В 1935 году Министерство
авиации Великобритании выпустило технические задания на торпедоносец-бомбардировщик
и разведчик-бомбардировщик. Требованиям последнего соответствовал вариант
Bristol 149, который был построен в Канаде под наименованием «Bolingbroke».
А в соответствии с заданием на торпедоносец-бомбардировщик компания Bristol
начала работы по приспособлению для этой роли самолета «Blenheim»,
обозначив данный проект как Bristol 150.
Проектное предложение,
касающееся изменений в конструкции фюзеляжа для размещения торпеды и установки
более мощных двигателей, было представлено в Министерство авиации в ноябре
1935 года. После отсылки описания самолета 150 конструкторы Bristol
пришли к заключению, что возможно удовлетворить обоим тактико-техническим
требованиям одним самолетом, производным от проекта Бленхейм, и немедленно
подготовил эскизный проект Bristol 152.
Новый проект был слегка
увеличен в длину для размещения торпеды в полувыступающем положении, а
также навигационной станции и кресел летчика и штурмана в положении бок-о-бок;
позади них размещались радиостанция и фотокамера, с которыми должен был
работать стрелок-радист-фотооператор. Проект Bristol 152 оказался
более привлекательным для Министерства авиации, но оно полагало, что экипаж
из четырех человек был бы более целесообразен, в связи с чем компоновка
кабин была перепроектирована под это требование. В итоге крыша фонаря кабины
не прерывалась до надфюзеляжной турели, что стало примечательным силуэтом
новой машины «Beaufort». Анализ и расчеты показали, что силовая установка
из двух моторов Bristol «Perseus» не будет обеспечивать достаточную мощность
для сохранения летных характеристик при увеличившемся на 25 % полетном
весе. Взамен нее для «Beaufort» были выбраны вновь разработанные двухрядные
двигатели «Taurus» с гильзовым распределением рабочей смеси.
Первоначальный контракт
на 78 машин был заключен в августе 1936 года, но первый опытный самолет
поднялся в воздух лишь два года спустя, 15.10.1938. Летные испытания опытного
экземпляра выявили большое число недостатков, приведших к установке створок,
закрывавших главные опоры шасси в убранном положении, выводу в новое место
выхлопных труб двигателей и к установке двух пулеметов в надфюзеляжной
турели. Эти и другие вынужденные модификации в сочетании с возникавшими
проблемами с новыми двигателями задержали ввод в эксплуатацию самолетов
«Beaufort» Mk.I, который начался в январе 1940 года в 22-ю эскадрилью Береговой
авиации. Это подразделение в ночь с 15...16.04.1940 открыло боевую карьеру
самолетов «Beaufort» постановкой мин во вражеских прибрежных водах. Но
в следующем месяце весь парк машин вывели из летной эксплуатации до тех
пор, пока не была проведена доработка двигателей.
Австралийское правительство
проявило интерес к самолетам «Beaufort» и в начале 1939 года решило, что
имеет производственные мощности, которые могли быть приспособлены для выпуска
этих самолетов. Двадцать единиц агрегатов планера и восьмой серийный самолет
в качестве рабочих образцов были отправлены в Австралию, но еще раньше
австралийцы решили, что им не подходят двигатели «Taurus». Поэтому они
получили лицензию от Pratt-Whitney на производство моторов «Twin Wasp»,
которыми в итоге и были оснащены все выпущенные в Австралии самолеты «Beaufort»;
их общее число составило 700 машин.
Австралийское серийное
производство началось в 1940 году, и первый «Beaufort» Mk.V поднялся в
воздух в мае 1941 года. Кроме силовой установки, эти самолеты были в целом
аналогичны своим британским двойникам, за исключением увеличенной площади
киля для улучшения устойчивости. Изменения в двигателях и винтах составляли
основу отличий различных вариантов, выпускавшихся на австралийских заводах.
Они включали «Beaufort» Mk.V (50 машин) и «Beaufort» Mk.VA (30), оба с
лицензионными двигателями «Twin Wasp» S3C4-G; шестьдесят машин «Beaufort»
Mk.VI с винтами Curtiss и сорок самолетов «Beaufort» Mk.VII с винтами Hamilton
– все 100 машин были оснащены импортными моторами «Twin Wasp» S1C3-G из-за
недостаточного лицензионного выпуска; вариант «Beaufort» Mk.VIII имел лицензионные
двигатели S3C4-G. Последний
тип был заключительным серийным вариантом, построенным в количестве 520
машин, и имел дополнительные топливные баки, навигационную систему «Loran»
и вариации в вооружении.
Серийное производство
завершилось в 1944 года. Сорок шесть самолетов были переделаны в транспортные
машины: у них отсутствовала надфюзеляжная турель, а образовавшееся отверстие
было закрыто обтекателем; этот вариант имел обозначение «Beaufort» Mk IX.
Мощность двигателей всех австралийских вариантов составляла 1200 л.с.
Самолеты широко использовались
ВВС Австралии на Тихоокеанском театре военных действий с лета 1942 года
до конца Второй мировой войны. Ранние испытания австралийских самолетов
«Beaufort» Mk.V с двигателями «Twin Wasp» побудили Министерство авиации
определить эту силовую установку для следующего контракта, и опытный вариант
с американскими двигателями поднялся в воздух в ноябре 1940 года.
Первый серийный «Beaufort»
Mk.II совершил свой первый полет в сентябре 1941 года и по сравнению с
вариантом «Beaufort» Mk.I обнаружил намного лучшие взлетные характеристики.
Однако из-за нехватки двигателей «Twin Wasp» в Великобритании было построено
только 164 серийных машины Mk.II до того момента, когда вариант Mk.I с
улучшенными двигателями «Taurus» XII или «Taurus» XVI был вновь запущен
в серийное производство. Этот вариант имел прочностное усиление конструкции,
измененную пулеметную турель и противолодочный локатор с антеннами «Yagi».
К моменту завершения серийного
выпуска этого варианта в 1944 году в Великобритании было построено более
1200 самолетов «Beaufort». Последние два обозначения, «Beaufort» Mk.III
и «Beaufort» Mk.IV, относятся, соответственно, к варианту с моторами Rolls-Royce
«Merlin» XX, который так и не был построен, и к варианту с двумя двигателями
«Taurus» XX мощностью 1250 л.с., который был построен в единственном
опытном экземпляре. |