ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



«Hampden» Handley Page НР.52 «Hampden
фронтовой бомбардировщик
(базовый торпедоносец) 


В сентябре 1932 года Министерство авиации Великобритании распространило техническое задание на двухмоторный бомбардировщик. В ответ на него поступили предложения от компаний Handley-Page и Vickers, с каждой из которых был заключен контракт.
Появившиеся в результате этого опытные самолеты Handley-Page НР.52 и Vickers 271 совершили свои первые полеты с недельным интервалом один после другого: НР.52 – 21.06.1936, а модель 271, известная позднее как «Wellington», чуть ранее – 15 июня. Учитывая, что эти самолеты были разработаны по одному техническому заданию, они вряд ли могли сильно отличаться. Но компания Handley-Page использовала очень тонкий фюзеляж с тремя пулеметами с ручным управлением, а Vickers выбрала широкий осанистый фюзеляж, оборудованный автоматическими турелями и установленными в самой широкой части фюзеляжа пулеметами с ручным управлением.
Самолет «Hampden», как впоследствии был назван бомбардировщик НР.52, имел несколько замечательных особенностей. Использование предкрылков Handley-Page по передней кромке крыла снизило посадочную скорость до 117 км/час. Его максимальная скорость 409 км/час была большей, чем у самолетов «Wellington» и «Whitley». Он мог переносить 1800 кг бомбовой нагрузки на расстояние в 1930 км  по сравнению с бомбовой нагрузкой в 2041 кг при той хе дальности у «веллингтона».
15.08.1936 компания получила заказ на 180 самолетов «Hampden» по новому техническому заданию, а в 1937 году свой первый полет совершил опытный серийный самолет. Одновременно с первым контрактом был подписан другой – на 100 самолетов с двигателями Napier «Dagger». «Hampden» Mk.I Они производились под названием «Hereford».
В мае 1938 года первый серийный самолет «Hampden» Mk.I совершил свой первый полет на аэродроме Радлетт, а 24 июня этому типу самолетов официально было присвоено название «Viscountess Hampden». После 06.08.1938 поступили другие заказы: с компанией «English Electric» из Престона был заключен контракт на строительство 75 самолетов, а в Канаде шли переговоры с консорциумом «Canadian Associated Aircraft» по производству 80 самолетов. Эти построенные по субдоговору самолеты «Hampden» начали сходить с конвейера в 1940 году. После испытаний в сентябре 1938 года начались поставки в ВВС Великобритании.
Когда началась Вторая мировая война, самолетами этого типа были оснащены 10 эскадрилий. 29 сентября, когда в одном из вылетов пять из одиннадцати самолетов были уничтожены вражескими истребителями, выявились недостатки бомбардировщиков «Hampden» в оборонительном вооружении. Вскоре было принято решение об использовании этих самолетов ночью, но они также участвовали в разбрасывании листовок.
Handley Page Hampden Mk.IЗимой 1939...40 годав «хэмпдены» эффективно применялись в качестве минных заградителей. Бомбардировщики пяти эскадрилий в ночь 13...14.04.1940, сразу после немецкого вторжения в Норвегию, успешно минировали немецкие воды. Но норвежская кампания еще раз подтвердила «ахиллесову пяту» «хэмпденов»: из-за слабого оборонительного вооружения они не могли противостоять немецким истребителям, особенно когда использовались в качестве дневных бомбардировщиков.
В ночь с 25...26.08.1940 бомбардировщики «Hampden» приняли участие в первом воздушном налете ВВС Великобритании на Берлин. Handley Page Hampden TB.IБомбардировщики «Hampden» продолжали вести наступательные ночные бомбардировки вплоть до конца 1942 года. С апреля 1942 года самолеты начали переводиться в береговую авиацию для торпедно-бомбовых ударов. 157 машин, переделанных для такого использования, получили обозначение «Hampden» ТВ.Mk I. Несколько самолетов были отправлены в СССР для операций по сопровождению конвоев. В конце 1943 года бомбардировщик «Hampden» закончил свою службу. Всего было построено 1432 машины: 502 из них произвела компания Handley-Page, 770 – English Electric и 160 самолетов были построены в Канаде.

Другие модификации самолета
«Hampden»
Mk.II 

обозначение двух экспериментальных самолетов с двумя двигателями воздушного охлаждения Wright R-1820 «Cyclone» мощностью 1100 л.с.; компания дала им обозначение НР.62

торпедоносец «Hampden» TB.I в Заполярье


Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная, кг
Двигатели
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость, км/час
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Боевая нагрузка, кг
Вооружение
1938
21,08
16,33
4,55
62,06
5343 / 8508
два Bristol Perseus XVII (1000 л.с.)
409
350
3034
300
5790
4
до 1800
четыре 7,69-мм пулемета:
два вперед и два установленных
в надфюзеляжной и подфюзеляжной позициях

«Hampden» Mk.I


Hampden Mk.I
Hampden TB.I

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования