В начале 1939 года конструкторский
коллектив, возглавляемый Яковлевым, закончил работу над новым двухместным
самолетом. Вначале его предполагалось использовать как высотный скоростной
разведчик. В
то время везде происходила погоня за скоростями самолетов, уже приближалась
вторая мировая война, появились истребители-монопланы и двухмоторные бомбардировщики
со скоростями до 550 км/час. В СССР наиболее скоростным ближним
бомбардировщиком был СБ (1934) со скоростью
455 км/час, а дальним Ил-4 (460 км/час).
Срочно требовался самолет этого же класса, но более скоростной и соответствующий
требованиям времени.
Конструкция ББ-22
– смешанная. Крыло площадью 29,4 м2 было выполнено неразъемным,
деревянным, двухлонжеронным, с фанерной обшивкой. Центральная часть фюзеляжа
деревянная, составляла одно целое с крылом. Носовая часть фюзеляжа дюралюминиевая,
хвостовая – отъемная ферменная, сварная из хромансилевых труб, с полотняной
обшивкой. Элероны и хвостовое оперение – дюралюминовые с полотном, щитки
– дуралюминовые. Шасси – по типу СБ, с вилками колес. Словом, никаких
усложняющих дело особенностей в конструкции не было, она повторяла то,
что было уже освоено и проверено в других самолетах. Для столь скоростного
и относительно крупного самолета ферменная конструкция фюзеляжа была все-таки
не совсем обычной.
Первый экземпляр самолета
проходил госиспытания в варианте ближнего разведчика без вооружения, но
с бомбоотсеком. Были отмечены высокие летно-технические данные, хорошее
производственное выполнение, простая для освоения технология деревянного
самолета. Поэтому и было принято решение о серийной постройке
ББ-22
на двух заводах.
ВВС заказали самолет не
только в качестве разведчика, но и ближнего бомбардировщика с внутренней
подвеской бомб 400
кг. В связи с этим ВВС потребовали перекомпоновать
самолет: кабину штурмана расположить непосредственно за кабиной летчика,
изъять фюзеляжные бензобаки и перенести бомболюк назад, увеличив его размеры,
а емкость крыльевых баков увеличить. Было предложено также установить стрелковое
вооружение, а затем доработать его, поместив пулемет ШКАС для обстрела
задней полусферы на тяжелой стандартной турели с экраном.
Эти изменения привели
к ухудшению устойчивости и к значительному увеличению массы. Самолет утратил
и свое первоначальное аэродинамическое совершенство. Скорость его существенно
снизилась. Были построены серии этих машин под обозначением Як-2
с двигателями М-103 и Як-4 с М-105.
Як-2 (ББ-22,
№ 22) – ближний бомбардировщик, двухмоторный, двух...трехместный низкоплан
с разнесенным вертикальным оперением. Двигатели М-103 по 960 л.с.,
потом М-105 по 1050 л.с.
Конструктор расположил
кабину штурмана непосредственно за кабиной летчика, изъяв фюзеляжные бензобаки,
и перенести бомболюк назад, увеличив его размеры, усилил вооружение самолета.
Для защиты от истребителей на самолете установили дополнительную огневую
точку, в фюзеляже оборудовали отсек на 400 кг бомб небольшого калибра.
Тяжелые бомбы самолет нес на наружной подвеске. Все это привело к утяжелению
самолета и утрате им аэродинамического совершенства. Самолет получил название
Як-4
(ББ-22). Дополнительное оборудование и повышение нагрузки, естественно,
отразились на летных качествах самолета. Его скорость заметно снизилась.
Як-4
состоял на вооружении недолго.
Самолет не получил широкого
применения и не имел продолжения, поскольку, как указано выше, под грузом
не свойственных замыслу ББ-22 переделок, вносимых к тому же в процессе
производства без должной отработки, была нарушена логика развития конструкции,
которая так и осталась недоведенной.Уже
в первый период Великой Отечественной войны его заменили более мощные пикирующие
бомбардировщики
Пе-2.
Значение
ББ-22
заключалось в том, что он явился предвестником нового поколения скоростных
монопланов, показал возможности дальнейшего повышения скорости, дал толчок
ускорению аналогичных работ в других ОКБ.
В ходе освоения и внедрения
ББ-22
было еще две модификации: разведчик Р-12, проходивший только заводские
испытания, и И-29 (ББ-22 ИС) – видоизменение
Р-12,
истребитель сопровождения, вооруженный двумя неподвижными пушками ШВАК,
размещенными под фюзеляжем. И-29 (ББ-22 ИС) был построен
в 1941 году (испытывался летчиком-испытателем Стефановским), доводился
в 1942 году, но дальше опытного образца дело не пошло. |