В декабре 1937 года воздушный
штаб армии по предложению одного из ведущих пилотов армии капитана Юзо
Фуджита подготовил спецификации на штурмовик, призванный заменить легкий
бомбардировщик Ki.30. По сравнению с последним
новый самолет, названный Ki.51, был меньше, главный упор был сделан
на маневренность, живучесть и возможность применения с передовых фронтовых
аэродромов. В феврале 1938 года задание было пересмотрено: максимальная
скорость требовалась в 420 км/час на высоте 2000 м, взлетный
вес – 2700 кг, двигатель – Mitsubishi Ha-26-II воздушного охлаждения,
бомбовая нагрузка – двенадцать 15-кг или четыре 50-кг бомбы, вооружение
– два пулемета для стрельбы вперед и один оборонительный – назад.
Ki.51
создавался теми же конструкторами, что создавали Ki.30, и очень
напоминал предшественника, только была несколько сокращена по длине кабина,
что обеспечило более тесное взаимодействие членов экипажа. Причем у второго
члена экипажа было двойное управление и минимально необходимое приборное
оборудование. Hебольшая бомбовая нагрузка позволила отказаться от бомбоотсека.
В результате самолет получил конфигурацию низкоплана, сократив тем самым
длину неубираемых стоек шасси. Капотирование двигателя Ha-26-II стало более
плотным, трехлопастный винт изменяемого шага получил большой кок. Два пулемета
калибра 7,7-мм были установлены в крыльях, а третий – в задней части кабины
обеспечивал защиту хвоста.
Первый опытный самолет
был готов в июне 1939 года, второй – в августе. Вслед за ними последовала
установочная партия из 11 машин, выпущенных с сентября по декабрь 1939
года. В процессе эксплуатации машины получили несколько доработок: откидной
фонарь был заменен на сдвижной назад, на крыле появился фиксированный предкрылок,
улучшивший управляемость на малых скоростях, а под кабиной были установлены
6-мм бронеплиты. Одна из этих машин была доработана по требованию армии
в разведчик – оборудование задней кабины было заменено фотокамерами. Этот
самолет планировался в качестве «тактического разведчика армейский тип
99» Ki.51а, но испытания позволили заключить, что проще использовать
серийные Ki.51 доработанные в полевых условиях. Так что специального
обозначения не потребовалось – самолеты использовались и в качестве разведчиков,
и в качестве штурмовиков. Всего под обозначением «штурмовик армейский
тип 99» с 1940 года по 1944 год Mitsubishi выпустила 1459 Ki.51.
Во время производства в самолет внесли только две доработки: в передней
кромке крыльев установили два 68-л бака, а 7,7-мм пулемет «тип 89»
в задней части кабины был заменен на спарку 12,7-мм пулеметов «тип 1».
Самолет сначала использовался
в небе Китая, а потом по всему Тихому океану, и везде действовал отлично.
Hесмотря на небольшую скорость, не позволявшую уйти от истребителя, самолет
полюбился экипажам за живучесть, маневренность, легкость в управлении и
обслуживании, за способность действовать с неподготовленных аэродромов.
Самолет был настолько удачным, что даже в 1944 году на первом армейском
воздушном арсенале в Тачикаве пустили новую сборочную линию. Всего армейский
арсенал с 1941 года по 1945 год поставил 913 Ki.51. В последние
месяцы войны Ki.51 использовались как самолеты для камикадзе с одной
250-кг бомбой под фюзеляжем. После поражения Японии несколько Ki.51,
брошенных на Яве и в Суматре некоторое время использовались против голландских
войск индонейзийскими повстанцами.
В 1941 году инженеры с
«Maneyu Hikoki Seizo К.К.» были переведены в Tachikawa на армейский арсенал
для создания на базе самолета специального тактического разведчика Ki.71.
Самолет был оснащен двигателем Mitsubishi Ha-112-II мощностью 1500 л.с.,
в крыло были установлены две 20-мм пушки Ho-5, шасси стало убираемым. Максимальная
скорость Ki.71 достигала только 470 км/час, и самолет в серию
не был пущен. Правда, о разработке нового самолета узнали союзники, присвоив
ему обозначение «Edna». |