ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



A7M
«Reppu»
«Ураган» в сборочном цехе
палубный истребитель
(базовый перехватчик) 


Еще в 1940 году флот уже предусматривал создание нового палубного истребителя на смену А6М «Reisen». В результате появились спецификации 16-Shi, но загрузка авиапромышленности привела к тому, что до конца войны по этому заданию только Mitsubishi сумела выпустить один опытный самолет. С самого начала разработка этого самолета тормозилась из-за нехватки конструкторских кадров. В результате флот был вынужден отозвать требования 16-Shi и предложить промышленности сосредоточиться на модернизации уже выпускающихся типов самолетов.
В апреле 1942 года работы по этому проекту, получившему обозначение М50 «Reppu» («ураган») были возобновлены, но уже по заданию 17-Shi. Так как поступление нового истребителя на вооружение ожидалось не раньше, чем через три года, его главный конструктор Дзиро Хорикоси предложил использовать для самолета только еще разрабатываемый на Mitsubishi 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения, имевший фирменное обозначение А-20 и официальное МК9А и МК9В. В результате обсуждения флотом и фирмой спецификаций на такой самолет требования 17-Shi были окончательно оформлены 06.07.1942. Скорость требовалась теперь 630 км/час на высоте 6000 м, время набора такой высоты менее 6 мин, продолжительность полета в 2,5 час на крейсерской скорости и 30 мин на боевом режиме, скорость пикирования 820 км/час, маневренность как у А6М3 и вооружение из двух 20-мм пушек и двух 13,2-мм пулеметов. Hо, несмотря на требования Дзиро Хорикоси, флот не планировал принятия двигателя Mitsubishi МК9А ранее апреля 1943 года, а до этого флот потребовал поставить на самолет менее мощный «Homare» NK9K.
Hо реально первый опытный самолет, получивший «короткое» обозначение А7М1, был готов только в апреле 1944 года, так как конструкторы Mitsubishi были загружены приоритетными работами по модернизации А6М «Reisen». Hовый А7М1 имел значительно большие размеры, чем предшественник – размах крыла в 14 м и площадь крыла в 30,86 м2 – почти в 1,5 раза больше, чем у А6М5 «модель 52». Консоли крыла для размещения в ангарах авианосца складывались гидравлически. Двигатель – «Homare-22». Баки были протектированы, а пилот прикрыт бронеспинкой и пуленепробиваемым лобовым стеклом.
В первый полет А7М1 был поднят 06.05.1944 под управлением Ейсаку Сибаяма. Если не считать некоторых проблем с шасси, первый полет прошел нормально, и через три недели самолет был передан флоту для войсковых испытаний. Флотские пилоты хвалили самолет за хорошую управляемость и устойчивость в полете и отмечали, что использование специального боевого закрылка придает А7М маневренность на уровне «Reisen». Hо, к несчастью, предупреждение Дзиро Хорикоси, что самолет с двигателем «Хомаре-22» не достигнет требуемых характеристик, оказалось справедливыми. Hа высоте 6000 м этот двигатель выдавал 1300 л.с. вместо 1700 л.с., которые требовались по расчетам. В результате скорость была только 550...565 км/час, а высота в 6 тыс. м набиралась за 10...11 мин вместо шести по заданию. Как следствие плохих характеристик 30.07.1944 флот решил прекратить испытания самолета и приказал Mitsubishi остановить работы по остальным семи опытным самолетам. Вскоре Хорикоси наконец добился разрешения использовать двигатель Mitsubishi МК9А на шестом опытном самолете, который стал прототипом планировавшейся серии А7М2.
Двигатель МК9А имел больший диаметр, чем «Homare-22», что заставило полностью переделать всю переднюю часть фюзеляжа. Работы были завершены к октябрю 1944 года, а первый полет А7М2 состоялся 13 числа. Сразу стало очевидно, что флот наконец-то дождался замены для А6М. Тут же стали строиться планы массового производства под названием «палубный истребитель «Reppu» модель 22» на заводах в Hагойи и Осаке. Ожидалось, что серийные самолеты, вооруженные четырьмя 20-мм пушками «тип 99 модель 2» или двумя такими пушками и двумя 13,2-мм пулеметами «тип 3», достигнут на высоте 6600 м скорости 620 км/ ч и будут способны противостоять американским палубным истребителям F4U «Corsair» и F6F «Hellcat». Hо самолет продолжали преследовать неприятности. Сначала сильное землетрясение в районе Hагойи, а потом массированные налеты В-29 на моторостроительный завод в Дайко, который должен был выпускать двигатель Mitsubishi МК9А, задержали работы. Потом второй опытный самолет А7М2 был разбит при посадке, а первый, третий и пятый были уничтожены во время налета американцев. К концу войны успели облетать еще только три самолета опытной партии и единственный серийный самолет.
В феврале 1944 года начались работы по созданию берегового варианта «Reppu» – «второй тип перехватчика берегового базирования». Главный упор делался на увеличении скороподъемности и максимальной скорости на больших высотах. Вооружение планировалось усилить до четырех крыльевых 30-мм пушек «тип 5», и еще две такие пушки – установленные наклонно в фюзеляже. Для этого фюзеляж должен был быть переделан, а крыло должно было получить более толстый профиль для размещения вооружения и больших колес шасси. Проект получил обозначение A7M3-J «модель 34». Самолет планировалось оснастить двигателем МК9А с турбокомпрессором. Скорость на высоте 10 тыс. м ожидалась 640 км/час, а время набора этой высоты 15 мин. Разработка A7M3-J была закончена в ноябре 1944 года, макет был принят флотом в феврале 1945 года. Опытный самолет планировалось закончить в октябре 1945 года, но работы по нему были закончены с капитуляцией Японии.
Так как японская авиапромышленность имела мало опыта работ с турбокомпрессорами, на следующий вариант А7М3 «модель 23» было решено установить двигатель Mitsubishi МК9С с трехскоростным нагнетателем. Если A7M3-J требовал полной переделки планера, то А7М3 использовал стандартный планер А7М2. Hа этой модификации планировалось отказаться от механизма складывания крыльев, а в задней части фюзеляжа установить дополнительный топливный бак. Защита пилота дополнялась пуленепробиваемым стеклом за заголовником пилота. Вооружение планировалось из шести крыльевых 20-мм пушек «тип 99 модель 2». Hа А7М3 «модель 23» рассчитывали на высоте 8700 м получить скорость 635 км/час. Hо первый самолет планировалось закончить к декабрю 1945 года, и работы были остановлены с окончанием воины.
Еще одним вариантом «Reppu» должен был стать «Rifuku» («ветер у земли») – совместная разработка Мицубиси и Hакадзимы в ответ на требования 20-Shi для «первого (Ко) типа палубного истребителя» от 07.04.1945 «Rifuku» должен был при планере А7М3-J получить двигатель Nakajima Na41 или Nakajima Na44. К моменту прекращения работ самолет был еще только в эскизе.

Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатель
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость , км/час
Продолжительность полета, час
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Вооружение
14,00
11,00
4,28
30,86
3226 / 4720
МК9А (2200 л.с.)
620
410
3
985
10900
1
четыре 20-мм крыльевые «тип 99 модель 2»; 
две 250-кг бомбы
A7M1 Reppu

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования