Поплавковый разведчик
Mitsubishi
F1M2 уникален среди других японских гидросамолетов тем,
что.был выпущен в действительно большом числе – 1118 самолетов. Hесмотря
на уже устаревшую конструкцию,
F1M2 полностью отвечал требованиям
к ближнему морскому разведчику, а его отличная маневренность даже позволяла
использовать его в качестве перехватчика, пикирующего бомбардировщика и
патрульного самолета – такая универсальность была, пожалуй, уникальна среди
самолетов второй мировой войны.
В конце 1934 года авиафирмы
Aichi, Kawanishi и Mitsubishi получили задание 10-Shi на создание катапультного
ближнего разведчика, который должен был заменить «type 95» – разведчик
Nakajima E8N1. Разработанный на Mitsubishi
проект Ka.17 представлял собой однопоплавковый биплан, спроектированный
под руководством Йе Хаттори. Первый опытный самолет получил флотское обозначение
F1M1 и был облетан в июне 1936 года. Самолет был оснащен 9-цилиндровым
двигателем воздушного охлаждения Nakajima «Hikari 1» мощностью 820 л.с.
Благодаря хорошей аэродинамике F1M1 показал более высокие летные
характеристики, чем его конкурент Aichi АВ-13 с тем же двигателем.
Hо самолет козлил на посадке, а устойчивость в полете была плохой.
После выпуска четырех
опытных самолетов Mitsubishi перепроектировала его конструкцию для улучшения
летных характеристик. Hовый F1M2 получил двигатель Mitsubishi «Tsuisei
13» мощностью 875 л.с. под новый, более обжатым капотом, что улучшило
обзор пилоту. Вместо эллиптического в плане крыла, было установлено крыло
с прямыми кромками. «Поперечное V» крыла было увеличено с 2°
до 3°.
Площадь оперения была также заметно увеличена. Теперь управляемость на
воде и в воздухе вошла в норму, и F1M2 был принят на вооружение
под обозначением «разведывательный гидросамолет морской тип 0 модель 11».
Производство F1M2
первоначально осуществлялось исключительно на Mitsubishi, составив 524
самолета. Потом выпуск самолета осуществлял 21-й морской авиационный арсенал
в Сасебо. «Разведывательный гидросамолет морской тип 0» широко использовался
во время войны с авиаматок, крейсеров и береговых баз. Причем его задачи
не ограничивались только разведкой и прикрытием конвоев. Hесмотря на слабое
вооружение из двух синхронных 7,7-мм пулеметов, одного на подвижной установке
и двух 60-кг бомб, гидроплан успешно использовался и в качестве истребителя,
и в качестве пикировщика, особенно при поддержке десантных операций. Используя
такой опыт, самолет пытались приспособить под подвеску 250-кг бомбы, впрочем,
неудачно. Самолет также использовался в качестве учебного под обозначением
F1M2-K. |