ХВ-42 стал одним
из самых скоростных бомбардировщиков, построенных в годы Второй Мировой
войны. Самолет начали проектировать в 1942 году. В апреле 1944 года ВВС
армии США объявили конкурс на создание скоростного бомбардировщика.
В том же году ХВ-42 вышел на испытания. Первый полет прототипа самолета
состоялся 06.05.1944. В марте 1945 года участники конкурса получили контракты
на создание макетов машин.
Компания Douglas представила
экспериментальный XB-42А со смешанной силовой установкой V-3420,
состоящей из двух поршневых Allison V-1710-125 (1940 л.с.), вращавших
два соосных хвостовых винта, и двух вспомогательных турбореактивных двигателей
Westinghouse J30-WE (726 кгс). Новый бомбардировщик имел соосные
толкающие винты, а следовательно, и меньшее лобовое сопротивление, так
как фюзеляж и оперение находились в невозмущенном воздушным винтом потоке.
Каждый винт приврдился в о вращение посредством длинного вала независимо
от другого и в случае необходимости мог устанавливаться во флюгерное положение.
В случае покидания самолета экипажем в полете винты могли быть отстрелены
с помощью взрывного механизма. Кстати, 16.12.1945 своевременное срабатывание
системы отстрела винтов во время аварии позволило экипажу благополучно
покинуть один из прототипов ХВ-42 на парашютах.
Довольно необычным был
способ убирания главных стоек шасси – они убирались назад в углубления
по бокам фюзеляжа. Это позволило установить на самолете тонкое крыло с
ламинарным профилем. Несколько странной казалась кабина экипажа. Так, если
штурман-бомбардир располагался, как и на других американских бомбардировщиках,
в носовой застекленной кабине, то два пилота сидели рядом под индивидуальными
прозрачными колпаками минимальных размеров, что делало ХВ-42 похожим
на большую лупоглазую лягушку.
Что касается летно-технических
характеристик самолета, то они превзошли все ожидания. Скорость полета
ХВ-42 достигала 656 км/час. И это при том, что нормальная
взлетная масса составляла 15 т, а максимальная – 16,2 т.
Другими словами, самолет имевший в полтора раза большую полетную массу
и размеры, чем знаменитый легкий бомбардировщик «Mosquito»,
и оснащенный силовой установкой такой же мощности, мог летать с той же
скоростью. При этом он брал в два раза больше бомб и мог нести их на значительно
большую дальность. Так, нормальная боевая нагрузка Ш составляла 3630 кг,
а с перегрузкой – 4536 кг. С бомбовой нагрузкой 907 кг самолет
мог пролетать 8000 км, в то время как максимальная дальность «Mosquito»
отдельных модификаций даже без бомб едва приближалась к 3000 км.
Еще более интересно сравнить
ХВ-42 с самолетами аналогичного назначения. Так, лучший средний
бомбардировщик американских ВВС B-26 «Marauder»,
имея те же размеры, полетный вес и чуть более мощные 2000-сильные двигатели,
брал на борт лишь 1600 кг бомб. Он имел максимальную скорость полета
около 500 км/час и с 907-кг боевой нагрузкой мог пролететь на крейсерском
режиме 2000 км.
Что касается ХВ-42,
то он еще раз прославился уже после войны, когда 08.12.1945 самолет совершил
рекордный перелет через всю территорию США из Калифорнии в Вашингтон. Трассу
протяженностью 3700 км он преодолел за 5:17 час со средней
скоростью 695 км/час, правда, при попутном ветре.
Серийное производство
ХВ-42 не осуществлялось в связи с окончанием Второй Мировой войны
и появлением реактивных самолетов, Впросем, в 1946 году на его базе был
построен реактивный бомбардировщик ХВ-43.
Конструкцмя планера «Mixmaster» позволила очень легко разместить на месте
поршневых реактивные двигатели с выходом реактивной струи за хвостовым
оперением, в том месте, где у ХВ-42 размещались воздушные винты. |