Разработанный в соответствии
с выпущенными в июле 1934 года тактико-техническими требованиями В.3/34
британского Министерства Авиации Armstrong-Whitworth AW.38 «Whitley»
был наиболее широко производившимся самолетом компании, программа серийного
выпуска которого достигла 1814 машин.
Фюзеляж «Whitley» типа
монокок был изготовлен из легких сплавов. Вопрос о серийном производстве
был решен, когда самолет находился еще в стадии проектирования, а в августе
1935 года уже был размещен заказ на 80 машин. 17.03.1936 в местечке Уитли-Эбби
пилот Алан Кэмпбелл-Орд поднял в воздух первый прототип, оснащенный двумя
двигателями Armstrong-Siddley «Tiger X» с новыми трехлопастными винтами
изменяемого шага De Havilland. Второй прототип был построен в соответствии
с требованиями В.21/35 и имел более мощные двигатели «Tiger XI».
Его первый полет под управлением Чарльза Хагеса состоялся 24.02.1937.
Первая партия «Whitley»
Mk.I была поставлена для 10-й бомбардировочной эскадрильи в начале 1937
года. Тридцать
четыре Mk.I были построены перед тем, как в серийное производство был запущен
самолет «Whitley» Mk.II. Эта модель имела первые установленные на самолетах
Королевских ВВС двигатели «Tiger VIII» с двухскоростным нагнетателем. В
рамках первоначального заказа на 80 машин было изготовлено 46 самолетов
«Whitley» Mk.II. Бомбардировщики «Whitley» Mk.I и Mk.II имели ручные носовую
и хвостовую турели c пулеметами Vickers калибра 7,69 мм, но у самолета
«Whitley» Mk.III в носовой части была установлена турель с электрическим
приводом фирмы Nash-Tompson и добавлена выдвигаемая из люка турель с двумя
пулеметами Browning калибра 7,69 мм.
Восемьдесят самолетов
«Whitley» Mk.III имели также бомбовый отсек, где можно было размещать бомбы
большего калибра. Часть самолетов «»Whitley оснащалась различными двигателями
фирмы Rolls-Royce. «Whitley» Mk.I имел двигатель «Merlin II», с которым
11.02.1938 он совершил испытательный полет в Хакнэлле. Хотя двигатель отказал
и самолет преждевременно завершил второй полет, программа испытаний была
быстро возобновлена.
Двигатель «Merlin IV»
мощностью 1030 л.с. устанавливался на серийных «Whitley» Mk.IV,
первый из которых поднялся в воздух 05.04.1939. Кроме нового двигателя,
эта модель имела электроприводную хвостовую турель фирмы Nash-Tompson с
четырьмя пулеметами Browning калибра 7,69 мм; в крыльях устанавливались
два дополнительных топливных бака, что позволило довести общий запас топлива
до 3205 л. Серия составила 33 машины, включая семь самолетов Mk.IVA
с двигателем «Merlin X» мощностью 1145 л.с. Эти
же двигатели устанавливались на «Whitley» Mk.V. Была изменена геометрия
вертикального оперения – для обеспечения более широкой огневой зоны хвостовому
стрелку оперение разнесли от фюзеляжа дополнительно на 0,38 м. В
передней кромке крыла был установлен резиновый протектор противообледенителя
периодического действия, а общий запас топлива за счет дополнитель- ных
баков, установленных в бомбовом отсеке, был доведен до 3805 л или
4405 л. Всего было произведено 1466 единиц «Whitley» Mk.V.
Бомбардировщик «Whitley»
Mk.VI проектировался под двигатели Pratt-Whitney как страховка против уменьшения
поставок двигателей «Merlin», однако построен не был, и последней серией
«Whitley» стал вариант Mk.VII. Это был, в сущности, тот же Mk.V, но с дополнительными
топливными баками в бомбовом отсеке и задней части фюзеляжа, что довело
общий запас горючего до 5000 л и увеличило дальность полета до 2701
км. Это позволило выполнять задачи морского патрулирования. Внешне
Mk.VIII выделялся надфюзеляжной антенной радиолокационной станции ASV Mod.2
(ASV – «Air-to-Surface Vessel»). Серия достигла 146 машин, не считая некоторых
Mk.V, переделанных в Мк.VIII.
Выше говорилось, что 10-я
эскадрилья Королевских ВВС с базы Дишфорт стала первой, которую в марте
1937 года оснастили бомбардировщиками «Whitley». Вскоре их получили и другие
эскадрильи. Именно эти бомбардировщики первыми совершили налет на Берлин.
В дальнейшем их также активно использовали. Последней операцией перед тем,
как в апреле 1942 года «Whitley» были выведены из состава бомбардировочной
авиации, был ночной налет 29 апреля на Остенд.
Эксплуатация самолетов
«Whitley» подразделениями береговой охраныы началась в сентябре 1939 года,
когда 58-я эскадрилья патрулирования и противодействия подводным лодкам
в Ла-Манше была переведена в Боскомб-Даун. Патрулирование продолжалось
до февраля 1940 года, когда эскадрилья была возвращена в бомбардировочную
авиацию. Однако в течение 1942 года она снова выполняла патрулирование
западных морских подходов и неплохо справлялась с этой непростой задачей.
В 502-й эскадрилье, базировавшейся
в Адлергруве осенью 1940 года «Whitley» Mk.V заменили самолеты Avro
«Anson», а вторым подразделением береговой охраны, вооруженным «Whitley»,
стала 612-я эскадрилья, сформированная в мае 1941 года. Впоследствии самолеты
Mk.V были заменены на «Whitley» Mk.VII, оборудованные бортовой РЛС ASV
Mod.2, и один из самолетов такого типа из 502-q эскадрильи во время атаки
в Бискайском заливе 30.11.1941 действовал настолько удачно и умело, что
впервые потопил германскую подводную лодку U-205.
Самолеты «Whitley» применялись
также в 1-й парашютной школе в Рингвэе (Манчестер), а закрепленные за подразделением
№ 21, занимавшимся подготовкой планеристов и базировавшимся в Брайз-Нортон,
использовались в качестве буксировщиков планеров. Самолеты из 51-й эскадрильи
выбрасывали парашютный десант на немецкую радиолокационную станцию в Брюневале,
а самолеты из специальных подразделений базы Темпсфорд (138-я и 161-я эскадрильи)
совершили немало боевых вылетов на оккупированную территорию для заброски
агентов и снабжения групп Сопротивления оружием и снаряжением. Пятнадцать
«Whitley» Mk.V в мае 1942 года были переданы авиакомпании BOAC, освобождены
от вооружения и оборудованы топливными баками в бомбовых отсеках. Они стали
неплохими транспортными машинами. Эти самолеты летали от Гибралтара до
Мальты, перевозя снабжение для осажденного острова. |