В 1933 году японский императорский
флот выдал задание на двухместный самолет, призванный заменить «разведывательный
гидросамолет морской тип 90 модель 22» (Nakajima E4N2)
и стать основным самолетом на борту авиаматок, линкоров и крейсеров. Два
участника конкурса Aichi и Kawanishi предложили проекты низкопланов, а
Nakajima решила модернизировать биплан E4N2.
Гидросамолет Nakajima
получил внутрифирменное обозначение «тип MS». От своего предшественника
он отличался более короткой хордой и меньшей площадью крыла. При этом верхнее
крыло приобрело стреловидность. Киль был удлинен, а подфюзеляжный гребень
снят. Hовый E8N, также как и его предшественник, был оснащен тем
же 9-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Nakajima «Kotobuki-2KAI-1»
с двухлопастным винтом. Главным конструктором самолета был Кисиро Мацуо.
Первый опытный экземпляр
был готов и облетан в марте 1934 года. За ним последовали шесть самолетов
установочной партии, проходивших интенсивные испытания вместе со своими
конкурентами – единственным монопланом Kawanishi Е8К1 и двумя опытными
Aichi Е8А1.
Благодаря своей отличной
маневренности и лучшей управляемости, Nakajima E8N1 вышел победителем
конкурса и в октябре 1935 году был принят на вооружение флота под обозначением
«разведывательный гидросамолет морской тип 95 модель 1». Позже появился
вариант E8N2 с двигателем «Kotobuki-2KAI-2» и новым оборудованием.
Оба типа оставались в серийном производстве на заводах Nakajima и Kawanishi
до 1940 года. Всего было выпущено 755 гидросамолетов, включая 48 на Kawanishi.
E8N1 широко использовался
с авиаматок, линкоров и крейсеров во время войны в Китае, при этом несколько
машин было сбито китайскими истребителями. Гидросамолет использовался в
качестве пикирующего бомбардировщика, но чаще в качестве разведчика и корректировщика
огня. С началом войны на Тихом океане «тип 95» уже снимался с вооружения
боевых частей и заменялся на разведчик «тип 0» (Aichi
Е13А1) и патрульный самолет «тип 0» (Mitsubishi F1M2).
Однако в первый год войны E8N2 все еще использовался с ряда кораблей,
а позже применялся в качестве связного и учебного самолета. |