По своей концепции Kawanishi
Е15К1 был одним из самых передовых гидропланов своего времени, представлявший
собой пример высокого конструкторского искусства. Однако ненадежность сложной
системы уборки и сбрасывания поплавков, низкие летные данные и отсутствие
бронирования экипажа и протектирования баков привели к полному провалу
интересной идеи создания поплавкового разведчика, способного уходить от
истребителей.
В 1939 году японский флот
заключил с «Kawanishi Kokuki К.К.» контракт на разработку двухместного
скоростного поплавкового разведчика. Задание 14-Shi было очень «простым»
– требовалось только создать самолет, способный уходить от сухопутных истребителей,
а остальные параметры – по усмотрению фирмы. Такое необычное требование
заставило использовать нестандартную поплавковую схему: основной поплавок
крепился под фюзеляжем на двух стойках и в случае опасности передняя стойка
сбрасывалась вместе с поплавком, что позволяло выжать из самолета дополнительно
90 км/час. Стабилизирующие поплавки имели дюралевое днище и тканевую
обшивку верхней части, армированную резиной, что позволяло «поджать» поплавок
к крылу, а при выпуске поплавок надувался. В случае сброса основного поплавка
стабилизирующие поплавки при посадке на «брюхо» не выпускались, а играли
роль надувных баллонетов для обеспечения плавучести самолета. Силовая установка
состояла из 1500-сильного двигателя Mitsubishi МК40 «Kasei-14» воздушного
охлаждения и двухлопастных соосных винтов - первый пример использования
на японском самолете. Для достижения высоких скоростей был выбран ламинарный
профиль крыла, разработанный профессором токийского университета Ичиро
Тани.
Разработка самолета, получившего
фирменное обозначение К-10, началась еще в июле 1939 года, но из-за
технических трудностей готовность первого самолета задержалась до конца
1941 года.
05.12.1941 первый самолет
Е15К1 поднялся наконец в воздух. Управляемость самолета была удовлетворительной,
но возникли проблемы с управлением шагом соосных винтов и с механизмом
уборки стабилизирующих поплавков. В октябре 1942 года самолет был передан
на войсковые испытания флоту, но был поврежден, когда отказ управления
закрылками не позволил выпустить стабилизирующие поплавки. Самолет был
восстановлен и оснащен дополнительным подфюзеляжным килем для улучшения
продольной устойчивости.
Из-за постоянных проблем
с уборкой стабилизирующих поплавков пришлось отказаться от системы их наддува.
Hесмотря на эти недостатки Е15К1 был запущен в малую серию под обозначением
«скоростной разведывательный гидроплан «Shiun» («Фиолетовое облако»)
модель 11». В конце-концов «стабилизирующие» поплавки зафиксировали в выпущенном
положении с помощью подкосов. Возросшее сопротивление компенсировалось
установкой более мощной 1850-сильного двигателя Mitsubishi МК45 «Kasei-24».
Шесть Е15К1 были
посланы на Палау для войсковых испытаний, но их вскоре посбивали – система
сброса основного поплавка не была отлажена и не работала – ее даже ни разу
не испытали. Самолет с поплавками, без бронезащиты и без протекторов баков
с одним 7,7-мм пулеметом представлял собой легкую цель. В результате производство
было прекращено в феврале 1944 года после выпуска только 15 «Shiun», включая
опытный самолет. |