В творческом соревновании
конструкторских бюро, разрабатывавших в конце тридцатых годов новые истребители,
большого успеха добился коллектив, которым руководил А.С.Яковлев. Созданный
им опытный истребитель И-26 отлично прошел испытания и под индексом
Як-1
был принят в серийное производство.
По схеме Як-1 –
низкоплан, один из самых легких истребителей тех лет. Его взлетный вес
– 2847 кг при весе пустого 2347 кг. Конструкция смешанная:
каркас фюзеляжа форменный, сварной из стальных хромансилевых труб, обшивка
носовой части дюралевая, хвостовой – полотняная. Крыло площадью 17,15 м2
деревянное, без разъемов, оклеенное полотном. Каркас оперения - дюралевый,
обшивка – полотно. Бортовое вооружение – одна пушка ШВАК калибра 20 мм
для стрельбы через ось редуктора двигателя и два скорострельных пулемета
ШКАС. С двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 580 км/час.
Высоту в 5 тыс. м набирал за 5,4 мин. По своим пилотажным
и боевым качествам Як-1 был в числе лучших фронтовых истребителей.
В годы Великой Отечественной войны он неоднократно модифицировался. На
его основе были созданы более совершенные истребители Як-1М и Як-3.
Як-1М – одноместный истребитель, развитие Як-1. Создан в 1943
году в двух экземплярах: опытный экземпляр №1 и дублер. Двигатель на экземпляре
№1 – ВК-105ПФ мощностью 1180 л.с. с винтом ВИШ-61П, а на дублере
– тот же двигатель, но форсированный по наддуву с 1050 до 1100 мм рт.
ст. с винтом-автоматом ВИШ-105СВ. Мощность увеличилась до 1240 л.с.
Як-1М был самым легким и маневренным истребителем в мире для своего
времени. В нем был воплощен весь опыт конструкторской работы ОКБ по истребителям
«Як» предшествовавших типов. Общий стиль конструкции был сохранен,
но вся она пересмотрена и пересчитана в сторону максимального снижения
массы, уменьшения габаритов и улучшения аэродинамики. Площадь и размах
крыла уменьшены соответственно на 2,3 м2 и на 0,80 м
и составляли 14,85 м2 и 9,20 м при прежних размерах
фюзеляжа. Полотняная обшивка фюзеляжа заменена фанерной. Произведена тщательнейшая
отделка крыла и всего самолета. Стойки шасси удлинены на 100 мм
и увеличен ход поршней до 180 мм, что обеспечило идеальную амортизацию
при самых грубых посадках. Водорадиатор глубоко утоплен в фюзеляж. Маслорадиатор
перенесен из-под мотора в крыло. Входные отверстия в туннеле двух маслорадиаторов
расположены в носке крыла с обеих сторон капота. Запас бензина был уменьшен
на 30 кг и составлял 275 кг, а масла – 20 кг. Вооружение:
на экземпляре №1 – одна пушка ШВАК и один пулемет УБС, а на дублере – одна
опытная пушка ША-20М и два синхронных пулемета УБС. В результате осуществления
указанных мероприятий полетная масса снизилась до 2655...2660 кг,
а летные качества существенно улучшились.
Первый экземпляр Як-1М
был закончен 15.02.1943 и проходил заводские испытания с 28
февраля по 7 июня (летчики А.К.Кокин и П.Я.Федрови), госиспытания –
с 7 июня по 7 июля и вторично 21...23.07.1943 для проверки возможности
форсирования двигателя до мощности 1240 л.с. Дублер, выпущенный
17.09.1943, проходил заводские испытания 20...30 сентября (летчик П.Я.Федрови)
и госиспытания 6...15.10.1943. Летчик А.Г.Прошаков, развил скорость у земли
570 км/час, на высоте 4300 м – 651 км/час, время виража
17 сек, дальность до 900 км. Оценка была блестящая: Як-1М
прошел госиспытания быстро и успешно и был рекомендован в массовое производство
взамен Як-1 под маркой Як-3. Первые серии Як-1 имели
характерную особенность в своей схеме и внешнем виде – пологий гаргрот
от кабины летчика до киля. Гаргрот улучшал аэродинамические формы самолета,
но несколько ограничивал обзор назад. В дальнейшем по предложению фронтовиков
серийные самолеты Як-1 имели пониженный гаргрот и видоизмененный
фонарь кабины. Конструкторский коллектив внес еще некоторые улучшения,
благодаря которым был уменьшен взлетный вес машины (он стал равен 2660
кг)
и повысились ее летные качества. Этот вариант истребителя называли
Як-1М.
Самолеты конструкторского бюро А.С. Яковлева – Як-1, Як-3,Як-7,Як-9
составляли основной парк истребительной авиации в период Великой Отечественной
войны. Их отличительными качествами были меньший, чем у других машин такого
назначения, вес, хорошая устойчивость и простота пилотирования. До конца
войны заводы дали фронту более 36 тыс. самолетов «Як» различных
модификаций – от Як-1 до Як-9ДД. |