Конструкторский коллектив,
возглавляемый С.А.Лавочкиным, В.П.Горбуновым и М.И.Гудковым, начал самостоятельную
творческую работу в 1939 году и сразу добился заметного успеха. Спроектированный
и в короткие сроки построенный опытный истребитель уже в марте 1940 года
поднялся в воздух. Летчик-испытатель А.И.Никашин хорошо отзывался о машине.
Вскоре ЛаГГ-1 (такое название самолет получил по начальным буквам
фамилий его главных конструкторов) прошел испытания и был передан для серийного
производства.
Характерная особенность
конструкции этого фронтового истребителя состояла в том, что для планера
самолета, включая лонжероны крыла (его площадь 17,51 м2)
и силовой набор фюзеляжа, конструкторы использовали облагороженную древесину.
В полках лонжеронов крыла и в других элементах применена «дельта-древесина»
– новый в то время материал, значительно превосходивший по прочности простую
сосну. Фюзеляж – полумонокок, выклеенный из березового шпона. Центроплан
и киль – одно целое с фюзеляжем. Крышка фонаря кабины сдвижная назад. Моторама
и лафеты – сварные из труб. Каркасы рулей и элеронов ЛаГГ-1 из дюраля,
обшивка – полотно. Вооружение серийных ЛаГГ-3 состояло из одной
пушки ШВАК , одного...двух БС и двух ШКАС, еще подвешивались 6 снарядов
РС-82. Были еще серийные самолеты с пушкой 37-мм Шпитального Ш-37 (1942)
и Нудельмана НС-37 (1943). ЛаГГ-3 с пушкой Ш-37 называли «истребителем
танков».
Внедрение
самолета не проходило гладко, так как самолет и его чертежи были еще достаточно
«сырые», не доработанные до серийного выпуска. Наладить поточное производство
не удавалось. С выходом серийных самолетов и их поступлением в воинские
части стали приходить пожелания и требования усилить вооружение и увеличить
объем баков. Увеличение емкости бензобаков позволило увеличить дальность
полета с 660 до 1000 км. Были установлены автоматические предкрылки,
но в серии больше шли обычные самолеты. Заводы, выпустив около 100 машин
ЛаГГ-1, начали строить его вариант – ЛаГГ-3. Все это по мере
сил выполнялось, но самолет утяжелялся и летные качества его снижались.
Кроме того, зимний камуфляж – шершавая поверхность окраски – ухудшил аэродинамику
самолета (а опытный экземпляр темно-вишневого цвета был отполирован до
блеска, за что его называли «рояль» или «радиола»). Общая культура веса
в самолетах ЛаГГ и Ла была ниже, чем в самолетах Як,
где она была доведена до совершенства. Но живучесть конструкции ЛаГГ
(а затем Ла) была исключительной.
ЛаГГ-3 в первый период
войны был одним из основных фронтовых истребителей. В 1941...43 годах заводы
построили свыше 6500 самолетов ЛаГГ. |