ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.


Аренда авто в праге ответы аренда авто.
ДБ-3
(ЦКБ-30) 
ДБ-3 на музейной стоянке
дальний бомбардировщик


ДБ-3 (ДБ-33Б, ЦКБ-30) – дальний бомбардировщик. Опытный экземпляр назывался ЦКБ-30, другой номер ДБ-3 сохранялся в 1936...38 годах. С 1938 года самолеты выпуска 1936 года для отличия от последующих модификаций стали называть ДБ-3Б.
О конструкции самолета ДБ-3Б следует сказать несколько подробнее, так как она явилась своего рода венцом развития структурных форм и элементов, принятых у нас в период, предшествовавший внедрению плазово-шаблонного метода производства самолетов. В ДБ-3 этот метод невозможно было применить, поскольку лонжероны его крыла делались из труб, а нервюры и шпангоуты – из U-образных профилей с малковкой их обеих полок. По конструкции ДБ-3 имел некоторое сходство с СБ, но трубы в лонжеронах были из стали с толщиной стенок до 4 мм на сварке и клепке. Ферменные лонжероны консолей крыла состояли из четырех частей каждый. Они соединялись в целый лонжерон заклепками, входившим одна в другую телескопически. Нервюры крыла ферменные: полки – U-профили, раскосы – трубы 20ґ18 мм на кницах. Под обшивкой крыла и фюзеляжа шли стрингеры меньшей высоты, проходившие сквозь полки нервюр и шпангоуты. И тут дело не обходилось без прокладок, поскольку точность изготовления нервюр в тогдашних деревянных нервюрах не всегда была на высоте. Полки нервюр крепились к лонжеронам посредством сварных узлов. Вся клепка каркаса крыла была внутренней. Крыло было конструктивно сложным, очень трудоемким, однако прочным и достаточно легким. Трудоемкость снизилась только в ДБ-3Ф (Ил-4) при коренном изменении всей конструкции. Фюзеляж был по конструкции проще крыла, в нем не было лонжеронов из стали. Узловые шпангоуты были коробчатые, как и рамы жесткости под фонарь, турель, люки, места подвески бомб и др. Толщина обшивки крыла и фюзеляжа почти везде 0,6 мм, рулей – 0,4 мм. Вся клепка, кроме больших узлов – на дуралюминовых заклепках с полукруглой головкой. Преобладали диаметры 3 мм и 2,6 мм по обшивке и каркасу. Стальные заклепки и мягкие применялись диаметром до 6 мм.ДБ-3 в варианте торпедоносца
Полетная масса опытного образца составила 6250 кг. Масса пустого самолета без вооружения и съемного оборудования была сначала около 4200 кг. Постепенно масса возрастала по мере усложнения оборудования, а также вследствие конструктивных усилений и производственных утяжелений. В поздних серийных, уже ремонтированных экземплярах, она дошла до 5270 кг, а полетная перегрузочная масса в разных вариантах нагрузки доходила до 9700 кг. Вооружение: три пулемета ШКАС, иногда пушка ШВАК в носовой установке, позднее – ШКАС (300 патронов). Экипаж – три человека. На сиденье летчика – 9-мм бронеспинка. Бомбовая нагрузка – в нескольких вариантах – от 1000 кг до 2500 кг. На испытаниях ЦКБ-30 показал скорость 335 км/час у земли и до 415 км/час на высоте 4800 м. Дальность полета – 4200 км.
Самолет под маркой ДБ-3Б был принят к серийному производству. Летчик В.К. Коккинаки и штурман А.М. Бряндинский в июне 1938 года выполнили на ДБ-3 беспосадочный перелет по маршруту Москва – Спасск-Дальний. Расстояние в 7580 км самолет прошел за 24 час 36 мин со средней скоростью 317 км/час. В конце апреля 1939 года на такой же машине В. К. Коккинаки со штурманом М. X. Гордиенко пролетели без посадки из Москвы в США. Средняя скорость по маршруту протяженностью почти 8 тыс. км достигала 348 км/час.
В предвоенные годы заводы построили несколько тысяч самолетов ДБ-3 и его вариантов, в том числе торпедоносного для авиации Военно-Морского Флота. Несмотря на то, что он был принят к серийной постройке еще в 1936 году, в предвоенный период это был еще вполне современный бомбардировщик, не уступавший по главным показателям основному дальнему бомбардировщику гитлеровской Германии He.111 и имевший определенные резервы дальнейшего совершенствования. Такая ситуация сложилась благодаря тому, что разработка проекта ДБ-3 была основана на новых для того времени технических концепциях, заключавшихся, в частности, в использовании крыла с большей нагрузкой на площадь в сравнении с современными ему самолетами аналогичного назначения. В результате ДБ-3 при значительно меньших размерах и весе имел существенно большую скорость полета.
В период Великой Отечественной войны авиационные части, вооруженные самолетами ДБ-3Ф, получившими затем название Ил-4, действуя в основном ночью, наносили по врагу мощные бомбовые удары.

Тактико-технические характеристики ДБ-3Б
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатели
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость, км/час
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж
Бомбовая нагрузка, кг
Вооружение
1936
21,44
14,22
4,19
65,50
5270 / 9500
два М-87А (950 л.с.)
439
400
3800
9300
3
2500
три 7,62-мм пулемета ШКАС

ДБ-3А


ДБ-3Т 

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования