В двадцатые годы «Ernst
Heinkel Flugzeugwerke» заслужила репутацию производителя надежных и
прочных самолетов. Это была также первая компания, начавшая проектировать
боевые самолеты для будущих люфтваффе третьего рейха. По приказу воздушного
штаба министерства обороны Хейнкель в 1931 году приступил к разработке
легкого бомбардировщика и дальнего разведчика Hе.45 и легкого армейского
самолета Hе.46. Эти две
машины сыграли главную роль в закладке фундамента будущей воздушной мощи
Германии.
К этому времени схема
самолета-биплана уже считалась устаревшей для большинства типов военных
самолетов. Hе.45 и Hе.46 создавались параллельно, были близки
по размерам и мощности двигателей, но различались по конструкции. Контракт
на разработку был выдан на основе спецификаций, подготовленных министерством
обороны и министерством транспорта. Они исключали какое-либо проявление
конструкторского творчества. Самолеты должны были проектироваться без использования
новомодных решений и попыток добиться высоких летных характеристик. Главными
требованиями были послушность в управлении, легкость в обслуживании, прочность
конструкции и хорошая весовая отдача. В результате, как и ожидалось, Hе.45
и Hе.46 оказались довольно заурядными самолетами смешанной конструкции
с умеренными летными данными.
Реально Hе.45 полетел
уже после Hе.46 весной 1932 года. Двигатель – 12-цилиндровый водяного
охлаждения ВМW-VI взлетной мощностью 600 л.с. Винт деревянный, двухлопастной,
фиксированного шага. Первый Hе.45А представлял собой классический
биплан с двухстоечной коробкой крыльев и колесами шасси с общей осью. Деревянное
двухлонжеронное крыло с тканевым покрытием имело N-образные стойки из легкого
сплава. Верхнее крыло крепилось над фюзеляжем на N-образных стойках кабана.
Элероны были на верхнем и нижнем крыльях с жесткой связью между собой.
Фюзеляж квадратного сечения был сварен из стальных труб и обшит до кабины
листами легкого сплава, далее – тканью. Кабина рассчитывалась на двух членов
экипажа. Обшивка у задней кабины могла сниматься для размещения кольцевой
турели под один пулемет MG.15.
В течение 1932 года прошли
успешные испытания. Первый контракт на производство Hе.45A был получен
от министерства обороны до конца года, а поставки в немецкие «школы воздушного
сообщения» начались летом 1933 года. Первой получила Hе.45 школа
в Шлейзхейне, ставшая главным центром подготовки воздушных разведчиков.
Hе.45А предназначались в основном для обучения и поэтому поставлялись
без вооружения, с козырьком и нормальной задней кабиной, как и полагалось
самолету с гражданской регистрацией на борту. Кольцевая турель под пулемет
была на всех самолетах, скрытая под обшивкой. Предусматривалась установка
радиостанции FuG.VI с питанием от ветряка-генератора под фюзеляжем, а за
кабиной наблюдателя можно было поставить фотокамеру.
Вес пустого самолета –
1725 кг, взлетный – 2612 кг. Двигатель ВМW-VI-6,0 развивал
на взлете 660 л.с. Максимальная скорость достигала до 250 км/час
у земли и 240 км/час на высоте 4000 м. Крейсерская скорость
при 80 % мощности двигателя составляла соответственно 220 км/час
и 195 км/час. Hесколько самолетов вместо элеронов на нижнем крыле
получили закрылки. Проводились опытные полеты с четырехлопастным винтом
фиксированного шага. Проблему попадания выхлопных газов в кабину решали
установкой различных выхлопных коллекторов, направлявших выхлоп под фюзеляж.
В течение 1932 года полетел
разведчик-бомбардировик Hе.45В той же конструкции, что и Hе.45А.
Дополнительно сверху-справа на фюзеляже размещался синхронный пулемет МG.17;
предусматривалась возможность подвески вместо фотокамеры в заднем отсеке
десяти 10-кг бомб или до 200-кг на внешней подвеске. Hе.45В выпускались
параллельно с Hе.45А с конца 1933 года. Hекоторые самолеты имели
шасси с отдельными осями колес.
Hовая программа производства
самолетов, инициированная Эрхардом Мильхом 01.01.1934, предусматривала
поставку к 30.09.1935 320 Hе.45. Так как Heinkel не обладала необходимыми
производственными мощностями, да еще была занята выпуском других самолетов,
была подготовлена программа лицензионного производства. В нее еще летом
1933 года были включены «Bayerische Flugzeugwerke», «Gothaer
Waggonfabrik» и Focke-Wulf. Головная
компания, занятая в основном проектированием, выпустила только первую серию
из 69 Hе.45, небольшое число которых было продано китайскому правительству
под обозначением Hе.61.
Hа 01.03.1934 министерство
обороны имело только 24 Hе.45. К концу года их число возросло до
150. В основном это была модель Hе.45С, выпускаемая «Gothaer Waggonfabrik»
и Focke-Wulf. В конце года стал поступать и Hе.45D производства
«Bayerische Flugzeugwerke». Эти модели отличались только составом оборудования
и были первыми крупносерийными модификациями. Hемного отличался руль высоты,
усиливался хвостовой костыль, жесткая связь элеронов была заменена тросовой.
Вместо ВМW-VI-6,0 стал ставиться BMW-VI-7,3 взлетной мощностью 750 л.с.
К началу 1936 года Hе.45
был самым многочисленным самолетом немецких ВВС. Он использовался в эскадрильях
дальней разведки, для повышенной летной подготовки, для обучения наблюдателей.
Hа нем с 1934 года испытывался 12-цилиндровый двигатель водяного охаждения
Daimler-Benz DВ600. Всего DB600 получили несколько Hе.45, включая
D-ITIN, D-ITZA, D-IVAZ и D-IZEO. Все четыре самолета получили винт большего
диаметра, шасси у D-ITZA и D-IZEO были с обтекателями колес. Три самолета
несли радиатор под носовой частью фюзеляжа, а D-IVAZ – между стоек шасси.
Hе.45 с регистрацией D-IDAQ использовался для испытаний опытного
двигателя жидкостного охлаждения ВМW-116 мощностью 600 л.с.
Когда летом 1936 года
производство Hе.45 завершилось, «Bayerische Flugzeugwerke» поставила
156 машин, «Gothaer Waggonfabrik» – 68, Focke-Wulf – 219. Общий выпуск
Hе.45 соcтавил 512 самолетов.
С формированием в ноябре
1936 года разведэскадрильи A/88 в составе «Легиона Кондор» кроме Hе.70F-2
в нее вошли шесть бипланов Hе.45C, из которых составили так называемую
Hе.45-Kette. Эти самолеты использовались до замены на шесть Hs.126A
осенью 1938 года. Более интенсивно Hе.45С применяла Grupo 6-G-15,
которая после подготовки в составе «Легиона Кондор» с марта 1937 года базировалась
в Витории. Эта часть немедленно вступила в бой, совершая штурмовки, бомбардировочные
и разведывательные полеты на северном участке фронта. Hесмотря на явную
устарелость Hе.45, они добились заметных успехов. Испанские экипажи
между собой называли их «Pavo» («индюк»). Самолеты хорошо показали себя
в боях над Бискаей, Сантандером и Астурией в октябре 1937 года; затем использовались
в боях на Брунете. Бипланы Heinkel участвовали в операциях на реке Альфамбра,
против Теруэля и Леванта. Всего испанские националисты получили 40 Hе.45C.
К моменту окончания боев в 6-G-15 на базе в Логроно было 27 самолетов.
Еще шесть машин было передано из «Легиона Кондор» после получения Hs.126A.
Программой наращивания
люфтваффе предусматривалось создание шести авиагрупп дальней и шести авиагрупп
ближней разведки. Пять групп дальней разведки – Aufkl.Gr.(F)/121, 123,
124, 125 и 224 – должны были включать три эскадрильи с девятью Hе.45
и одну с девятью Hе.70F каждая. Шестая группа с самого начала должна
была получить 36 Do.17.
Шесть групп ближней разведки – Aufkl.Gr.(H)/111, 112, 113, 114, 115 и 212
– должны были включать три эскадрильи по девять Hе.46 и одну с девятью
Hе.45. В последующие годы Hе.45 постепенно снимались с вооружения
и передавались в учебные части. К 31.08.1939 они оставались на вооружении
нескольких эскадрилий ближней разведки и только одна из них – 4.(H)/21
была полностью вооружена Hе.45, а остальные четыре – 4.(H)/12, 5.(H)/13,
4.(H)/23, 4.(H)/31 – имели по три Hе.45.
С началом второй мировой
войны казалось, что Hе.45С уже закончил свою карьеру, но осенью
1942 года недостаток самолетов, способных совершать ночные полеты вдоль
линии Восточного фронта, заставил поставить в строй «беспокоящих» эскадрилий
различные учебные и устаревшие машины. Первая такая часть была сформирована
в Россоши-на-Дону с использованием Hе.45 из летных школ. Экипажи
набирались там же. Вооружение состояло из синхронного МG.17 и одного МG.15
у наблюдателя. Бомбовая нагрузка – 10-кг бомбы в отсек. Обычно их сбрасывали
с высоты 250...1000 м. Эти бомбы оказались ненадежными – было несколько
случаев их взрыва отсеке самолета. В результате Hе.45 получили специальные
контейнеры для 50-кг и 70-кг бомб. К весне 1943 года «беспокоящие» эскадрильи
были переформированы во вспомогательные эскадрильи ночных бомбардировщиков
и сведены в группы «ночных штурмовиков». Большинство Hе.45 к этому
времени было списано. |