С первых же дней существования
авиапромышленного отдела Blohm und Voss его главный конструктор и технический
директор Ричард Фогт продемонстрировал вполне определенную склонность к
неординарным проектам и довольно радикальным решениям. В результате даже
самые «консервативные» его проекты отвернгались Техническим департаментом,
как проявление конструкторской фантазии. Учитывая твердую приверженность
Рейхсминистерства Авиации к традиционным решениям, несколько неожиданно,
что наиболее оригинальное предложение Фогта – небольшой, хорошо бронированный
планер для атаки вражеских бомбардировщиков – получило официальную поддержку.
В январе 1943 года соединения
американских бомбардировщиков В-17 «Flying Fortress»
первый раз вторглись вглубь Германии. Они летели в тесном строю, известном
как «боевой ящик», для обеспечения максимальной взаимной поддержки огнем.
Первые же боевые столкновения показали, что лоб FW.190
с его радиальным двигателем – 1,5 м2 представляет собой
хорошую цель для стрелков В-17, способных поражать ее с расстояния
более чем 1000 м. Было ясно, что уменьшить «лоб» истребителя можно
реально только исключив двигатель. Сделав такой вывод, Фогт предложил Техническому
департаменту идею безмоторного перехватчика – планера-истребителя, выполненного
из недефицитных материалов и поднимаемого на боевую высоту обычным истребителем.
Предполагалось, что планер сможет приблизиться практически невидимым для
стрелков бомбардировщиков на дистанцию эффективного огня своих 30-мм пушек.
Было очевидно со всех
точек зрения, чтобы противостоять американским бомбардировщикам, потребуются
взвешенные и нестандарные решения, и Фогт выдвинул свое изобретение, получившее
по несколько непонятным причинам обозначение ВV.40.
Отличительной чертой ВV.40
было применение недефицитных материалов, которые обрабатывались плотниками,
столярами, сварщиками и слесарями, не имевшими опыта авиастроителей. Кабина,
в которой полулежа на подушке размещался пилот, была сварена из стальных
листов. Передний лист толщиной 20 мм, боковые и сбрасываемая верхняя
панель – 3 мм, дно – 5 мм. Лобовое бронестекло было толщиной
120 мм, а две сдвижные бронированные панели закрывали боковые окна.
Hоги пилота были защищены 8-мм броней. Центральная секция фюзеляжа из клепанного
металла скреплялась болтами с деревянным хвостом. Крыло и оперение также
деревянной конструкции. Крыло с одним коробчатым главный лонжероном из
фанеры и двумя вспомогательными сзади и спереди от главного. Оно обшивалось
4 мм фанерой и крепилось к фюзеляжу четыремя болтами.
Для взлета использовалась
сбрасываемая двухколесная тележка, а для посадки полуубирающаяся лыжа.
Точность посадки обеспечивалась закрылками, опускаемыми на 80°.
Первоначально Фогт планировал ограничить вооружение одной пушкой МК-108
с 70 снарядами. Он полагал, что если после первой атаки высота позволяла
сделать второй заход, то должен был использоваться «Geratschlinge» (петлевой
снаряд) – кабель, спущенный с планера с небольшим зарядом взрывчатки. Тем
не менее, сошлись на мнении, что планер должен был вести атаку в лоб на
скорости 400 км/час, сближаясь с целью на 800 км/час, так
что пилот едва ли мог успеть сделать больше одной очереди, которая должна
была быть максимально мощной. В результате было решено при том же боезапасе
установить две пушки, а «петлевой снаряд» снять.
Для взлета ВV.40
устанавливался на друхколесную тележку и крепился с помощью 30-метрового
троса к Вf.109G или FW.190. Пилот планера сбрасывал тележку
шасси сразу после взлета. При нормальной посадке выпускалась лыжа, а закрылки
отклонялись на 50°.
Максимальное отклонение на 80°
было допустимо только в экстренном случае.
В последние дни мая 1944
года первый опытный планер ВV.40-V1 был поднят в воздух за Bf.110.
Пилот доложил после полета, что управляемость планера была хорошей, в том
числе и в турбулентном потоке за буксиром. Второй полет проведен 02.06.1944
Венцендорфе. База взлетной тележки для большей устойчивости при разбеге
была увеличена, а давление в шинах снижено. Пилот отцепился от буксира
на высоте 800 м и скорости 240 км/час. Затем скорость была
снижена до 150 км/час. При этом управляемость оставалась в норме,
но при скорости 140 км/час планер неожиданно «посыпался» вниз и
рухнул на границу аэродрома, пропахав 25 м.
Второй опытный BV.40-V2
был уже готов. Первые два полета на нем были выполнены 5 июня. В двух следующих
полетах три дня спустя была достигнута скорость 330 км/час при отцеплении
на высоте 2200 м. BV.40-V3 был разрушен во время статических испытаний,
а V4 серьезно поврежден при опытных полетах. Hа испытаниях его заменил
V5.
27.07.1944 BV.40-V6
был перегнан из Штада в Венцендорф на буксире за Bf.110. Это был
первый дальний перелет. Пилот после полета доложил, что путешествие оказалось
крайне утомительным. Лежать ничком, упираясь подбородком оказалось очень
тяжело.
К этому времени установили,
что управляемость планера достаточна. Было заказано 19 машин со сроком
готовности к марту 1945 года. Одновременно последовал заказ на установочную
партию из 200 BV.40A, но Технический департамент уже начал планировать
изменение вооружения и оборудования.
Планировалось установить
ракетный или пульсирующий двигатель и даже изменить назначение планера.
Флигер-штабинженер Тилениус предложил оснастить ВV.40 мелкими бомбами
с дистанционными взрывателями для сброса на строй бомбардировщиков. Максимальная
нагрузка планировалась из четырех бомб ВТ-700 под крылом. Предполагалось,
что пару ВV.40 можно было подвесить под Hе.177А-5
или В-5. Планировалось поставить автоматическую систему управления,
ракетный двигатель или даже использовать планер в качестве буксируемого
топливного бака.
К середине июля 1944 года
основная программа испытаний была закончена. Hа высоте 2000 м была
достигнута скорость 470 км/час. Полагали, что в пикировании можно
достигнуть и 900 км/час. Правда, были сомнения относительно возможного
флаттера элеронов. Чтобы исключить такую опасность, рассчитывали сократить
площадь элеронов на 40 %. Провести исследования по этому вопросу планировалось
осенью 1944 года, когда программа была прекращена. ВV.40-V7 был
закончен в августе. Готовность V8 и V9 планировалась на сентябрь
и октябрь, соответственно. Оставшиеся 10 планеров должны были изготовляться
темпом два в месяц. |