Як-7 – первоначальный
вариант истребителя на базе серийного Як-7УТИ с двигателем М-105ПА
в 1050 л.с. создан в конце 1941 года. Вооружение – как на Як-1:
одна пушка ШВАК (130 снарядов) и два синхронных пулемета ШКАС (1000 патронов).
Размеры и контуры те же, что и у Як-7УТИ. За кабиной летчика в фюзеляже
Як-7
был еще оставшийся от второй кабины Як-7УТИ отсек, закрывавшийся
крышкой, который можно было использовать для различных целей: переброски
грузов и технического состава при перебазировании частей или же для установки
дополнительного бензобака в 100 л. Полетная масса по сравнению с
Як-7УТИ
увеличилась на 185 кг. Як-7А – улучшенный вариант
Як-7 с
теми же двигателем и вооружением. Под крылом можно было в перегрузку подвешивать
шесть реактивных снарядов РС-82 или бомбы по 100
кг.
Самолет был создан в начале
1942 года, быстро прошел летные испытания и затем строился серийно. Як-7Б
– по схеме аналогичный предыдущему, но с заменой пулеметов ШКАС на УБС,
с улучшенным оборудованием и с рядом конструктивных улучшений. Была установлена
приемо-передающая станция РСИ-4 с мачтой и двухлучевой антенной. На варианте
Як-7Б для ПВО имелись также радиополукомпас РПК-10, посадочная фара
и электросветовая сигнализация убранного положения шасси. Полетная масса
увеличилась по сравнению с Як-7А на 95 кг и достигла 3030
кг. Однако благодаря уборке в полете хвостового колеса, улучшению
обводов капота и туннелей радиаторов, а также внутренней герметизации фюзеляжа
удалось снизить сопротивление самолета в такой мере, что скорость не уменьшилась.
Як-7Б был выпущен
первоначально с двигателем М-105ПА, но в середине 1942 года на нем был
установлен более мощный ВК-105ПФ в 1180 л.с., благодаря чему летные
данные улучшились. Конструкция
Як-7Б смешанная: крыло деревянное
с фанерной обшивкой, оклеенной полотном; каркас фюзеляжа ферменный сварной
из хромансилевых труб, обшивка передней части фанерная, задней – полотняная;
капоты, обтекатели, щитки и зализы – дуралюминовые; рули и элероны дуралюминовые
с полотном. Площадь крыла 17,15 м2, размах – 10 м,
длина самолета – 8,475 м, высота – 2,5 м, запас топлива –
305 кг. Окраска Як-7Б камуфляжная, зеленая с черным; снизу
– бледноголубая. Летные данные Як-7Б практически одинаковые с Як-1:
скорость 593 км/час на высоте 3650 м, потолок 10000 м,
дальность полета – 820 км. Як-7Б выпускался серийно в 1942...44
годах. Як-7В (вывозной) – как Як-7УТИ, но с убирающимся шасси
и без вооружения. Был в серии с 1942 года.
Як-7ДИ
(дальний истребитель) – модификация Як-7Б с существенным улучшением
конструкции крыла, в котором деревянные лонжероны (с очень толстыми полками
в корне) были заменены дуралюминовыми с полками-таврами и листовой стенкой.
Это дало большой выигрыш объема для бензобака в крыле. Остальной набор
крыла – нервюры и стрингеры – остался деревянным, а обшивка – фанерной
с оклейкой полотном. Масса лонжеронов значительно уменьшилась. Все вместе
позволило значительно увеличить запас топлива и дальность полета. Фонарь
кабины был, как у Як-1, с пониженным гаргротом. Вооружение: одна
пушка ШВАК и один пулемет УБС. Опытный экземпляр Як-7ДИ прошел испытания
при полетной массе 3035 кг (масса пустого – 2360 кг), показал
скорость 505 км/час у земли и 566 км/час на высоте 3800 м
и дальность полета 1310 км. Он был принят к серийной постройке,
и серийные самолеты стали называться Як-9.
Як-7УТИ (И-26УТИ,
УТИ-26, №27) – двухместный вариант с двойным управлением для целей
учебно-тренировочных, вывозных и транспортных при перебазировании авиачастей.
Самолет имел две кабины – ученика и инструктора. Самолет вышел на испытания
почти сразу после И-26 – в середине 1940 года. Он успешно прошел
госиспытания, выпускался серийно под обозначением Як-7УТИ и широко
использовался как учебно-тренировочный истребитель.
Як-7 М-82 – вариант
с звездообразным двигателем. Выпущен был еще в 1941 году, но интереса к
себе не вызвал, так как подобная идея уже осуществлялась в самолете «ЛаГГ».
Не было смысла нарушать производство истребителей «Як» с рядным
двигателем М-105.
Як-7ПД с мотором
М-105ПД в 1160 л.с. – продолжение работ по созданию высотного истребителя-перехватчика,
начатых на Як-5 (И-28). Работа не дала результатов из-за
недоведенности двигателя.
Як-7-37 – модификация
Як-7Б
с более мощным вооружением: пушка Шпитального МПШ-37 калибром 37 мм
и два синхронных пулемета УБС. Самолет строился небольшой серией в 1942
году, принимал участие в боевых действиях, хорошо проявил себя против бомбардировщиков
противника. |