Самолет Bell P-39
«Airacobra» был самым уникальным среди истребителей Армии США времен Второй
мировой войны благодаря своей силовой установке и шасси с носовой стойкой.
Он также считался истребителем с большой огневой мощью. В начале 1935 года
корпорация «Bell Aircraft Corporation» приступила к созданию истребителя,
вооруженного 37-мм пушкой T9 «American Armament Corp.», стрелявшей
через втулку воздушного винта, и двумя синхронизированными пулеметами калибра
12,7 мм, установленными в носовой части фюзеляжа. Чтобы разместить
пушку, двигатель пришлось установить внутри фюзеляжа над задней частью
центроплана низкорасположенного крыла. Воздушный винт приводился в движение
с помощью длинного вала, проходившего под полом кабины пилота.
Такая
компоновка самолета вызвала необходимость использования шасси с носовой
стойкой, для размещения которого требовалось соответствующее пространство
в носовой части фюзеляжа. 07.10.1937 фирма Bell получила заказ на опытный
экземпляр самолета Bell XP-39 (Mod.12), который совершил
свой первый полет 06.04.1938. После интенсивных испытаний были заказаны
еще 12 предсерийных самолетов YP-39 и один экземпляр YP-39A
без турбонагнетателя для двигателя Allison V-1710. Национальный консультативный
комитет США по аэронавтике провел собственные исследования этого самолета
и рекомендовал внести изменения. Они заключались в оборудовании главных
стоек шасси обтекателями (в выпущенном положении), использовании низкопрофильного
фонаря кабины, переносе в другое место воздухозаборников двигателя и охлаждающих
радиаторов, а также в удалении турбонагнетателя. Первый модифицированный
экземпляр
XP-39B был испытан и продемонстрировал возросшие летные
характеристики. Тринадцать предсерийных машин YP-39 были оснащены
двумя дополнительными пулеметами калибра 7,62 мм, установленными
в носовой части фюзеляжа.
10.08.1939 был заключен
контракт на серийное производство 80 новых истребителей первоначально.
Первые 20 машин, укомплектованные в соответствии со стандартом
XP-39B,
были названы P-39C (Mod.13). Оставшиеся 60 самолетов были
оснащены еще двумя пулеметами калибра 7,62 мм, протектированными
топливными баками и подфюзеляжным узлом для подвески бомбы массой 227 кг
или сбрасываемого топливного бака объемом 284 л. Самолет с такими
изменениями получил обозначение P-39D (Mod.15). Заказ на
369 самолетов P-39D поступил в сентябре 1940 года, и семь месяцев
спустя начались их первые поставки. Британия заказала 675 истребителей
Mod.14,
сходных с самолетом P-39D, но у которых была 20-мм пушка и шесть
пулеметов калибра 7,7 мм.
Самолеты «Airacobra» начали
поступать в Великобританию в июле 1941 года. Сразу же после их введения
в эксплуатацию стала понятна ошибочность решения об удалении турбонагнетателя
у двигателя, так как самолет имел недостаточную скороподъемность и неприемлемые
высотные летные характеристики. Только около 80 машин из всего заказа были
приняты на вооружение Королевских ВВС, которые уже в марте 1942 года переоснастили
свои истребительные эскадрильи самолетами Supermarine
«Spitfire». С другой стороны, более чем 250 самолетов Mod.14A
в соответствии с программой военной помощи были поставлены Британией ВВС
СССР, около 200 машин в конце 1942 года нашли применение в английской авиации
и почти 200 самолетов были вновь приобретены ВВС США после того, как в
декабре 1941 года эта страна вступила во Вторую мировую войну. Эти экс-британские
самолеты «Airacobra» получили обозначение P-400. Самолет производился
в больших количествах.
Всего до завершения серийного
производства было собрано 9558 истребителей «Airacobra». При этом несколько
вариантов, описанных ниже, не имели значительных изменений в проекте. Вместо
самолетов P-39D начали производиться P-39F, которых было
собрано 229 машин. В основном похожий, он отличался от предыдущего
тем, что имел воздушный винт Aeroproducts с изменяемым шагом и гидравлическим
управлением вместо винта Curtiss ранних моделей. Самолеты P-39J
(25 экземпляров) имели другой вариант двигателя Allison V-1710. Модели
P-39K (210 машин) и P-39L (250 машин), первоначально заказанные
под обозначением P-39G (Mod.26), отличались некоторым оборудованием
и установкой более мощного двигателя V-1710-63, причем первый из них имел
воздушный винт Aeroproducts, а последний – винт Curtiss. Самолет P-39M
(построено 240 машин) имел маломощный двигатель V-1710-83 и воздушный винт
большего диаметра. Последние серийные варианты – P-39N и P-39Q
были созданы в большом количестве для поставки ВВС СССР по ленд-лизу. Для
улучшения летных характеристик самолет P-39N имел уменьшенную массу
горючего и броневой защиты, а самолет P-39Q мог быть легко узнан
благодаря двум подкрыльевым обтекателям, в каждом из которых размещался
пулемет калибра 12,7 мм. Из общего количества произведенных самолетов
P-39 4773 машины были поставлены в Советский Союз. В числе вариантов
самолета были три экспериментальных образца XP-39E с крылом ламинарного
обтекания и оснащенные двигателем Continental IV-1430-1, и небольшое число
двухместных тренировочных самолетов TP-39F и RP-39Q. Семь
истребителей
P-39 под обозначением F2L были поставлены ВМФ
США для использования в качестве управляемых воздушных мишеней. Был изготовлен
единственный экземпляр палубного истребителя XFL-1 «Airabonita»,
оборудованный шасси с хвостовым колесом, имевший усиленный фюзеляж и тормозной
крюк. Самолет впервые поднялся в воздух 13.05.1940, но его производство
не было начато. Под обозначением A-7 была предложена радиоуправляемая
воздушная мишень, но до стадии выполнения в металле она так и не была доведена.
Несмотря на то, что без турбонагнетателя потенциал самолета «Airacobra»
как истребителя оказался ограниченным, в конце 1942 года он успешно использовался
в Северной Африке в качестве штурмовика, а также на Тихом океане. По 150
машин на последних этапах войны были поставлены ВВС Франции и Италии. |