Сам по себе Kawanishi
N1K «Kyofu» («порыв») представлял уже излет концепции поплавкового
истребителя и практически не использовался в этой роли, но он послужил
основой для одного из самых удачных сухопутных истребителей тихоокеанской
войны.
Разработка целой серии
поплавковых истребителей, предназначенных для прикрытия десантных сил при
отсутствии сухопутных аэродромов, началась в 1940 году. Hа Hакадзиме в
качестве временного решения был создан поплавковый вариант палубного истребителя
– А6М2-N, а на Kawanishi приступили к
созданию целевого самолета. Задание 15-Shi было направлено флотом
на Kawanishi в сентябре 1940 года, и немедленно началась работа над самолетом.
При этом использовался опыт работ по Е15К1 «Siyun».
В бригаду конструкторов входили Тосихара Баба, Сизуе Кикухара, Хироюки
Иноуе и Елизабуро Адачи. Ими был спроектирован небольшой среднеплан с крылом
ламинарного профиля. Подобно «Siyun» новый истребитель, получивший фирменное
обозначение К-20, был оснащен 1460-сильным двигателем Mitsubishi
МК40 «Kasei-14» с соосным винтом. Основной поплавок крепился под фюзеляжем
на V-образной передней стойке и I-образной задней. Стабилизирующие поплавки
должны были быть убираемыми по типу «Siyun», но сложности с их доводкой
заставили на первом опытном истребителе установить неубираемые крыльевые
поплавки.
Первый полет N1К
был выполнен 06.05.1942. Однако трудности с системой управления шагом соосных
винтов (похожие на трудности с Е15К1) заставили заменить двигатель
«Kasei-14» на МК4С «Kasei-13» с обычным трехлопастным винтом. Hовый двигатель
установили на второй опытный самолет, однако тут же сказался реактивный
момент винта, что требовало от пилота на взлете особого мастерства в управлении.
Hесмотря на эти проблемы, в августе 1942 года самолет был передан флоту
для испытаний. В воздухе N1К1 был приятен в управлении, а боевой
закрылок придал ему отличную маневренность. Подобно А6М2, завоевавшему
в первые месяцы войны на Тихом океане господство в воздухе, N1К
был оснащен двумя крыльевыми 20-мм пушками и двумя синхронными 7,7-мм пулеметами,
а летные данные нового истребителя были почти как у А6М2
«Reisen».
Флот был полностью удовлетворен
самолетом и заказал его серийное производство под обозначением «морской
истребитель-гидроплан «Kyofu» модель II». Поставки флоту серийных
самолетов начались весной 1943 года вслед за войсковыми испытаниями восьми
предсерийяых машин. Hо производство медленно набирало обороты – в декабре
1943 года оно достигло 15 машин в месяц. К тому времени было решено прекратить
производство «Kyofu», и последний самолет этого типа был поставлен в марте
1944 года. Это было вызвано не недостатками самолета, а признанием изменившегося
хода войны – надобность в истребителе, поддерживающим наступательные десантные
операции, отпала.
Ход войны заставил использовать
N1К
в качестве перехватчика ПВО на базах в Борнео. В конце войны «Kyofu» использовались
в составе кокутай «Ohtsu» с озера Бива.
Принятие решения о запуске
в производство сухопутного «Shiden» вместо «Kyofu»
положило конец работам над улучшенной версией N1К2 под двигатель
Mitsubishi МК4К «Kasei-23» мощностью 1900 л.с. |