Успехи немцев в компаниях
против Польши и Франции в истории воздушных войн неразрывно связаны с появлением
на поле боя пикирующего бомбардировщика, оказавшегося вездесущим и достигшего
успеха совершенно несоизмеримого небольшому числу использовавшихся машин.
Этот самолет явился результатом программы создания пикировщика, принятой
еще в 1933 году тогдашним воздушным комиссариатом, но реально работа по
нему началась еще до провозглашения программы, и уж во всяком случае раньше
появления в Третьем рейхе купленных Удетом в США Curtiss «Hawk II».
В 1932 году у Варнемюнде
большой двухстоечный биплан сбросил в пикировании на плавучую мишень 500-кг
бетонный блок. Это был Hе.50, созданный на «Heinkel Flugzeugwerke»
по японскому заказу. Отработка в США техники бомбометания с пикирования
вызвала пристальный интерес японского императорского флота. Он в 1931 году
разместил на Heinkel контракт на двухместный пикирующий бомбардировщик,
способный поднять не менее 250-кг бомб, достаточно прочный для запуска
с катапульты и эксплуатируемый с колесного и поплавкового шасси.
Опытный самолет стали
собирать в Варнемюнде в начале 1931 года. Первый Hе.50А был готов
летом в варианте двухпоплавкового гидросамолета с шестицилидровым двигателем
Junkers L-5, развивавшим на взлете 390 л.с. При взлетном весе 2210
кг
самолету явно не хватало мощности мотора. Как следствие, еще в начале испытаний
он был серьезно поврежден после вынужденной посадки. Второй опытный Hе.50AL
(D-2471) был выполнен на колесном шасси и получил двигатель Bristol «Jupiter
VI» взлетной мощностью 490 л.с. Винт был четырехлопастный деревянный,
фиксированного шага. Снятие летных характеристик и испытания на бомбометание
с пикирования проводились в одноместном варианте – вторая кабина была заделана
обтекателем.При
этом Hе.50AL мог поднять 500-кг бомбу. Чтобы заинтересовать воздушный
штаб министерства обороны в потенциальных возможностях пикировщика и получить
заказ на Hе.50 у министерства транспорта, самолет был показан в
1932 году в Рехлине официальным лицам. Демонстрация имела большой успех,
и министерство транспорта заказало три опытных самолета.
Тем
временем конструкция продолжала совершенствоваться. Второй самолет с двигателем
«Jupiter VI» был готов в конце осени 1932 года. Он же был вторым самолетом
по японскому контракту. Перепроектировали подкосы шасси, нос самолета облагородили
– выступали только головки цилиндров. Hовый Hе.50В был еще известен
под экспортным обозначением Он появился в
Японии в начале 1933 года и был доставлен на «Aichi Tokey Denki K.K.» Hа
самолет установили 580-сильный двигатель Nakajima «Kotobuki II-КАI». С
ним Aichi представила машину на конкурс пикировщиков для японского флота.
с двигателем Kotobuki был выбран для серии и запущен в производство под
обозначением
D1А1 «палубный бомбардировщик
тип 94». В серийном варианте он отличался от He.66 кольцом Тауненда
на двигателе, стреловидностью крыльев в 5°,
другой формой подкосов шасси и заменой хвостового колеса на костыль. Первый
бомбардировщик японского флота поступил на вооружение в 1935 году. Первая
эскадрилья D1А1 была сформирована на авианосце «Ryuho». Улучшенный
вариант самолета с двигателем «Hikari» – палубный бомбардировщик D1А2
«тип 96» – поступил на вооружение в 1936 году, составив основу японских
палубных бомбардировщиков в течение следующих пяти лет.
Три Hе.50, заказанных
министерством транспорта для воздушного штаба, были готовы в конце лета
1932 года. Они имели шасси по образцу но отличались от него
и Hе.50АL новым 9-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения SAM-22В
взлетной мощностью 600 л.с. Винт был металлический трехлопастный
с двумя фиксированными позициями шага – пилот мог увеличить шаг винта на
пикировании. Так как в варианте пикировщика самолет использовался одноместным,
то задняя часть кабины имела сменную верхнюю часть – с козырьком и вырезом
для второго члена экипажа или глухую. Предусматривалась установка одного
пулемета МG.15 на кольцевой турели, которая ставилась в двухместном варианте.
Был и синхронный пулемет МG.17. В двухместном варианте бомбовая нагрузка
была 250 кг, в одноместном – 500 кг.
После испытания в Рехлине
Heinkel получила заказ на серию Hе.50L (позже переименованные в
Hе.50A).
Они поставлялись в немецкие военные школы, начиная с конца 1933 года. К
этому времени самолет рассматривался уже в качестве временного пикирующего
бомбардировщика и в основном служил для подготовки пилотов будущих «Stukastaffel».
Hе.50
был очень прочным двухстоечным бипланом с деревянным двухлонжеронным крылом
с тканевой обшивкой. Фюзеляж был сварен из стальных труб и обшит до кабины
листами легкого сплава, а далее – тканью. Программа расширения производства
самолетов, принятая 01.01.1934, предусматривала поставку 51 пикировщика
Hе.50 (включая 25 машин еще не сданных по предыдущему контракту)
и 35 по лицензии на «Bayerische Flugzeugwerke».
В начале 1934 года Heinkel
получила заказ от представителей гоминдановского Китая на 12 Hе.50 в варианте
разведчика и бомбардировщика. Разрешение на экспорт самолета было получено
от министерства транспорта, но без установки двигателей SAM-22В, которых
не хватало для уже запланированных программ. В результате 12 машин были
закончены с двигателем «Jupiter VI» по образцу Hе.50B. Их перевезли
в Китай в 1934 году. Самолеты получили обозначение Hе.66A-Сh. Год
спустя производство SAM-22В было расширено и китайцы заказали еще 12 самолетов
по образцу Hе.50А с капотами NАСА и коком винта.
Самолеты по второму контракту
получили обозначение Hе.66-Ch. Их закончили весной 1935 года, вскоре
после выделения люфтваффе в отдельный вид войск. Hеобходимость срочно расширить
численный состав боевых частей и недостаток пикировщиков привели к решению
штаба люфтваффе задержать экспортные самолеты. Их поставили люфтваффе под
обозначением Hе.50В. Через шесть месяцев вновь было получено разрешение
на экспорт, и вскоре самолеты были отправлены в Китай. Там творился такой
беспорядок, что они провалялись в гонконгском порту с января 1936 года
по июль 1937 года, когда война с Японией заставила направить их в Пекин
для сборки. Использование японцами пикировщика D1A1 привело к серьезной
путанице. Хотя встреч в бою китайских Hе.66-Ch и японских D1A1
не было зафиксировано, китайцы выкрасили самолеты почти полностью в желтый
цвет, а через два месяца сдали их в учебные части.
Первоначально Hе.50A
использовались в различных летных школах. С формированием 1 октября 1935
года первой в лютваффе части пикировщиков – авиагруппы «Schwerin» – в нее
для первоначального оснащения были направлены Hе.50 и устаревшие
Аr.65.
Авиагруппа позже была переименована в 1-ю группу 162-й эскадры пикировщиков.
При этом были сформированы еще две группы – I/St.G.165 в Киценгене и II/St.G.162
в Любеке по три эскадрильи в каждой. Все девять эскадрилий в качестве временного
пикировщика получали по три Hе.50, а до полного штата они доводились
за счет Аr.65 и HHe.51, полученных из истребительных групп.
По мере поступления Hs.123 и Ju.87,
«хейнкели» сдавались в летные школы. Там Hе.50 использовались до
1943 года, когда их направили в ночные штурмовые группы на Восточный фронт.
Архаичные бипланы Heinkel были собраны в составе двух эскадрилий вновь
сформированной 11-й группы ночных штурмовиков. Hа них летали экипажи эстонских
фашистов. Hа 01.12.1943 1. и 2./NSGr.11 в составе 1-го воздушного флота
имели по 12 Hе.50А, из которых боеспособными были соответственно
10 и 9 машин. Эскадрильи еще использовались до сентября 1944 года, когда
их расформировали из-за недостатка топлива и запчастей. |