ДБ-3 (ДБ-33Б,
ЦКБ-30) – дальний бомбардировщик. Опытный экземпляр назывался ЦКБ-30,
другой номер ДБ-3 сохранялся в 1936...38 годах. С 1938 года самолеты
выпуска 1936 года для отличия от последующих модификаций стали называть
ДБ-3Б.
О конструкции самолета
ДБ-3Б
следует сказать несколько подробнее, так как она явилась своего рода венцом
развития структурных форм и элементов, принятых у нас в период, предшествовавший
внедрению плазово-шаблонного метода производства самолетов. В ДБ-3
этот метод невозможно было применить, поскольку лонжероны его крыла делались
из труб, а нервюры и шпангоуты – из U-образных профилей с малковкой их
обеих полок. По конструкции ДБ-3 имел некоторое сходство с СБ,
но трубы в лонжеронах были из стали с толщиной стенок до 4 мм на
сварке и клепке. Ферменные лонжероны консолей крыла состояли из четырех
частей каждый. Они соединялись в целый лонжерон заклепками, входившим одна
в другую телескопически. Нервюры крыла ферменные: полки – U-профили, раскосы
– трубы 20ґ18
мм
на кницах. Под обшивкой крыла и фюзеляжа шли стрингеры меньшей высоты,
проходившие сквозь полки нервюр и шпангоуты. И тут дело не обходилось без
прокладок, поскольку точность изготовления нервюр в тогдашних деревянных
нервюрах не всегда была на высоте. Полки нервюр крепились к лонжеронам
посредством сварных узлов. Вся клепка каркаса крыла была внутренней. Крыло
было конструктивно сложным, очень трудоемким, однако прочным и достаточно
легким. Трудоемкость снизилась только в ДБ-3Ф
(Ил-4) при коренном изменении всей конструкции. Фюзеляж был
по конструкции проще крыла, в нем не было лонжеронов из стали. Узловые
шпангоуты были коробчатые, как и рамы жесткости под фонарь, турель, люки,
места подвески бомб и др. Толщина обшивки крыла и фюзеляжа почти везде
0,6 мм, рулей – 0,4 мм. Вся клепка, кроме больших узлов –
на дуралюминовых заклепках с полукруглой головкой. Преобладали диаметры
3 мм и 2,6 мм по обшивке и каркасу. Стальные заклепки и мягкие
применялись диаметром до 6 мм.
Полетная масса опытного
образца составила 6250 кг. Масса пустого самолета без вооружения
и съемного оборудования была сначала около 4200 кг. Постепенно масса
возрастала по мере усложнения оборудования, а также вследствие конструктивных
усилений и производственных утяжелений. В поздних серийных, уже ремонтированных
экземплярах, она дошла до 5270 кг, а полетная перегрузочная масса
в разных вариантах нагрузки доходила до 9700 кг. Вооружение: три
пулемета ШКАС, иногда пушка ШВАК в носовой установке, позднее – ШКАС (300
патронов). Экипаж – три человека. На сиденье летчика – 9-мм бронеспинка.
Бомбовая нагрузка – в нескольких вариантах – от 1000 кг до 2500
кг. На испытаниях ЦКБ-30 показал скорость 335 км/час
у земли и до 415 км/час на высоте 4800 м. Дальность полета
– 4200 км.
Самолет под маркой ДБ-3Б
был принят к серийному производству. Летчик В.К. Коккинаки и штурман А.М.
Бряндинский в июне 1938 года выполнили на ДБ-3 беспосадочный перелет
по маршруту Москва – Спасск-Дальний. Расстояние в 7580 км самолет
прошел за 24 час 36 мин со средней скоростью 317 км/час.
В конце апреля 1939 года на такой же машине В. К. Коккинаки со штурманом
М. X. Гордиенко пролетели без посадки из Москвы в США. Средняя скорость
по маршруту протяженностью почти 8 тыс. км достигала 348 км/час.
В предвоенные годы заводы
построили несколько тысяч самолетов ДБ-3 и его вариантов, в том
числе торпедоносного для авиации Военно-Морского Флота. Несмотря на то,
что он был принят к серийной постройке еще в 1936 году, в предвоенный период
это был еще вполне современный бомбардировщик, не уступавший по главным
показателям основному дальнему бомбардировщику гитлеровской Германии He.111
и имевший определенные резервы дальнейшего совершенствования. Такая ситуация
сложилась благодаря тому, что разработка проекта ДБ-3 была основана
на новых для того времени технических концепциях, заключавшихся, в частности,
в использовании крыла с большей нагрузкой на площадь в сравнении с современными
ему самолетами аналогичного назначения. В результате ДБ-3 при значительно
меньших размерах и весе имел существенно большую скорость полета.
В период Великой Отечественной
войны авиационные части, вооруженные самолетами ДБ-3Ф, получившими
затем название Ил-4, действуя в основном ночью, наносили по врагу
мощные бомбовые удары. |