Принятый
в 1937 году на вооружение перспективный дальний бомбардировщик ДБ-3
к началу сороковых годов требовал модернизации. Конструкторский коллектив
Ильюшина, продолжая добиваться повышения летно-технических качеств самолета,
последовательно создал ряд улучшенных вариантов машины – ДБ-3М и
ДБ-3Ф.
По размерам, контурам крыла, оперения и всей хвостовой части фюзеляжа этот
вариант совпадал с ДБ-3, но кабина штурмана стала «остроносой»,
с большими поверхностями остекления. Взамен прежней поворотной установки
с пулеметом ШКАС в ней установили крупнокалиберный пулемет. Кроме того,
добавили новую огневую точку под хвостом фюзеляжа.
Серьезные изменения были
внесены в конструкцию самолета: все трубы в лонжеронах крыла заменили профилями
– таврами и угольниками; закрытые профили нервюр и шпангоутов – угольниками
и отбортовками листов, устранили внутреннюю клепку в трубах. Нововведения
позволили упростить технологию в соответствии с плазово-шаблонным более
производительным методом производства. Благодаря этому заводы сравнительно
быстро освоили производство нового варианта машины и в течение 1940...44
годов построили более 5 тыс. самолетов ДБ-3Ф, получивших в марте
1942 года название Ил-4. Двигатели ставились М-88Б, пробовались
М-82, М-89, М-90 (в серии не строились).
В годы Великой Отечественной
войны
Ил-4 был основным бомбардировщиком авиации дальнего действия
(АДД) и авиации Военно-Морского Флота. На этих самолетах морские летчики
07.08.1941 нанесли первый бомбовый удар по столице фашистской Германии.
Скорость серийных Ил-4 с двумя двигателями М-88Б взлетной мощностью
в 1100 л.с. достигала 344 км/час у земли и 445 км/час
на высоте 6 тыс. м, потолок – до 9400
м. Дальность
полета менялась в зависимости от боевой нагрузки (нормальная – 1 т, максимальная
до 3 т). При крейсерской скорости в 340
км/час с боевой нагрузкой в 1000 кг она достигала 3600 км,
с 500 кг бомб до 4000 км. Максимальный взлетный вес самолета
– около 10 т, вес пустого – 5500 кг.
|