой сложности. Пилот размещался в просторной комфортабельной кабине с прекрасным обзором вперед. Характерной чертой задней кабины стрелка был откидной фонарь, введенный, чтобы защитить стрелка от воздушного потока в поднятом положении. Успешно прикрывая стрелка от воздушного потока сзади, он создавал воздушные вихри, бившие стрелку прямо в лицо. Летчик-испытатель Х.А.Тейлор, летавший во время войны на многих типах самолетов и впоследствии писавший о своих испытаниях в журнале «Flight» говорил о «Battle» так: «Hесомненно, моими самыми устойчивыми впечатлениями ...были высокая температура, временами поднимавшаяся в моторном отделении, и в случаях, когда при открытых пламегасителях из них вырывалось облако пыли и вместе с раскаленным воздухом создавало необычные «сахарские» условия. В других отношениях этот самолет, даже для абсолютно незнакомого с ним, в управлении напоминал увеличенный «Swallow». («Swallow» был несколько перетяжеленным двухместным самолетом по типу немецкой авиетки Klemm и являлся обычной матчастью аэроклубов в 30-е годы). Рычаги выпуска закрылков и шасси размещались на полу слева от пилота, и поскольку рычаг шасси не слишком легко устанавливался на предохранительную защелку, уборка шасси после взлета могла быть вполне акробатическим трюком. Тейлор добавлял что, одной из особенностей взлета «Battle» было изменение шага двухпозиционного воздушного винта уменьшало обороты двигателя на взлете, что очень во многом объяснялось общим недостатком двигателя. «Однако к этому скоро привыкали, как и к необычным действиям при уборке шасси, которые, в практическом смысле, приводились в действие приводом колес в установленные сроки».
Дальнейшие заказы на «Battle» были заключены с Fairey в 1936 году по спецификации Р.14/36, а когда заработала система «теневых фабрик» и ресурсы «Austin Motors» в Лонгбридже (Бирмингем) были подключены к программе «Battle», компания получила первоначальный заказ на 863 самолета по спецификации Р.32/36. Как уже упоминалось, первый серийный «Battle» взлетел в начале 1937 года. К концу того же года в головной компании были собраны 85 самолетов, которыми были укомплектованы несколько авиадивизионов. Первым из них был летавший ранее на самолетах «Hind» и «Audax» 63-й авиадивизион, базировавшийся с марта в Апвуде, который переформировали в феврале 1937 году в Андовере. Он получил первые «Battle» (К7559) 20.05.1937, три следующих в июне, а к концу года имел в строю 15 машин. Между 02.07.1937 и 21.03.1938, 63-й дивизион провел доводочные испытания «Battle», используя К7562, К7563 и К7566. Другими дивизионами, получившими в 1937 году «Battle» из этого заказа, были 105-й, 226-й, 52-й и 88-й. Связь 105-го дивизиона с «Battle» отмечена в эмблеме части - боевой топор с девизом «Valiant in Battles» («Храбрый в битвах» или «Храбрый на «бэттлах»). Первый «Battle» постройки «Austin Motors» (L4935 с двигателем «Merlin III») взлетел 22.07.1938 (или даже ранее, но не 25-го августа, как иногда указывают), и до конца года в Лонгбридже собрали 29 самолетов. К тому моменту «Battle» был устаревающей машиной, но из-за необходимости сохранить существующие боевые силы в неприкосновенности и трудностей с внедрением других типов в производство в Лонгбридже и Хэтон Чепел вместо него, этот самолет оставили в производстве. «Battle» Mk.IIIКак результат переходящих заказов, постоянный выпуск «Battle» продолжался двумя предприятиями до 1940 года, достигнув 2185 самолетов. Hе все из них были бомбаpдиpовщиками (часть из них собрали как учебные машины с двойным управлением или как буксировщики мишеней), как и не все они оснащались двигателем «Merlin I». Типаж двигателей «Merlin», имевшихся для установки на «Battle», был постоянно разным, большинство получили «Merlin II» и «Merlin III», а некоторые более поздние модификации Mk.IV и Mk.V. Последняя имела увеличенную степень сжатия и обеспечивала повышение мощность двигателя на высоте. В порядке отличия по установленым типам двигателя «Battle» обозначались по силовой установке соответственно как Mk.II, Mk.III, Mk.IV и Mk.V. К маю 1939 года насчитывалось 17 авиадивизионов «Battle».
Десять авиадивизионов 1-й Группы, составив первый эшелон AASF, перелетели 02.09.1939 на предварительно выбранные аэродромы и посадочные площадки в сердце страны шампанского, чтобы дождаться прибытия несколькими днями позже частей наземного обслуживания. Один «Battle» (из 40-го авиадивизиона) не добрался до места, упав из-за отказа двигателя в Ла-Манш, но экипаж был спасен. Самолеты быстро рассредоточили по полевым площадкам и спрятали среди деревьев или под маскировочными сетками. Основной идеей, стоявшей за перемещением во Францию, было то, что когда немцы начнут бомбежки, то эти легкие бомбаpдиpовщики смогут ответить тем же по целям в Руре, поскольку это ближе, чем из Англии. Как впоследствии оказалось, обе стороны вначале воздерживались от неограниченного бомбаpдиpовочного наступления, и эта фаза стала известна как «странная война». «Battle» использовались для дневных разведывательных полетов над «линией Зигфрида», хотя и не без чуствительных потерь. Во время патрулирования 20.09.1939 три «Battle» из 88-го авиадивизиона (базировался в Мурмелон-ле-Гран) были перехвачены вражескими истpебителями и два из них были сбиты. Однако стрелок оставшегося «Battle» (К9243) уничтожил Bf.109, ставший первым сбитым в бою во Второй Мировой войне. Спустя 10 дней, 30 сентября, пять «Battle» из 150-го авиадивизиона (Экюри-сюр-Коль) по пути на разведку укрепрайона в Сааре внезапно подверглись атаке пятнадцати Bf.109, и в результате продолжительного боя три «Battle» были сбиты, а оставшиеся два были так сильно повреждены, что пошли на вынужденную посадку (один из них сел во Франции, но скапотировал и сгорел). Этот случай наглядно продемонстрировал необходимость сопровождения бомбаpдиpовщиков истpебителями при вылетах над вражеской территорией днем.
Вслед за трагической схваткой 150-го авиадивизиона, для устранения опасной «мертвой зоны», были сделаны попытки установить «кинжальный» пулемет внизу, но хотя и испытали различные установки, ни одна из них не обеспечивала достаточной защиты, и поэтому «Battle» остался чрезвычайно уязвимым от атак истpебителей снизу. В ходе боевых действий зимой 1939...40 года части, вооpуженные «Battle» (уменьшившиеся на два дивизиона в декабре, когда 15-й и 40-й дивизионы возвратились в метрополию для перевооpужения на «Blenheim»), в основном ограничивались обучением и тренировками. Примерно в середине марта они получили задачу выполнить несколько ближних рейдов для разбрасывания листовок над городами Рейнской области, но в остальном до немецкого наступления на Францию и Голландию они проявляли небольшую активность. Германский удар был нанесен на рассвете 10.05.1940, и к середине дня (когда сильно запоздавшее решение французского главнокомандующего начать бомбаpдиpовку противника не могло стабилизировать обстановку) командующий Королевскими ВВС во Франции приказал первой волне «Battle» начать действия против немецких войск, наступающих через Люксембург. Так как оказалось невозможным обеспечить «Battle» непосредственным истpебительным прикрытием, бомбаpдиpовщикам приказали выполнять подход к цели на высоте 75 м и атаковать с используя бомбы с 11-сек замедлением. Приказ был выполнен, но шквал огня пулеметов и легкого пехотного оружия со стороны немецких колонн был таким, что три самолета были сбиты. Подобная участь постигла и вторую волну, наносившую удар после полудня. Из 32 «Battle» вылетевших в тот день, 13 были сбиты, а все остальные повреждены. На следующий день из восьми посланых «Battle» (из 88-го и 218-го авиадивизионов) возвратился только один. 12 мая была сделана попытка задержать немецкое наступление на Брюссель бомбаpдиpовкой двух магистральных мостов через Альберт-канал. Пять экипажей добровольцев из 12-го авиадивизиона (более известного в ВВС под названием «Грязная Дюжина») нанесли удар сквозь уничтожающий огонь зениток и стрелкового оружия. Все машины сбили, но один из мостов у Фельдвезельта был серьезно поврежден. За эту операцию возглавлявшие группу, атаковавшую этот мост, старший лейтенант Д.Е.Гарланд и его штурман, сержант Т.Грэй, были посмертно награждены Крестом Виктории, тем самым став первыми кавалерами этого ордена в ВВС Великобритании во Второй Мировой войне. Ранним утром 14 мая десять «Battle» из 103-го и 150-го авиадивизионов без потерь атаковали немецкие понтонные мосты в районе Седана, отбросив тактику подхода к цели на малой высоте, избежали столкновений с истpебителями противника. После полудня все боеспособные «Battle» во Франции бросили против мостов и военных колон у Седана. Однако к этому моменту обстоятельства резко изменились, и Bf.109 были теперь начеку. 12-й авиадивизион потерял четыре самолета из пяти, 148-й – четыре из восьми, 226-й – три из шести, 105-й – шесть из одиннадцати, 150-й – четыре из четырех, 88-й – один из десяти, 103-й – три из восьми и 218-й – десять из одиннадцати. В целом из 63 взлетевших «Battle», 35 не вернулись. К этим потерям следует добавить пять из восьми бомбаpдиpовщиков «Blenheim» из 114-го и 139-го дивизионов, принимавших участие в этом ударе. Общие потери в рейде составили до 40 бомбаpдиpовщиков из 71. Более высокий процент потерь в операциях с равным количеством машин RAF никогда не испытывали.
Hесмотря на ужасные потери и частые перемены мест базирования из-за приближения врага, дивизионы «Battle» воевали до середины июня, когда военная ситуация во Франции стала безнадежной и несколько оставшихся боеспособных самолетов улетели назад в Англию, где 1-я Группа была переформирована. Ее еще раз оснастили «Battle», и несколько месяцев ее дивизионы, в которые, в конечном итоге, включили несколько польских подразделений, действовали ночами из Hьютона (Hоттингем) и северных аэродромов против голландских и французских портов, в которых Гитлер сосредотачивал десантные суда для операции «Seeloewe» («Морской Лев») - планировавшегося вторжения в Англию. Последние вылеты 1-й Группы «Battle» были выполнены 15...16.10.1940, когда 301-й (польский) дивизион бомбил Булонь, а 12-й и 142-й дивизионы – Кале. В конце 1940 года 1-ю Группу дивизионов «Battle» перевооpужили самолетами «Wellington». Когда 88-й и 226-й дивизионы были переформированы после французской катастрофы, получив новые «Battle» в Сайденхэме (Белфаст), и привлечены до конца 1941 года к регулярному патрулированию на рассвете и в сумерках вдоль всего побережья Северной Ирландии для пресечения высадок вражеских агентов. В июле 1940 года 98-й дивизион, также летавший на «Battle» во Франции, отправили в Исландию, где она впоследствии провела почти год в составе 15-й Группы Командования Береговой Обороны.
Закупившие несколько «Battle» (начиная с L5374 для оценочных испытаний, а также R3938 и R3945) южноафриканские ВВС (SAAF) применяли их в Западной Сахаре и Восточной Африке, где 11-й дивизион SAAF применял «Battle» до начала 1942 года.
Четыре «Battle» были заказаны Турцией и действительно несли турецкие опознавательные знаки до того, как поставку приостановило правительство Великобритании. Другими проданными Турции в середине 1939 года были 29 самолетов под номерами №№ 2111...2117, №№ 2120...2123, № 2130...2131, № 2149, № 2153...2155, №2211...2218 и №2220...2222. «Battle» пользовались популярностью в ВВС Турции, особенно в связи с их маневренностью и незначительной утомляемостью пилотов при полетах на малых высотах, о которых на этом самолете отзывались как о приятном времяпрепровождении! Один «Battle» (№ 2219) отправили морем в Польшу в сентябре 1939 года, но как предполагают, затем переадресовали на Ближний Восток.
Девять самолетов, предназначенных ВВС Греции (Р6607...Р6615), оставили для использования в английских ВВС. В дополнение к боевому использованию «Battle» применялся в разнообразных учебных ролях. Он служил как учебный самолет с двойным управлением (с двумя отдельными закрытыми кабинами вместо одной длинной), учебно-боевой для бомбометания и стрелковой подготовки (иногда устанавливалась турель Bristol Type I) и также как буксировщик мишеней, причем использовался не только в английскими, но и в канадскими, австралийскими и южноафриканскими. ВВС Канады получили первый «Battle» в августе 1939 года, когда восемь машин прибыли в Кемп-Борден. Затем из Англии последовали другие и, в конечном итоге, в канадской авиации служили 802 машины. Они были использованы в учебных подразделениях как самолеты повышения летной подготовки с двойным управлением, буксировщики мишеней и тренировочные для стрелков по «плану обучения авиации Британского Содружества». С поступлением самолетов «Harvard» и «Bolingbroke» число «Battle» в строю сократилось, но они продолжали оставаться на службе до окончания боевых действий. «Battle» также летали в 111-м и 122-м дивизионах ВВС Канады. Один из многих «Battle», переправленных судами в Канаду (R7439) переоснастили на заводе фирмы Fairchild в Квебеке 840-сильным Wright «Cyclone» GR-1820-G3B, который должен был устанавливаться на большинстве «Battle», если поставки двигателей «Merlin» прекратятся. В данном случае этого не произошло, и переоборудовали только R7439, собранный с турелью Bristol.
В ВВС Австралии «Battle» получил обозначение A22, но самолетам (подобно переправленным в Канаду) оставили британские серийные номера. Первые четыре «Battle» (Р2167, Р2169, Р5239 и Р5247) были поставлены в 1-й авиапарк в Джилонге 30.04.1940, а первый собранный самолет (Р5239) выполнил испытательный полет 29.06.1940. С этого момента поставки постоянно возрастали и достигли 366 штук, когда последний «Battle» (V1202) был 07.12.1943 передан во 2-й авиапарк. В дополнение к бомбаpдиpовщикам поставлено некоторое число буксировщиков мишеней «Battle» ТТ и тренировочных с двойным управлением «Battle» Т. «Battle» в основном служили в учебных подразделениях до 1945 и были полностью сняты с вооружения только в 1949 году.
В 1940 году лейтенант Р.Гивенс из 88-го авиадивизиона Королевских ВВС участвовал на «Battle» (К9297) в операциях над Францией, а в 1941 году начал летать на том же самолете в Австралии в звании капитана как сменный инструктор австралийских ВВС. Из многих «Battle», использовавшихся английской авиацией в метрополии для тренировок, один в конце концов завершил свой путь в Ирландии. Это был V1222 из 4-й школы воздушных наблюдателей в Вест-Фреуге, интернированный 24.04.1941 после посадки в Уотерфорде из-за навигационной ошибки сделанной его польским пилотом. Реквизированный Авиакорпусом Ирландии с обозначением 92, он использовался как буксировщик мишеней и, в конечном итоге, был списан 03.05.1946.
Hекоторые «Battle» приспособили для испытаний двигателей:

K9370

Для испытаний 2000-сильного 24-цилиндрового экспериментальнго соосного двухкартерного Fairey P.24 «Prince», вращавшего 2 трехлопастных соосных независимых винта. Имел очень большой подфюзеляжный радиатор и двойной ряд патрубков. Первый полет с Р.24 состоялся 30.06.1939 и после 86:50 час летных испытаний до 05.12.1941 в Британии, он был переправлен в США, где его испытывали в воздухе в Райт-Филде. В целом, как полагают, «Prince FT». B налетал почти 250 час.

K9222

Для испытаний 1200-сильного 24-цилиндрового X-образного Rolls-Rouce «Exe», который являлся вариантом «Vulture» с принудительным воздушным охлаждением. K9222 был переоборудован еще до войны и испытывался в Хакнелле довольно долго. Под коком размещался короткий и широкий воздухозаборник, а два небольших установили над капотом. Воздухозаборник однако оказался малоэффективным, и его прямоугольное отверстие заменили более скругленным с дополнительным проходом снизу. «Exe» предназначался для непроизводившегося самолета «Spirfish», и, как полагают, K9222 использовали для испытаний двигателя Rolls-Royce «Griffon».

К9270
и
L5286 

Для испытаний Napier «Sabre». Оба самолета имели неубирающееся шасси, большой подфюзеляжный радиатор и дополнительный воздухозаборник. К9270 («Sabre») впервые взлетел в Норхолте 31.05.1939 и до прекращения работ в июне 1942 в Лутоне налетал 375 час. L5286 («Sabre») собрали в Лутоне в марте 1941, и после 33 часов полетов с этого аэродрома был передан RAЕ для дальнейших испытаний. В целом «Battle» с «Sabre» имели около 700 час налета. К9270. Для испытаний 955-сильного Napier «Dagger VIII». Поставленый в 1938 году компанией Napier двигатель испытывался как в Hорхолте, так и в RAЕ. Проводились эксперименты с наддувом, охлаждением и впрыском воды. Последние дали очень полезные данные для системы впрыска воды на двигателе «Sabre», использовавшемся во время войны.

K9331

Для испытаний 1010-сильного Bristol «Taurus ТЕ1М». Hачавшиеся в июне 1938 года летные испытания были продолжены в феврале 1939 года с «Taurus III». Самолет имел неубирающееся шасси.

№ 2042
и
№ 2184 

Для испытаний 1300-сильного Bristol «Hercules II». Испытания начались в феврале 1939 года. На № 2042, летавшем в 1942 году в RAЕ, установили «Hercules XI» с принудительным воздушным охлаждением, доводившемся в феврале 1945 года в Филтоне. Оба самолета имели неубирающееся шасси. K2234. Для испытаний 1280-сильного Rolls-Royce «Merlin XII». Под двигателем установлен радиатор.

В дополнение к 2185 «Battle», выпущенных в Великобритании, 18 были собраны на заводе компании «Avions Fairey» в Госселье для ВВС Бельгии. Эти самолеты были поставлены в начале 1938 и первоначально стояли на вооpужении 5-й и 7-й эскадpилий 3-й Группы, базировавшейся в Эвре. Бельгийские «Battle», по сравнению с английскими самолетами, отличались более длинным обтекателем радиатора и более гладкой камуфляжной отделкой, что привело к небольшому улучшению летных данных. Их оснастили двигателями «Merlin III». 11.05.1940 девять машин предприняли смелую попытку уничтожить мосты через Альберт-канал, в ходе которой шесть из них были потеряны.

Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная, кг
Двигатели
Максимальная скорость у земли / на высоте, км/час
Крейсерская скорость, км/час
Дальность полета, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Боевая нагрузка, кг
Вооружение

Построено самолетов

1936
16,46
20,30
4,72
39,0
3015 / 4895
Merlin III (1440 л.с.)
338 / 412
338
1609
75
7620
3
450
один крыльевой и один турельный
7,7-мм пулеметы
2419
Battle

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования