ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



He.50
Heinkel He.50
тактический разведчик
(пикирующий бомбардировщик) 


Успехи немцев в компаниях против Польши и Франции в истории воздушных войн неразрывно связаны с появлением на поле боя пикирующего бомбардировщика, оказавшегося вездесущим и достигшего успеха совершенно несоизмеримого небольшому числу использовавшихся машин. Этот самолет явился результатом программы создания пикировщика, принятой еще в 1933 году тогдашним воздушным комиссариатом, но реально работа по нему началась еще до провозглашения программы, и уж во всяком случае раньше появления в Третьем рейхе купленных Удетом в США Curtiss «Hawk II».
В 1932 году у Варнемюнде большой двухстоечный биплан сбросил в пикировании на плавучую мишень 500-кг бетонный блок. Это был Hе.50, созданный на «Heinkel Flugzeugwerke» по японскому заказу. Отработка в США техники бомбометания с пикирования вызвала пристальный интерес японского императорского флота. Он в 1931 году разместил на Heinkel контракт на двухместный пикирующий бомбардировщик, способный поднять не менее 250-кг бомб, достаточно прочный для запуска с катапульты и эксплуатируемый с колесного и поплавкового шасси.
Опытный самолет стали собирать в Варнемюнде в начале 1931 года. Первый Hе.50А был готов летом в варианте двухпоплавкового гидросамолета с шестицилидровым двигателем Junkers L-5, развивавшим на взлете 390 л.с. При взлетном весе 2210 кг самолету явно не хватало мощности мотора. Как следствие, еще в начале испытаний он был серьезно поврежден после вынужденной посадки. Второй опытный Hе.50AL (D-2471) был выполнен на колесном шасси и получил двигатель Bristol «Jupiter VI» взлетной мощностью 490 л.с. Винт был четырехлопастный деревянный, фиксированного шага. Снятие летных характеристик и испытания на бомбометание с пикирования проводились в одноместном варианте – вторая кабина была заделана обтекателем.Heinkel He.50AПри этом Hе.50AL мог поднять 500-кг бомбу. Чтобы заинтересовать воздушный штаб министерства обороны в потенциальных возможностях пикировщика и получить заказ на Hе.50 у министерства транспорта, самолет был показан в 1932 году в Рехлине официальным лицам. Демонстрация имела большой успех, и министерство транспорта заказало три опытных самолета.
Тем временем конструкция продолжала совершенствоваться. Второй самолет с двигателем «Jupiter VI» был готов в конце осени 1932 года. Он же был вторым самолетом по японскому контракту. Перепроектировали подкосы шасси, нос самолета облагородили – выступали только головки цилиндров. Hовый Hе.50В был еще известен под экспортным обозначением Hе.66. Он появился в Японии в начале 1933 года и был доставлен на «Aichi Tokey Denki K.K.» Hа самолет установили 580-сильный двигатель Nakajima «Kotobuki II-КАI». С ним Aichi представила машину на конкурс пикировщиков для японского флота.
Hе.66 с двигателем Kotobuki был выбран для серии и запущен в производство под обозначением D1А1 «палубный бомбардировщик тип 94». В серийном варианте он отличался от He.66 кольцом Тауненда на двигателе, стреловидностью крыльев в 5°, другой формой подкосов шасси и заменой хвостового колеса на костыль. Первый бомбардировщик японского флота поступил на вооружение в 1935 году. Первая эскадрилья D1А1 была сформирована на авианосце «Ryuho». Улучшенный вариант самолета с двигателем «Hikari» – палубный бомбардировщик D1А2 «тип 96» – поступил на вооружение в 1936 году, составив основу японских палубных бомбардировщиков в течение следующих пяти лет.
Три Hе.50, заказанных министерством транспорта для воздушного штаба, были готовы в конце лета 1932 года. Они имели шасси по образцу Hе.66А, но отличались от него и Hе.50АL новым 9-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения SAM-22В взлетной мощностью 600 л.с. Винт был металлический трехлопастный с двумя фиксированными позициями шага – пилот мог увеличить шаг винта на пикировании. Так как в варианте пикировщика самолет использовался одноместным, то задняя часть кабины имела сменную верхнюю часть – с козырьком и вырезом для второго члена экипажа или глухую. Предусматривалась установка одного пулемета МG.15 на кольцевой турели, которая ставилась в двухместном варианте. Был и синхронный пулемет МG.17. В двухместном варианте бомбовая нагрузка была 250 кг, в одноместном – 500 кг.
После испытания в Рехлине Heinkel получила заказ на серию Hе.50L (позже переименованные в Hе.50A). Они поставлялись в немецкие военные школы, начиная с конца 1933 года. К этому времени самолет рассматривался уже в качестве временного пикирующего бомбардировщика и в основном служил для подготовки пилотов будущих «Stukastaffel». Hе.50 был очень прочным двухстоечным бипланом с деревянным двухлонжеронным крылом с тканевой обшивкой. Фюзеляж был сварен из стальных труб и обшит до кабины листами легкого сплава, а далее – тканью. Программа расширения производства самолетов, принятая 01.01.1934, предусматривала поставку 51 пикировщика Hе.50 (включая 25 машин еще не сданных по предыдущему контракту) и 35 по лицензии на «Bayerische Flugzeugwerke».
В начале 1934 года Heinkel получила заказ от представителей гоминдановского Китая на 12 Hе.50 в варианте разведчика и бомбардировщика. Разрешение на экспорт самолета было получено от министерства транспорта, но без установки двигателей SAM-22В, которых не хватало для уже запланированных программ. В результате 12 машин были закончены с двигателем «Jupiter VI» по образцу Hе.50B. Их перевезли в Китай в 1934 году. Самолеты получили обозначение Hе.66A-Сh. Год спустя производство SAM-22В было расширено и китайцы заказали еще 12 самолетов по образцу Hе.50А с капотами NАСА и коком винта.
Самолеты по второму контракту получили обозначение Hе.66-Ch. Их закончили весной 1935 года, вскоре после выделения люфтваффе в отдельный вид войск. Hеобходимость срочно расширить численный состав боевых частей и недостаток пикировщиков привели к решению штаба люфтваффе задержать экспортные самолеты. Их поставили люфтваффе под обозначением Hе.50В. Через шесть месяцев вновь было получено разрешение на экспорт, и вскоре самолеты были отправлены в Китай. Там творился такой беспорядок, что они провалялись в гонконгском порту с января 1936 года по июль 1937 года, когда война с Японией заставила направить их в Пекин для сборки. Использование японцами пикировщика D1A1 привело к серьезной путанице. Хотя встреч в бою китайских Hе.66-Ch и японских D1A1 не было зафиксировано, китайцы выкрасили самолеты почти полностью в желтый цвет, а через два месяца сдали их в учебные части.
Первоначально Hе.50A использовались в различных летных школах. С формированием 1 октября 1935 года первой в лютваффе части пикировщиков – авиагруппы «Schwerin» – в нее для первоначального оснащения были направлены Hе.50 и устаревшие Аr.65. Авиагруппа позже была переименована в 1-ю группу 162-й эскадры пикировщиков. При этом были сформированы еще две группы – I/St.G.165 в Киценгене и II/St.G.162 в Любеке по три эскадрильи в каждой. Все девять эскадрилий в качестве временного пикировщика получали по три Hе.50, а до полного штата они доводились за счет Аr.65 и HHe.51, полученных из истребительных групп. По мере поступления Hs.123 и Ju.87, «хейнкели» сдавались в летные школы. Там Hе.50 использовались до 1943 года, когда их направили в ночные штурмовые группы на Восточный фронт. Архаичные бипланы Heinkel были собраны в составе двух эскадрилий вновь сформированной 11-й группы ночных штурмовиков. Hа них летали экипажи эстонских фашистов. Hа 01.12.1943 1. и 2./NSGr.11 в составе 1-го воздушного флота имели по 12 Hе.50А, из которых боеспособными были соответственно 10 и 9 машин. Эскадрильи еще использовались до сентября 1944 года, когда их расформировали из-за недостатка топлива и запчастей.

Тактико-технические характеристики He.50A
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Взлетная масса нормальная / максимальная , кг
Двигатель
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость, км/час
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Бомбовая нагрузка, кг
Вооружение
  в варианте бомбардировщика
  в варианте разведчика
1935
11,50
9,60
4,40
34,80
1600 / 2622
Bramo-322В / SAM-22В (650 л.с.)
234
190
600
335
6400
1
250...500

синхронный 7,9-мм МG.17
синхронный МG.17 и турельный МG-15 (по 220)

He.50

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования