С началом налетов на Японию
американских бомбардировщиков В-29 «Superfortress»
императорская армия ощутила необходимость в скоростном перехватчике, способном
быстро набирать высоту – самолете, отсутствующим напрочь. К счастью для
японской авиации, их атташе в Германии получил информацию о разработке
на Messershmitt ракетного перехватчика Ме.163В,
а в конце 1943 года была приобретена лицензия на его ракетный двигатель
Вальтера HWK 109-509. Hо одна из двух подлодок, направлявшаяся в Японию
с чертежами Ме-163В и образцами двигателя, была потоплена. Hесмотря
на это, флот выдал в июле 1944 года спецификации 19-Shi, предусматривавшие
создание такого ракетного перехватчика. Задача была возложена на Mitsubishi.
С самого начала проект
представлял совместную разработку армии и флота, а японская модификация
двигателя Вальтера HWK 109-509 представляла собой совместную разработку
армии, флота и Mitsubishi. Проектирование самолета, получившего обозначение
на флоте J8M1 и в армии – Кi.200, осуществлялось под руководством
Мидзиро Такахаси на Mitsubishi и довольно быстро. Уже в сентябре 1944 года
был готов макет. Он был одобрен армией и флотом, и началась работа над
опытными самолетами. Вскоре после начала работ на Mitsubishi над проектированием
J8M1
флот приказал 1-му морскому авиатехническому арсеналу в Йокосуке разработать
планер аналогичной конструкции для оценки управляемости будущего ракетного
перехватчика, а также для использования его для подготовки пилотов.
Первый опытный планер-бесхвостка
MXY8 «Akigusa» («осенняя трава») был готов в декабре 1944 года.
Его перевезли на аэродром Хякуригахара в префектуре Ибараги, где он впервые
поднялся в воздух 8 декабря. В первый полет «Akigusa» был поднят на буксире
за Kyusyu K10W1 из 312-го кокутай под управлением Тоехико Инузука
– будущего пилота-испытателя J8M1. Hесмотря на необычную компоновку,
управляемость MXY8 оказалась нормальной, и еще два таких планера
были поставлены из Йокосуки в армейский авиационный институт в Тачикаве,
где они испытывались армейскими пилотами. В авиационном институте флота
в Маеда и на «Yoko-koku K.K.» вскоре началось производство варианта MXY8
с баками для водяного балласта, имитирующими полную заправку перехватчика.
Этот планер получил обозначение Ki.13 «учебный планер» и уже предназначался
для подготовки строевых пилотов. Успели выпустить 50...60 таких планеров.
Флот также планировал выпускать моторный вариант планера MXY9 «Syuka»
(«осенний огонь») с силовой установкой из компрессионного двигателя тягой
в 200 кгс. Hо этот вариант к моменту поражения Японии не был готов.
Для более тщательного
изучения управляемости будущего перехватчика при полной нагрузке Mitsubishi
первые два J8M1 выполнила в планерном варианте с балластом вместо
двигателя и топлива. В первый безмоторный полет
J8M1 был поднят
на буксире за B6N1 08.01.1945. Полеты подтвердили
правильность выбранных решений и открыли «зеленый свет» созданию «морского
экспериментального ракетного перехватчика»
J8M1 и «армейского экспериментального
ракетного перехватчика»
Ki.200. Первый опытный флотский самолет
был выпущен заводом в Hагойе в июне 1945 года и переведен для наземных
испытаний в Йококу. 07.07.1945
J8M1 впервые поднялся в воздух, но
почти сразу после отрыва, на крутом наборе высоты двигатель отказал, самолет
был разбит, а его пилот Тоехико Инузука погиб.
Для решения возникших
проблем на шестом и седьмом опытных самолетах срочно переделывалась топливная
система, но до конца боевых действий не был еще облетан ни один J8M1
или Ki.200. К концу войны уже готовилось серийное производство самолетов.
Hа Mitsubishi, Nissan и Fuji готовились сборочные линии для двух вариантов
истребителя:
J8M1 вооружался двумя 30-мм пушками «тип 5»,
а J8M1 KAI вместо одной из пушек должен был получить дополнительный
топливный бак. В Рикугуне армейскими специалистами разрабатывался увеличенный
вариант
Ki.200 – Ki.202, имевший больший запас топлива, который
и должен был стать основным вариантом армейского перехватчика. |