В сентябре 1932 года Министерство
авиации Великобритании распространило техническое задание на двухмоторный
бомбардировщик. В ответ на него поступили предложения от компаний Handley-Page
и Vickers, с
каждой из которых был заключен контракт.
Появившиеся в результате
этого опытные самолеты Handley-Page НР.52 и Vickers 271 совершили
свои первые полеты с недельным интервалом один после другого: НР.52
– 21.06.1936, а модель 271, известная позднее как «Wellington»,
чуть ранее – 15 июня. Учитывая, что эти самолеты были разработаны по одному
техническому заданию, они вряд ли могли сильно отличаться. Но компания
Handley-Page использовала очень тонкий фюзеляж с тремя пулеметами с ручным
управлением, а Vickers выбрала широкий осанистый фюзеляж, оборудованный
автоматическими турелями и установленными в самой широкой части фюзеляжа
пулеметами с ручным управлением.
Самолет «Hampden», как
впоследствии был назван бомбардировщик НР.52, имел несколько замечательных
особенностей. Использование предкрылков Handley-Page по передней кромке
крыла снизило посадочную скорость до 117 км/час. Его максимальная
скорость 409 км/час была большей, чем у самолетов «Wellington» и
«Whitley».
Он мог переносить 1800 кг бомбовой нагрузки на расстояние в 1930
км по сравнению с бомбовой нагрузкой в 2041 кг при
той хе дальности у «веллингтона».
15.08.1936 компания получила
заказ на 180 самолетов «Hampden» по новому техническому заданию, а в 1937
году свой первый полет совершил опытный серийный самолет. Одновременно
с первым контрактом был подписан другой – на 100 самолетов с двигателями
Napier «Dagger».
Они производились под названием «Hereford».
В мае 1938 года первый
серийный самолет «Hampden» Mk.I совершил свой первый полет на аэродроме
Радлетт, а 24 июня этому типу самолетов официально было присвоено название
«Viscountess Hampden». После 06.08.1938 поступили другие заказы: с компанией
«English Electric» из Престона был заключен контракт на строительство 75
самолетов, а в Канаде шли переговоры с консорциумом «Canadian Associated
Aircraft» по производству 80 самолетов. Эти построенные по субдоговору
самолеты «Hampden» начали сходить с конвейера в 1940 году. После испытаний
в сентябре 1938 года начались поставки в ВВС Великобритании.
Когда началась Вторая
мировая война, самолетами этого типа были оснащены 10 эскадрилий. 29 сентября,
когда в одном из вылетов пять из одиннадцати самолетов были уничтожены
вражескими истребителями, выявились недостатки бомбардировщиков «Hampden»
в оборонительном вооружении. Вскоре было принято решение об использовании
этих самолетов ночью, но они также участвовали в разбрасывании листовок.
Зимой
1939...40 годав «хэмпдены» эффективно применялись в качестве минных заградителей.
Бомбардировщики пяти эскадрилий в ночь 13...14.04.1940, сразу после немецкого
вторжения в Норвегию, успешно минировали немецкие воды. Но норвежская кампания
еще раз подтвердила «ахиллесову пяту» «хэмпденов»: из-за слабого оборонительного
вооружения они не могли противостоять немецким истребителям, особенно когда
использовались в качестве дневных бомбардировщиков.
В ночь с 25...26.08.1940
бомбардировщики «Hampden» приняли участие в первом воздушном налете ВВС
Великобритании на Берлин. Бомбардировщики
«Hampden» продолжали вести наступательные ночные бомбардировки вплоть до
конца 1942 года. С апреля 1942 года самолеты начали переводиться в береговую
авиацию для торпедно-бомбовых ударов. 157 машин, переделанных для такого
использования, получили обозначение «Hampden» ТВ.Mk I. Несколько самолетов
были отправлены в СССР для операций по сопровождению конвоев. В конце 1943
года бомбардировщик «Hampden» закончил свою службу. Всего было построено
1432 машины: 502 из них произвела компания Handley-Page, 770 – English
Electric и 160 самолетов были построены в Канаде. |