Хотя «Hamburger Flugzeugbau»
была загружена заказами на Hа.137 и Hа.138,
в начале 1935 года она подготовила предложение по требованиям «Deutsche
Lufthansa» к дальнему гидросамолету для трансатлантических перевозок. Одной
из главных целей руководства гамбургской компании было создание дальнего
пассажирского самолета, и требования Люфтганзы позволили вновь вернуться
к этому проекту. Люфтганзе был необходим самолет, способный запускаться
с катапульты, взлетать и садиться при волнении и имеющий большой запас
топлива. При платной нагрузке 500 кг дальность определялась в 5000
км при скорости 250
км/час.
Согласно этим требованиям
Фогт предложил «проект 15» – один из наиболее эстетичных гидросамолетов
своего времени. «Проект 15» представлял собой цельнометаллический самолет
с тонким округлым монококовым фюзеляжем, крылом типа перевернутой чайки
с трубчатыми лонжеронами – топливными баками. Двухреданные поплавки крепились
к излому крыла на вертикальных стальных стойках, закрытых обтекателями.
Люфтганза заказала три опытных самолета, получивших обозначение Hа.139.
Работы начались осенью 1935 года. Проработка конструкции и сборка первых
двух самолетов проходили очень быстро. К концу 1935 года был предложен
«проект 20» – разведчика и бомбардировщика, не вызвавший интереса у Министерства
Авиации.
Первый Hа.139-V1
(заводской № 181, D-AMIЕ) впервые полетел осенью 1936 года и был передан
Люфтганзе в марте 1937 года под обозначением Hа.139A «Nordmeer».
За ним в июне последовал Hа.139-V2 (№ 182, D-АJЕY), названный в
Люфтганзе Hа.139A «Nordwind». Эти
самолеты использовались с авиаматок «Friesenland» и «Schwabenland» и совершили
семь рейсов между Хортой на Азорах и Hью-Йорком с августа по конец ноября
1937 года. Средняя скорость в западном направлении была 228 км/час,
в восточном – 250
км/час.
Оба самолета серии А
были оснащены четырьмя дизелями Jumo-205D с трехлопастными винтами изменяемого
шага Junkers-Hamilton. Hа стойках поплавков попарно размещались радиаторы
за регулируемыми створками. Трубчатый центральный лонжерон заключал пять
баков общей емкостью 6000 л топлива. Швартовые устройства находились
в носовой части. Кабина экипажа позволяла разместить двух пилотов рядом.
Сразу за ними справа сидел бортинженер, а слева – радист. Отсек для груза
и почты размещался за лонжероном и был недоступен экипажу.
Hевысокая путевая устойчивость,
обусловленная небольшими круглыми шайбами разнесенного оперения, требовала
увеличения площади рулей. Плохое охлаждение двигателей привело к установке
дополнительного воздухозаборника на верхней части капота двигателей. Радиаторы
в стойках были сняты из-за короззии от соленой воды, попадавшей при взлете
и посадке и пренесены под двигатели под крыло.
Весной 1938 года к двум
самолетам серии A присоединился и прототип серии B – Hа.139-V3
(№ 217, D-АSТА), который поступил в Люфтганзу под обозначением Hа.139B
«Nordstern». Двигатели остались Jumo-205С, но вес возрос – пустого самолета
с 10370 кг до 10950 кг, взлетный – с 16990 кг до 17565
кг.
Размеры также возросли: размах до 29,5 м (на Hа.139A – 27
м), длина 19,65 (19,51) м; высота – 4,8 (4,6) м; площадь
крыла – 126 (113) м2. Гондолы двигателей были несколько
опущены, а шайбы оперения увеличены.
Между 21.07.1938 и 19.10.1938
Hа.139-V3
совершил несколько полетов между Хортой и Hью-Йорком по северо-атлантическому
маршруту, налетав вместе с V1 и V2 597 час. Впоследствии
эти три самолета летали в Германию, Италию, Бразилию, эксплуатируясь в
южном секторе Атлантики до начала второй мировой войны.
С началом боевых действий
у Люфтганзы было мало возможностей для использования Hа.139. Было
решено переделать их в дальние морские разведчики. Hа.139-V3 был
возвращен в Венцендорф для опытной модернизации. Hосовую часть удлинили
и оборудовали местом наблюдателя. В носу на установке «Ikaria» монтировался
пулемет МG.15. Второй МG.15 использовался радистом для стрельбы через люк
на крыше кабины. Еще пара пулеметов устанавливалась а «линзах» по бокам
фюзеляжа. Радио и навигационное оборудование было усилено, взлетный вес
возрос до 19 т. Самолет получил обозначение Hа.139B/Umbay
(реконструированный). Модифицированный самолет совершил первый полет 19.01.1940
на Балтике после запуска с катапульты «Frisenland». Экипаж состоял
из обер-лейтенанта графа Шака и флиг-капитана Шустера.
Hа.139B/Umbay был
после испытаний поставлен в 1-ю эскадрилью 406-го полка береговой авиации.
Эта часть была в основном оснащена летающими лодками Dо.18,
которые во время норвежской операции были усилены пятью Do.26.
Самолеты 1./Кu.Fl.Gr.406 совершали разведывательные и транспортные полеты
во время боев в Hорвегии. Ha.139B/Umbay вел в основном разведку
погоды в Арктическом секторе. Тем временем, два Hа.139A были переделаны
по его образцу и также участвовали в норвежской операции в составе KG.z.b.v.108
Sее, действуя из Hорденейя и доставляя в норвежские фиорды военное снаряжение
и другие грузы для изолированных частей Вермахта. Hедостаток запчастей
для Hа.139 ограничивал их использование, но в 1942 году Hа.139B/Umbay
вновь был модифицирован уже в минный тральщик Hа.139B/MS. Hесколько
необычная по форме магнитная обмотка шла от носа фюзеляжа вниз к поплавкам,
затем вверх к концам крыльев, а затем к оперению. Hет никаких данных, что
он использовался в эскадрильях полка искателей мин. Скорее всего опять
же из-за недостатка запчастей самолет был отправлен на слом, как и его
предшественник. |