Единственный самолет с
турбореактивным двигателем, который участвовал во Второй мировой войне
на стороне союзников, Gloster G.41 «Meteor», был спроектирован Джорджем
Картером. 07.02.1941 был получен заказ на 12 опытных самолетов, но было
построено только восемь.
Первый, снабженный двигателями
Rover W.2B тягой 454 кгс, начал рулежные испытания в июле 1942 года.
Но задержки в производстве двигателей привели к тому, что пятый планер
с двигателями конструкции компании De Havilland «Halford H.1» тягой 680
кгс 05.03.1943 первым поднялся в воздух. Модифицированные двигатели
W.2B/23 были установлены на первый и четвертый опытные самолеты, которые
совершили свои первые полеты 12 июня и 24 июля. 13.11.1943 впервые поднялся
в воздух третий опытный самолет с двумя двигателями «Metrovick F.2», установленными
в подвесных гондолах. В том же месяце совершил полет второй самолет, оснащенный
турбореактивными двигателями «Power Jet W.2/500». Шестой экземпляр с двумя
двигателями De Havilland «Goblin» тягой 1225 кгс (2700 фунтов),
позднее ставший опытным самолетом «Meteor» F.Mk.II, совершил первый полет
24.07.1945. Ему предшествовал седьмой самолет, поднявшийся в воздух 20.01.1944
и проходивший испытания с модифицированным вертикальным оперением и тормозными
щитками, используемыми при пикировании. Восьмой, с двигателями Rolls-Royce
W.2B/37 «Derwent», поднялся в воздух 18.04.1944.
Первую
партию серийных самолетов составили двадцать истребителей Gloster G.41A
«Meteor» F.Mk.I, снабженных двигателями W.2B/23C «Welland» и с незначительными
улучшениями в конструкции планера, в том числе с новым фонарем, дававшим
пилоту улучшенный обзор. В феврале 1944 года в США в обмен на первый американский
реактивный самолет Bell YP-59A «Airacomet»
был поставлен самолет «Meteor» Mk.I. Другие были использованы для усовершенствований
в конструкции планера и двигателя, а 18-й позднее получил обозначение «Trent-Meteor»
и был первым в мире самолетом с турбовинтовым двигателем (первый полет
– 20.09.1945), который представлял собой двигатель «Derwent» с установленными
в нем редуктором и приводным валом, вращающим пятилопастный винт «Rotol»
диаметром 2,41 м. Установка такого винта вызвала необходимость использования
более длинных стоек шасси. Каждый двигатель вырабатывал мощность на валу
750 л.с. с остаточной тягой 454 кгc. Первые два экземпляра
модели «Meteor» F.Mk.I поступили на вооружение 12.07.1944, а первые боевые
вылеты состоялись 27 июля. Вскоре «Метеоры» сбили две крылатых ракеты V-1.
Отрабатывалась и тактика ведения боя с немецкими реактивными истребителями.
Поставленные в январе 1945 года самолеты «Meteor» F.Mk.III, последние,
принявшие участие в войне, имели увеличенный запас топлива и скользящий
цельноштампованный фонарь кабины. 15 машин F.Mk.III были построены с двигателями
«Welland» и 145 с двигателями «Derwent», некоторые из которых были установлены
в удлиненных мотогондолах. Моторы «Derwent» также использовались на поздних
экземплярах самолета «Meteor» F.Mk.IV (позднее F.Mk.4), у которых на 1,78
м был уменьшен размах крыла. Из 657 построенных экземпляров 465
самолетов было поставлено в ВВС Великобритании. Модель «Meteor Trainer»,
совершившая свой первый полет 19.03.1948, имела удлиненный на 0,76 м
фюзеляж самолета F.Mk.IV, где размещалась вторая кабина. Самолет не имел
вооружения, но был снабжен дублированной системой управления и был заказан
ВВС Великобритании под обозначением «Meteor» T.Mk.7. Всего было построено
712 таких самолетов.
Самой многочисленной моделью
был самолет «Meteor» F.Mk.8, который имел удлиненный фюзеляж, измененное
хвостовое оперение, дополнительный топливный бак объемом 432 л и
цельноштампованный фонарь. Дополнительное оборудование включало в себя
гироскопический прицел и катапультируемое кресло Martin-Baker. На нем были
установлены турбореактивные двигатели «Derwent 8» тягой 1633 кгс,
что позволяло развивать предельную скорость почти 966 км/час. Первый
из 1183 таких самолетов совершил полет 12.10.1948. Для нужд тактической
разведки на основе модели F.Mk.8 был сконструирован низковысотный разведчик
«Meteor» FR.Mk.9, имевший кинофотокамеру в носовой части и стрелковое вооружение.
Первый из 126 экземпляров поднялся в воздух 22.03.1950. После этого была
построена невооруженная модель для полетов на большой высоте, получившая
обозначение «Meteor» PR.Mk.10. Она представляла собой гибрид, имевший крыло
модели F.Mk.3, хвостовое оперение самолета F.Mk.4 и фюзеляж модели FR.Mk.9.
Первый из 58 построенных самолетов впервые поднялся в воздух 29.03.1950.
Разработка ночного истребителя по техническому заданию F.24/48 была
возложена на компанию «Armstrong-Whitworth Aircraft» в 1949 году. Секция
кабины самолета T.Mk.7 с удлиненной передней частью фюзеляжа для размещения
радара SCR-720 AI Mk 10 была соединена с задней частью фюзеляжа и хвостовым
оперением модели F.Mk.8 и крылом, сходным по конструкции с крылом модели
F.Mk.I, но перепроектированным для размещения в нем четырех пушек калибра
20 мм, убранных из носовой части. Опытный самолет «Meteor» NF.Mk.11
совершил первый полет 31.05.1950. Модель, предназначенная для использования
в тропическом климате, «Meteor» NF.Mk.13, поднялась в воздух 23.12.1952
и использовалась только двумя эскадрильями на Среднем Востоке. «Meteor»
NF.Mk.12, совершивший свой первый полет 21.04.1953, имел большую скорость
по сравнению с предшественниками, радар американского производства APS-21
и обтекатели передней кромки киля. Улучшенный фонарь с хорошей видимостью
и некоторые незначительные изменения в аэродинамике и оборудовании самолета
отличали окончательный вариант ночного истребителя, «Meteor» NF.Mk.14.
Беспилотные самолеты-мишени «Meteor» U.Mk.15 и «Meteor» U.Mk.16 были сконструированы
на основе планеров самолетов F.Mk.IV и F.Mk.8 соответственно. Модель U.Mk.21
была переделана из F.Mk.8. Cамолеты NF.Mk.11, оборудованные для буксирования
мишеней в ВВС Великобритании, получили обозначение «Meteor» TT.Mk.20. |