В середине 30-х годов
авиация военно-морских сил отчаянно нуждалась в новом самолете для замены
сильно устаревших бипланов. Увеличение размеров и массы самолета неизбежно
ухудшало летные характеристики, тем не менее до появления самолетов Hawker
«Sea Hurricane» и Supermarine «Seafire» самолет
Fairey «Fulmar» был лучшим летательным аппаратом этого класса.
В соответствии с техническим
заданием P.4/34 было построено два опытных самолета и первый из
них взлетел 13.01.1937. На их основе с небольшими изменениями был создан
самолет «Fulmar». Опытный образец был меньше и легче самолета
Fairey
«Battle», имел усиленную конструкцию для бомбометания с пикирования.
Второй опытный самолет использовался в качестве макета морского истребителя.
16.03.1938 компания Fairey дала подтверждение адмиралтейству что модифицированный
вариант P.4/34 будет отвечать всем требованиям технического задания.
После этого был получен начальный заказ на 127 самолетов, названных «Fulmar».
Самолет P.4/34 был оснащен двигателем Rolls-Royce «Merlin II» мощностью
1030 л.с., но планировалось, что на первых серийных самолетах «Fulmar»
будут устанавливаться двигатели «Merlin VIII». Однако первый самолет поднялся
в воздух 04.01.1940 в Рингвэе с модифицированным двигателем «Merlin III»,
и только 06.04.1940 появился самолет с двигателем «Merlin VIII». После
этого спокойно продолжалось серийное производство, и к концу 1940 года
было выпущено 159 самолетов «Fulmar». 808-я эскадрилья в июне 1940 года
первой получила самолеты «Fulmar Mk.I».
По мере серийного производства
либо формировались новые эскадрильи, либо переукомплектовывались уже существовавшие,
но к 1943 году самолеты «Fulmar» были заменены самолетами «Seafire» и «Firefly».
Последние 602 самолета «Fulmar» были поставлены авиации Военно-морских
сил в феврале 1943 года. Из этих самолетов 250 были модели «Fulmar Mk.I»,
а остальные – «Fulmar Mk.II», оснащенные двигателями «Merlin 30» мощностью
1300 л.с., новым винтом, оборудованием для полетов в тропических
условиях. При этом масса самолета была снижена на 159 кг, и, хотя
«Fulmar Mk.II» был ненамного быстрее самолета «Fulmar Mk.I», он имел гораздо
лучшую скороподъемность. Эксперименты с вариантом ночного истребителя «Fulmar»
начались в 1941 году. На самолеты «Fulmar Mk.II» стали устанавливать радар
воздушного перехвата AI Mk.VI, но из-за плохих результатов вскоре его заменили
на модифицированный радар AI Mk.IV. Дополнительное лобовое сопротивление
и другие проблемы задержали начало боевого использования самолетов до февраля
1944 года, но этот вариант с июня 1942 года использовался для тренировки
экипажей ночных истребителей Fairey «Firefly». Около 100 самолетов «Fulmar
Mk.II» были переделаны в ночные истребители; примерно такое же их количество
использовалось
в качестве боевых и учебно-тренировочных.
В начале 1942 года появились
легкие высокочастотные радиопередатчики, что позволило эффективно использовать
самолеты «Fulmar» в районе Индийского океана в качестве дальнего разведчика.
в течение короткого времени самолеты «Fulmar» участвовали в экспериментах
по исследованию возможности катапультирования истребителей с палубы вооруженных
торговых кораблей. Предназначенная для обеспечения защиты конвоев, такая
операция, безусловно, представляла собой полет в одну сторону, поскольку
самолету некуда было возвращаться. Пилот должен был покидать самолет с
парашютом в надежде, что его подберет один из кораблей конвоя. |