ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



«Beaufort» Bristol 152 «Beaufort»
патрульный самолет
(базовый торпедоносец) 


В 1935 году Министерство авиации Великобритании выпустило технические задания на торпедоносец-бомбардировщик и разведчик-бомбардировщик. Требованиям последнего соответствовал вариант Bristol 149, который был построен в Канаде под наименованием «Bolingbroke». А в соответствии с заданием на торпедоносец-бомбардировщик компания Bristol начала работы по приспособлению для этой роли самолета «Blenheim», обозначив данный проект как Bristol 150.
Проектное предложение, касающееся изменений в конструкции фюзеляжа для размещения торпеды и установки более мощных двигателей, было представлено в Министерство авиации в ноябре 1935 года. После отсылки описания самолета 150 конструкторы Bristol пришли к заключению, что возможно удовлетворить обоим тактико-техническим требованиям одним самолетом, производным от проекта Бленхейм, и немедленно подготовил эскизный проект Bristol 152.
Новый проект был слегка увеличен в длину для размещения торпеды в полувыступающем положении, а также навигационной станции и кресел летчика и штурмана в положении бок-о-бок; позади них размещались радиостанция и фотокамера, с которыми должен был работать стрелок-радист-фотооператор. Проект Bristol 152 оказался более привлекательным для Министерства авиации, но оно полагало, что экипаж из четырех человек был бы более целесообразен, в связи с чем компоновка кабин была перепроектирована под это требование. В итоге крыша фонаря кабины не прерывалась до надфюзеляжной турели, что стало примечательным силуэтом новой машины «Beaufort». Анализ и расчеты показали, что силовая установка из двух моторов Bristol «Perseus» не будет обеспечивать достаточную мощность для сохранения летных характеристик при увеличившемся на 25 % полетном весе. Взамен нее для «Beaufort» были выбраны вновь разработанные двухрядные двигатели «Taurus» с гильзовым распределением рабочей смеси.
Первоначальный контракт на 78 машин был заключен в августе 1936 года, но первый опытный самолет поднялся в воздух лишь два года спустя, 15.10.1938. Летные испытания опытного экземпляра выявили большое число недостатков, приведших к установке створок, закрывавших главные опоры шасси в убранном положении, выводу в новое место выхлопных труб двигателей и к установке двух пулеметов в надфюзеляжной турели. Эти и другие вынужденные модификации в сочетании с возникавшими проблемами с новыми двигателями задержали ввод в эксплуатацию самолетов «Beaufort» Mk.I, который начался в январе 1940 года в 22-ю эскадрилью Береговой авиации. Это подразделение в ночь с 15...16.04.1940 открыло боевую карьеру самолетов «Beaufort» постановкой мин во вражеских прибрежных водах. Но в следующем месяце весь парк машин вывели из летной эксплуатации до тех пор, пока не была проведена доработка двигателей.
Австралийское правительство проявило интерес к самолетам «Beaufort» и в начале 1939 года решило, что имеет производственные мощности, которые могли быть приспособлены для выпуска этих самолетов. Двадцать единиц агрегатов планера и восьмой серийный самолет в качестве рабочих образцов были отправлены в Австралию, но еще раньше австралийцы решили, что им не подходят двигатели «Taurus». Поэтому они получили лицензию от Pratt-Whitney на производство моторов «Twin Wasp», которыми в итоге и были оснащены все выпущенные в Австралии самолеты «Beaufort»; их общее число составило 700 машин.
Австралийское серийное производство началось в 1940 году, и первый «Beaufort» Mk.V поднялся в воздух в мае 1941 года. Кроме силовой установки, эти самолеты были в целом аналогичны своим британским двойникам, за исключением увеличенной площади киля для улучшения устойчивости. Изменения в двигателях и винтах составляли основу отличий различных вариантов, выпускавшихся на австралийских заводах. Они включали «Beaufort» Mk.V (50 машин) и «Beaufort» Mk.VA (30), оба с лицензионными двигателями «Twin Wasp» S3C4-G; шестьдесят машин «Beaufort» Mk.VI с винтами Curtiss и сорок самолетов «Beaufort» Mk.VII с винтами Hamilton – все 100 машин были оснащены импортными моторами «Twin Wasp» S1C3-G из-за недостаточного лицензионного выпуска; вариант «Beaufort» Mk.VIII имел лицензионные двигатели S3C4-G. Bristol Beaufort Mk.IПоследний тип был заключительным серийным вариантом, построенным в количестве 520 машин, и имел дополнительные топливные баки, навигационную систему «Loran» и вариации в вооружении.
Серийное производство завершилось в 1944 года. Сорок шесть самолетов были переделаны в транспортные машины: у них отсутствовала надфюзеляжная турель, а образовавшееся отверстие было закрыто обтекателем; этот вариант имел обозначение «Beaufort» Mk IX. Мощность двигателей всех австралийских вариантов составляла 1200 л.с.
Самолеты широко использовались ВВС Австралии на Тихоокеанском театре военных действий с лета 1942 года до конца Второй мировой войны. Ранние испытания австралийских самолетов «Beaufort» Mk.V с двигателями «Twin Wasp» побудили Министерство авиации определить эту силовую установку для следующего контракта, и опытный вариант с американскими двигателями поднялся в воздух в ноябре 1940 года.
Первый серийный «Beaufort» Mk.II совершил свой первый полет в сентябре 1941 года и по сравнению с вариантом «Beaufort» Mk.I обнаружил намного лучшие взлетные характеристики. Однако из-за нехватки двигателей «Twin Wasp» в Великобритании было построено только 164 серийных машины Mk.II до того момента, когда вариант Mk.I с улучшенными двигателями «Taurus» XII или «Taurus» XVI был вновь запущен в серийное производство. Этот вариант имел прочностное усиление конструкции, измененную пулеметную турель и противолодочный локатор с антеннами «Yagi».
К моменту завершения серийного выпуска этого варианта в 1944 году в Великобритании было построено более 1200 самолетов «Beaufort». Последние два обозначения, «Beaufort» Mk.III и «Beaufort» Mk.IV, относятся, соответственно, к варианту с моторами Rolls-Royce «Merlin» XX, который так и не был построен, и к варианту с двумя двигателями «Taurus» XX мощностью 1250 л.с., который был построен в единственном опытном экземпляре.

Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / макс. взлетная, кг
Двигатели
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость, км/час
Дальность полета, км
Практический потолок, м
Экипаж
Боевая нагрузка

Вооружение

1941
17,63
13,59
3,78
46,73
5945 / 9630
два Bristol Taurus VI (XII, XVI) (1130 л.с.)
418
322
1666
5030
4
одна торпеда (728 кг),
бомбы или мины массой до 680 кг
четыре 7,7-мм пулемета
(по два в носовой и надфюзеляжной турелях),
некоторые самолеты имели дополнительно
три пулемета такого же калибра
(один в блистере нижней носовой части
фюзеляжа и два в мотогондолах)

Beaufort Mk.I

Beaufort Mk.I

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования