ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



BV.40
Blohm und Voss BV.40A
планер- истребитель 



С первых же дней существования авиапромышленного отдела Blohm und Voss его главный конструктор и технический директор Ричард Фогт продемонстрировал вполне определенную склонность к неординарным проектам и довольно радикальным решениям. В результате даже самые «консервативные» его проекты отвернгались Техническим департаментом, как проявление конструкторской фантазии. Учитывая твердую приверженность Рейхсминистерства Авиации к традиционным решениям, несколько неожиданно, что наиболее оригинальное предложение Фогта – небольшой, хорошо бронированный планер для атаки вражеских бомбардировщиков – получило официальную поддержку.
В январе 1943 года соединения американских бомбардировщиков В-17 «Flying Fortress» первый раз вторглись вглубь Германии. Они летели в тесном строю, известном как «боевой ящик», для обеспечения максимальной взаимной поддержки огнем. Первые же боевые столкновения показали, что лоб FW.190 с его радиальным двигателем – 1,5 м2 представляет собой хорошую цель для стрелков В-17, способных поражать ее с расстояния более чем 1000 м. Было ясно, что уменьшить «лоб» истребителя можно реально только исключив двигатель. Сделав такой вывод, Фогт предложил Техническому департаменту идею безмоторного перехватчика – планера-истребителя, выполненного из недефицитных материалов и поднимаемого на боевую высоту обычным истребителем. Предполагалось, что планер сможет приблизиться практически невидимым для стрелков бомбардировщиков на дистанцию эффективного огня своих 30-мм пушек.
Было очевидно со всех точек зрения, чтобы противостоять американским бомбардировщикам, потребуются взвешенные и нестандарные решения, и Фогт выдвинул свое изобретение, получившее по несколько непонятным причинам обозначение ВV.40.
Отличительной чертой ВV.40 было применение недефицитных материалов, которые обрабатывались плотниками, столярами, сварщиками и слесарями, не имевшими опыта авиастроителей. Кабина, в которой полулежа на подушке размещался пилот, была сварена из стальных листов. Передний лист толщиной 20 мм, боковые и сбрасываемая верхняя панель – 3 мм, дно – 5 мм. Лобовое бронестекло было толщиной 120 мм, а две сдвижные бронированные панели закрывали боковые окна. Hоги пилота были защищены 8-мм броней. Центральная секция фюзеляжа из клепанного металла скреплялась болтами с деревянным хвостом. Крыло и оперение также деревянной конструкции. Крыло с одним коробчатым главный лонжероном из фанеры и двумя вспомогательными сзади и спереди от главного. Оно обшивалось 4 мм фанерой и крепилось к фюзеляжу четыремя болтами.
Для взлета использовалась сбрасываемая двухколесная тележка, а для посадки полуубирающаяся лыжа. Точность посадки обеспечивалась закрылками, опускаемыми на 80°. Первоначально Фогт планировал ограничить вооружение одной пушкой МК-108 с 70 снарядами. Он полагал, что если после первой атаки высота позволяла сделать второй заход, то должен был использоваться «Geratschlinge» (петлевой снаряд) – кабель, спущенный с планера с небольшим зарядом взрывчатки. Тем не менее, сошлись на мнении, что планер должен был вести атаку в лоб на скорости 400 км/час, сближаясь с целью на 800 км/час, так что пилот едва ли мог успеть сделать больше одной очереди, которая должна была быть максимально мощной. В результате было решено при том же боезапасе установить две пушки, а «петлевой снаряд» снять.
Для взлета ВV.40 устанавливался на друхколесную тележку и крепился с помощью 30-метрового троса к Вf.109G или FW.190. Пилот планера сбрасывал тележку шасси сразу после взлета. При нормальной посадке выпускалась лыжа, а закрылки отклонялись на 50°. Максимальное отклонение на 80° было допустимо только в экстренном случае.
В последние дни мая 1944 года первый опытный планер ВV.40-V1 был поднят в воздух за Bf.110. Пилот доложил после полета, что управляемость планера была хорошей, в том числе и в турбулентном потоке за буксиром. Второй полет проведен 02.06.1944 Венцендорфе. База взлетной тележки для большей устойчивости при разбеге была увеличена, а давление в шинах снижено. Пилот отцепился от буксира на высоте 800 м и скорости 240 км/час. Затем скорость была снижена до 150 км/час. При этом управляемость оставалась в норме, но при скорости 140 км/час планер неожиданно «посыпался» вниз и рухнул на границу аэродрома, пропахав 25 м.
Второй опытный BV.40-V2 был уже готов. Первые два полета на нем были выполнены 5 июня. В двух следующих полетах три дня спустя была достигнута скорость 330 км/час при отцеплении на высоте 2200 м. BV.40-V3 был разрушен во время статических испытаний, а V4 серьезно поврежден при опытных полетах. Hа испытаниях его заменил V5.
27.07.1944 BV.40-V6 был перегнан из Штада в Венцендорф на буксире за Bf.110. Это был первый дальний перелет. Пилот после полета доложил, что путешествие оказалось крайне утомительным. Лежать ничком, упираясь подбородком оказалось очень тяжело.
К этому времени установили, что управляемость планера достаточна. Было заказано 19 машин со сроком готовности к марту 1945 года. Одновременно последовал заказ на установочную партию из 200 BV.40A, но Технический департамент уже начал планировать изменение вооружения и оборудования.
Планировалось установить ракетный или пульсирующий двигатель и даже изменить назначение планера. Флигер-штабинженер Тилениус предложил оснастить ВV.40 мелкими бомбами с дистанционными взрывателями для сброса на строй бомбардировщиков. Максимальная нагрузка планировалась из четырех бомб ВТ-700 под крылом. Предполагалось, что пару ВV.40 можно было подвесить под Hе.177А-5 или В-5. Планировалось поставить автоматическую систему управления, ракетный двигатель или даже использовать планер в качестве буксируемого топливного бака.
К середине июля 1944 года основная программа испытаний была закончена. Hа высоте 2000 м была достигнута скорость 470 км/час. Полагали, что в пикировании можно достигнуть и 900 км/час. Правда, были сомнения относительно возможного флаттера элеронов. Чтобы исключить такую опасность, рассчитывали сократить площадь элеронов на 40 %. Провести исследования по этому вопросу планировалось осенью 1944 года, когда программа была прекращена. ВV.40-V7 был закончен в августе. Готовность V8 и V9 планировалась на сентябрь и октябрь, соответственно. Оставшиеся 10 планеров должны были изготовляться темпом два в месяц.


Тактико-технические характеристики ВV.40А
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Максимальная скорость, км/час
  на планировании
  на высоте 6000 м при буксировке за Вf.109G
Время набора высоты 7000 м
Экипаж
Вооружение
7,9
5,7
1,6
8,4
840 / 950

900
550
12 мин
1
две 30-мм МК-108 (70)


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования