ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП |
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы. |
F4F
«Wildcat» |
||
|
Опытный образец XF2A-1
компании «Brewster Aeronautical Corporation» стал первым истребителем-монопланом,
принятым на вооружение. Флотом США, однако, был сделан заказ и на опытный
образец биплана компании Grumman, получившего обозначение XF4F-1.
Более тщательное изучение
потенциальных летных характеристик самолета по проекту компании Brewster
и факт, что ранее созданные бипланы компании
Grumman F3F
начинали показывать хорошие летные данные, привели к тому, что вскоре разработка
опытного образца биплана была прекращена и началось проектирование альтернативного
моноплана Grumman G-18. После рассмотрения этого предложения ВМФ
США 28.07.1936 заказал один опытный самолет под обозначением
XF4F-2.
Самолет XF4F-2,
совершивший первый полет 02.09.1937, был оснащен двигателем Pratt-Whitney
R-1830-66 «Twin Wаsp» мощностью 1050
л.с. и был способен развить
максимальную скорость 467 км/час. в начале 1938 года при сравнительной
оценке этот цельнометаллический свободнонесущий среднеплан и убирающимся
трехопорным шасси с хвостовым колесом доказал, что он летает быстрее, чем
опытный самолет компании Brewster. Скорость была его главным преимуществом,
но по некоторым другим параметрам он проигрывал, что привело 11.06.1938
к выдаче заказа на серийные самолеты XF2A-1 компании Brewster.
Компания
Grumman произвела большие изменения в конструкции, прежде чем опытный образец
G-36 снова поднялся в воздух в марте 1939 года под обозначением
XF4F-3. Установка более мощного варианта двигателя XR-1830-76 «Twin
Wаsp» с двухступенчатым нагнетателем, увеличение размаха и площади крыла,
перепроектированное хвостовое оперение, в котором горизонтальное оперение
было передвинуто вверх по измененному по профилю килю, позволили самолету
XF4F-3 хорошо слушаться управления и иметь хорошую маневренность.
Его максимальная скорость на высоте 6490 м составила 539 км/час.
Получив такие летные данные, ВМФ США 08.08.1939 без колебаний заказал 78
серийных самолетов F4F-3.
Компания Grumman предложила
новый проект самолета G-36A на экспорт и получила контракты на 81
самолет от правительства Франции и 30 самолетов – от Греции. Первый из
этих самолетов, предназначенный для французских ВВС и оснащенный звездообразным
поршневым двигателем Wright R-1820 «Cyclone» мощностью 1000 л.с.,
совершил первый полет 27.07.1940, но к этому времени Франция уже была разгромлена.
Эту партию решила закупить Великобритания, увеличив заказ до 90 машин.
Первый из этих самолетов был поставлен в июле 1940 года (первые пять самолетов
были отправлены в Канаду) и получил обозначение «Martlet» Mk.I («стриж»).
Последующие варианты самолетов компании Grumman, построенные для военно-морской
авиации Великобритании, включали: самолеты «Martlet» Mk.II c двигателем
«Twin Wаsp» и складывающимся крылом; 10 самолетов F4F-4A и изготовленные
по контракту с Грецией самолеты G-36A, обозначенные «Martlet» Mk.III;
взятые в аренду по договору ленд-лиза самолеты F4F-4B с двигателем
Wright GR-1820 «Cyclone», переименованные в «Martlet» Mk.IV». В январе
1944 года они все получили новое обозначение «Wildcat» («рысь»), но сохранили
свои отличительные номера моделей.
Первый самолет F4F-3
поднялся в воздух 20.08.1940. 95 самолетов F4F-3A, заказанных Флотом
США, были оснащены двигателем R-1830-90 с одноступенчатым нагнетателем.
Опытный самолет XF4F-4 поднялся в воздух в мае 1941 года. Он имел
броневую защиту, топливные баки из самозатягивающейся резины, складывающееся
крыло и был вооружен шестью пулеметами. Поставки серийных истребителей
F4F-4 «Wildcat» начались в ноябре 1941 года. Заключительным серийным
вариантом стал дальнерейсовый разведывательный самолет F4F-7 с увеличенным
запасом топлива, фотоаппаратурой в нижней части фюзеляжа и со снятым вооружением.
Было построено 20 самолетов F4F-7. Затем компания Grumman выпустила
еще 100 машин F4F-3 и два опытных образца XF4F-8.
В связи с необходимостью
сосредоточиться на разработке и серийном производстве более совершенного
самолета F6F «Hellcat» («ведьма») компания
Grumman заключила сделку с «General Motors Corp.» на продолжение серийного
выпуска самолетов F4F-4 «Wildcat» под обозначением
FM-1.
Их серийное производство началось 18.04.1942 в отделении «Eastern Aircraft
Division» компании General Motors. Первый самолет FM-1 поднялся
в воздух 31.08.1942. Серийный выпуск составил 1151 самолет, 312 из которых
были отправлены в Великобританию под обозначением «Martlet Mk.V» (позднее
«Wildcat Mk.V»). В то же время компания General Motors работала над усовершенствованным
вариантом, обозначенным FM-2, который был серийным вариантом двух
опытных самолетов Grumman XF4F-8. Его главными отличиями были установка
звездообразного поршневого двигателя Wright R-1820-56 «Cyclone 9» мощностью
1350 л.с., что повлекло за собой увеличение площади киля для сохранения
хорошей путевой устойчивости при более мощном двигателе, а также снижение
до минимума массы конструкции планера. Компанией General Motors было построено
4777 самолетов FM-2, 370 из которых отправлено
в Великобританию. Там они состояли на вооружении военно-морской авиации
и имели обозначение «Wildcat» Mk.VI.
Год принятия на
вооружение
Размах крыла, м Длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого / взлетная , кг Двигатель Максимальная скорость, км/час Крейсерская скорость, км/час Практическая дальность, км Практический потолок, м Экипаж Вооружение |
1939
11,58 8,83 3,58 24,15 2673 / 3616 R-1830-36 Twin Wasp (1200 л.с.) 512 249 1239 10600 1 шесть 12,7-мм пулеметов; две 45-кг бомбы |
|