В предвоенные годы авиация
Военно-Морского Флота наряду с колесными самолетами различного назначения
получила несколько типов летающих лодок, в том числе морской дальний разведчик
(МДР). Его разработала группа, возглавляемая Четвериковым. Конструктор
впервые в нашей стране применил на морском самолете крыло типа «чайка»
(его площадь – 59,4 м2). Двигатели (на первом экземпляре
– радиальные М-25Е, затем М-62 и М-63) устанавливались в местах перегиба
крыла. Схема самолета – гидросамолет-высокоплан со свободнонесущим крылом.
Центроплан был круто изогнут от корпуса лодки, с которым сопрягался обтекателями.
Лодка – двухреданная, хорошо обтекаемых форм, все поперечные сечения лодки
криволинейные, плоских поверхностей не было. Размеры лодки немного менялись
в модификациях самолета. Конструкция Че-2 – металлическая. Полотно
применялось лишь для обшивки рулей и элеронов. Обшивочные листы корпуса
в основном тонкие. Клепка потайная. Экипаж три-четыре человека, вооружение:
три пулемета ШКАС в двух стрелковых установках, до 12 различных бомб общей
массой до 1000 кг.
Опытный образец летающей
лодки в 1937 году успешно прошел испытания и вскоре машина поступила в
серийное производство. Большинство самолетов Че-2 выпускалось с
двигателями М-63 мощностью по 1100
л.с. Машина, несмотря на большие
размеры, была достаточно легкой. Вес пустого
Че-2 не превышал 4100
кг, взлетный – 6700 кг. В перегрузочном варианте летающая
лодка весила 7200 кг. Благодаря своим аэродинамическим формам самолет
обладал хорошими летными и мореходными данными. Его максимальная скорость
достигала 360 км/час, потолок – 9000 м.
Для повышения летных качеств
самолета МДР-6, чтобы летающая лодка могла более или менее равняться
с серийным бомбардировщиком ДБ-3, решено
было выпустить модификации обозначавшиеся А, а затем Б с
номерами от 1 до 5 за 1940...46 годы. А (1940) и Б (1941)
– два опытных экземпляра, почти подобные, но с резкими отличиями от серийного
типа Н. На модификации А стояли двигатели М-105 рядного типа.
Поплавки были специальной формы, чтобы они могли уместиться между лонжеронами
крыла, в виде ящиков на жестких коробчатых стойках с управлением от электросистемы
с червячной передачей. Проектирование самолета А было начато осенью
1939 года. Он был выпущен в 1940 году, в 1940...41 годах прошел заводские
испытания, но потерпел аварию около Углича, при перелете на место проведения
госиспытаний.
Самолет Б1 являлся
модификацией МДР-6. Двигатели М-105 мощностью 1050 л.с. рядного
типа, консоли крыла значительно уменьшены (в пользу скорости), поплавки
немного выступали; хвостовое оперение – разнесенное; формы фонаря и турели
– измененные, турель отнесена за задний редан. Ширина лодки оставалась
прежней – 1,9 м. Конструкция ее – тот же полумонокок с каркасом
из прессованных и катанных профилей. Крыло двухлонжеронное, полки лонжеронов
– стальные тавры 60ґ60ґ6
мм, обшивка его до заднего лонжерона – от 2 мм в центроплане и в
основаниях консолей до 0,8 мм на концах крыла, в хвостовой части
– полотно. Двигатели М-105 имели меньший лоб, чем М-63, даже при наличии
радиаторов, которые были подвешены под центропланом за задним его лонжероном.
Выполнен был самолет очень чисто, и вообще этот тип мог по праву считаться
самым красивым из гидросамолетов, где-либо и когда-либо существовавших.
Скорость достигала 454 км/час на высоте 6000 м. Вооружение:
три пулемета ШКАС и четыре бомбы по 100...250 кг. Б1 был
выпущен весной 1941 года и даже прошел заводские испытания. 26 октября
самолет полетел к месту, где должны были проходить госиспытания. Б1
долетел благополучно, но испытания не удалось довести до конца из-за дефектов
силовой установки. К тому же были трудности с уборкой поплавков, которые
обычно не до конца входили в крыло из-за малых плеч механизма подъема.
Сказывалась и близость винтов к воде из-за небольшой высоты лодки: брызги,
а то и волна попадали в винты. В общем, предстояла дальнейшая работа по
развитию типа Б, по доводке силовой группы и увеличению дальности
полета.
МДР-6Б2 имел размеры
и конструкцию крыла как и Б1, развитием которого он и был. Самолет
был выпущен в 1943 году с мотором М-105. Радиаторы лобовые с жалюзи (как
у самолета СБ). По сравнению с Б1 поплавки
были еще уширены и увеличены в объеме и не полностью убирались в крыло.
Лодка в основном сохраняла прежние размеры и в связи с увеличившейся массой
глубже сидела в воде. Мореходность была ограниченной, брызгоотражатели
на скулах и днище носовой части помогали мало, взлет с волны был труден.
Летные данные были близки к характеристикам
А, но дальности по-прежнему
не хватало.
МДР-6Б3 имел размер
и конструкцию крыла, как и Б1. Выпускался в 1943 году, одновременно
с Б2. Отличался от него лишь двигателем (устанавливался М-105ПФ).
Также модификация
Б3 имела усиленное вооружение: в хвостовой части
фюзеляжа были устроены два блистера под пулеметы УБ. Экипаж увеличили до
пяти человек. Масса самолета возросла в нормальном варианте до 7200 кг,
а в перегрузочном до 8200 кг (масса топлива в обоих вариантах 1100
кг).
Для обеспечения требуемой дальности 3000 км выпускались следующие
модификации.
МДР-6Б4, построенный
в 1944 году существенно отличался от Б3. Лодка была уширена с 1,9
м до 2,2 м и сделана выше в среднем на 0,4 м, с поднятым
хвостом и оперением. Задний редан был немного смещен назад. Поплавки были
сделаны неубираемыми, на стойках с подкосами. От их уборки пришлось отказаться,
так как длина стоек возросла и убрать поплавки в прежние гнезда было нельзя.
Запас топлива был увеличен на 2150 кг. Двигатели ВК-107, радиаторы
лобовые (как у Б3). Экипаж – пять человек. Блистеры сконструированы
заново и имели увеличенные сферы обстрела. Вооружение: три УБ и 1000 кг
бомб. Площадь вертикального оперения увеличена за счет добавления среднего
киля. Масса самолета возросла до 10 т.
МДР-6Б5 (1945)
был непосредственным развитием Б4 с двигателями ВК-107А в 1650 л.с.
Лодка – от Б4, но с удлиненным на 0,5
м носом и со сдвинутой
вперед кабиной летчиков (перед винтами). Центроплан был увеличен в размере
(как и у Б4), консоли те же, что и во всех гидросамолетах, поплавки
неубираемые, как в Б4, оперение разнесенное, немного увеличенное,
без среднего киля. Радиаторы (с жалюзи на выходе) под крылом между лонжеронами,
винты четырехлопастные. Вооружение – три пушки Б-20, одна в носу лодки
неподвижная (200 снарядов), две – на турели СЭБ (самолетная электрофицированная
башня) с 300 снарядами. Бомб – четыре ФАБ по 100...250 кг или две
ФАБ-500. Масса вооружения – 125 кг, аэронавигационного оборудования
– 69 кг, электрооборудования и связи – 172 кг, снаряжения
и разного оборудования – 542 кг. Масса конструкции планера – 2355
кг, силовой установки – 3067 кг. Масса пустого Б5
без съемного оборудования – 5610 кг, то есть была равна полетной
массе Че-2. Полетная масса Б5 стала более 10 т. Постройка
самолета была закончена летом 1945 года и удовлетворительно прошел заводские
испытания. На госиспытания самолет на передавался. Максимальная скорость
таких самолетов-разведчиков превышала 450 км/час.
Вся история самолета МДР-6
свидетельствует о поистине героических попытках Четверикова создать летающую
лодку, по скорости сопоставимую сухопутному самолету с теми же двигателями
и при той же массе. Эта цель в основном была достигнута, но лишь ценой
снижения других качеств – мореходности, дальности. |