Самолет Avro «Anson» добился
одного из самых длительных периодов серийного производства среди всех британских
самолетов с 1934 года до 15.05.1952, когда последний «Anson» Т.21
завершил свои приемные испытания. Истоки его долгожительства лежат в тактико-технических
требованиях авиакомпании «Imperal Airways», посланных компании «A.V. Roe»
в апреле 1933 года. Самолет должен был перевозить четырех пассажиров на
расстояние свыше 676 км с крейсерской скоростью более 210 км/час.
Другими требованиями были скорость сваливания не более 97 км/час,
а также способность удерживаться на высоте 610 м при одном работающем
двигателе.
В августе 1933 года коллектив
проектировщиков под руководством Роя Чэдвика подготовил проект самолета,
который получил обозначение Avro 652 и представлял собой низкоплан
с убирающимся шасси, оснащенный двумя двигателями Armstrong-Siddеley «Cheetah
V», и общим весом 2948 кг. Изменения
в технических требованиях привели к появлению модификаций с общим весом,
увеличенным до 3470 кг. Заказ на два самолета Avro 652 был
сделан в апреле 1934 года, а первый полет состоялся 07.01.1935.
07.05.1934 Министерство
авиации Великобритании уведомило компанию «A.V. Roe» о требованиях к двухмоторному
сухопутному самолету для применения его в качестве берегового разведчика
и затребовал информацию о возможности адаптации уже существующих проектов.
Новая разработка была обозначена как Avro 652A. Контракт Министерства
авиации требовал поставки военного варианта в марте 1935 года. Внешние
изменения включали в себя прямоугольные, а не круглые, как в модели
652, окна и наличие турели Armstrong-Whitworth с одним пулеметом Lewis
в верхней части фюзеляжа.
Самолет впервые поднялся
в воздух 24.03.1935. После незначительных изменений хвостового оперения
и рулей машина была передана испытательному подразделению береговой охраны
для сравнительных полетов совместно с самолетом DH.89M. Превосходная
дальность и большая продолжительность полета Avro 652А позволили
ему победить в этом соревновании. Серийный самолет, обозначенный как Anson
Мк.I, поднялся в воздух 31.12.1935.
Двадцать одна эскадрилья
береговой охраны использовала самолеты «Anson», в основном как разведывательные
и поисково-спасательные. Последовали дальнейшие заказы ВВС Великобритании,
а также экспортные контракты, которые включали в себя поставку самолетов
для Австралии, Египта, Ирландии, Эстонии, Финляндии и Греции. К началу
войны в сентябре 1939 года было произведено почти 1000 самолетов. Многие
из них во время войны использовались для обучения пилотов. В этом качестве
машины также оказались очень популярны.
Хотя компания «A.V. Roe» намеревалась выпустить первую учебную версию к
ноябрю 1936 году, была некоторая задержка перед первым выпуском самолетов
«Anson-Trainer», с двойным управлением и с закрылками, которые сделали
их более привлекательными. Всего было произведено 6742 самолета модели
Мк.I, из которых 3935 были построены в Вудфорде, а остальные в Йедоне.
18.12.1939 был учрежден
Британский государственный план авиационной подготовки, и самолет «Anson»
был выбран стандартным учебным самолетом. В Британии был размещен серийный
заказ, безмоторные планеры отправлялись на судах в Канаду, где по прибытии
их оснащали радиальными двигателями Jacobs L- 6МВ или Wright «Whirlwind»
R-975-Е3. Эти самолеты были обозначены как «Anson III», а позднее «Anson
IV». Самолеты модели Мk.III были позднее модифицированы постановкой гидравлического
привода для уборки-выпуска закрылков и шасси. Те британские планеры, которые
имели турели, после поставки сохраняли их, хотя большинство Anson, применявшихся
в Канаде, не были ими оборудованы. После поставки 223 планеров производство
было начато в Канаде.
Первый вариант самолета,
полностью произведенный в Канаде, назывался «Anson» Мk.II с двигателями
Jacobs, с носом, сделанным по шаблону из клееной фанеры, и гидроприводом
для уборки-выпуска закрылков и шасси. Первый из них поднялся в воздух 21.08.1941,
а всего было выпущено 1832 самолета, 50 из которых поступили в качестве
учебных в ВВС США под обозначением АТ-20. Использование выклеивания
фанеры по шаблонам привело в Мk.II к тому, что этот материал стал использоваться
для обшивки всего фюзеляжа, в котором прежняя «теплица» – квадратные иллюминаторы
– уступили место круглым. С этими традиционными компонентами фюзеляжа получился
самолет «Anson V», оборудованный двигателями Pratt-Whitney R-985-AN-12В
мощностью 450 л.с. и рассчитанный на пять курсантов вместо трех,
как в ранних версиях.
Навигационный тренажер-самолет
Мk.V был построен в количестве 1050 единиц, а в 1943 году был выпущен единственный
экземпляр для обучения воздушных стрелков, с надфюзеляжной турелью Bristol
В1 Мk.VI.
Обозначения «Anson VII»,
«Anson VIII» и «Anson IX» были зарезервированы для канадских версий. Последующие
модели были разработаны и произведены в Британии, начиная с самолета «Anson
X». Это был Мk.I с усиленным полом кабины для грузопассажирских перевозок,
который применялся авиакомпанией «Air Transport Auxiliary» в качестве самолета
связи. Он оснащался двигателями «Cheetah IX» мощностью 350 л.с.,
как и поздние выпуски Мk.I, и убирающимся шасси с ручным приводом, но гофрированный
капот был заменен на гладкий, подобный тому, который использовался на двух
Avro 652. Общий вес увеличился до 4286 кг, и 103 самолета
этой версии были построены в Йедоне.
Поднятие крыши, для обеспечения
большей высоты в кабине для пассажиров, привело к появлению самолетов «Anson
XI» и «Anson XII», у которых устанавливался гидропривод для уборки-выпуска
шасси, и три больших квадратных окна на каждой стороне. «Anson XI» был
оснащен двигателями «Cheetah XIX» мощностью 395 л.с., приводящими
во вращение металлические воздушные винты фиксированного шага Fairey-Reed,
а самолет Мk.XII – двигателями «Cheetah XV», мощностью 420 л.с.
с винтами Rotol изменяемого шага. Позднее Мk.XII стали обснащаться цельнометаллическими
крыльями, вместо традиционных деревянных. Были выпущены санитарные варианты
обеих моделей самолетов, их первые полеты состоялись соответственно 30.07.1944
и 27.11.1944. В Йедоне выпустили 91 самолет Мk.XI и 254 самолет Мk.XII.
Предполагалось, что самолеты
«Anson XIII» и «Anson XIV» будут использоваться для обучения воздушных
стрелков и оснащаться двигателями «Cheetah XI» или «Cheetah XIX», и только
«Cheetah XIX» соответственно, но они, также как и самолеты «Anson XV» и
«Anson XVI», которые должны были стать учебными самолетами по навигации
и бомбометанию, так и не выпускались серийно. Обозначение «Anson XVII»
не использовалось.
В начале 1945 года компания
выпустила модель Мk.XI, в соответствии с требованиями Брабазонского комитета
по гражданским самолетам; этот самолет был назван Avro «Nineteen». Он стал
обслуживать внутренние британские маршруты. Тот же самый самолет в составе
ВВС Великобритании был назван «Anson» С.19. 264 такие машины были
построены в промежутке 1945...47 годов. Двадцать самолетов были переделаны
из Мk.XII и 158 относились к самолетам «2 серии» с металлическими крыльями
и хвостовым оперением. Вновь было открыто серийное производство в Вудфорде,
где произведено три самолета «серии 1» и 167 машин «серии 2», в то время
как в Йедоне было построено 137 самолетов «серии 1» и 18 – «серии 2». Двенадцать
специально оборудованных самолетов Avro Mk.19, предназначенные для полицейского
патрулирования, связи и воздушного наблюдения и обозначенные как Avro Mk.18,
были заказаны ВВС Афганистана. Еще 13 самолетов «Anson» Mk.18С с двигателями
«Cheetah XV» заказало индийское правительство для обучения гражданских
экипажей.
Самолет «Anson» Т.20 был
разработан из «Anson» Mk.19 «серии 2» и предназначался для эксплуатации
в Южной Родезии в качестве учебно-тренировочного самолета для обучения
навигации и бомбометанию. Он имел прозрачный нос для оператора бомбометания
и держатели для подвески 16 учебных бомб под фюзеляжем и крыльями. Первый
полет этого самолета состоялся 05.08.1947. Были изготовлены 59 моделей
Т.20.
Несколько другим требованиям
отвечал «Anson» Т.21 – тренировочный самолет для обучения по навигации,
у которого не было прозрачного носа и бомбодержателей, как у Т.20, но во
всем остальном он был ему подобен. Вслед за полетом опытного самолета 06.02.1946,
завод в Йедоне построил 252 самолета. Т.21 оказался не последним вариантом;
был еще немного отличающийся от него Т.22. Всего построено 44 этих самолетов,
а опытная машина совершила свой первый полет 21.06.1948.
Долгая летная служба самолетов
«Anson» официально закончилась 28.06.1948, но многие из них продолжали
эксплуатироваться и в 50-х годах. |